Экспорт машин и оборудования из россии в 2019 году

Экспорт продовольствия в 2019 году сократится на 4%

Экспорт сельхозсырья и продовольствия из России в 2019 году может сократиться на 4% в стоимостном выражении — до $24 млрд.

Такой прогноз на 10-й международной конференции «Где маржа», организованной Институтом конъюнктуры аграрного рынка, озвучил гендиректор ИКАР Дмитрий Рылько.

Основная причина сокращения вывоза — уменьшение объемов поставок за рубеж зерна, что обусловлено снижением его валового сбора в 2018-м. Импорт продовольствия также продолжит снижаться и по итогам этого года может сократиться на 4,5% до $28 млрд, добавил Рылько.

Обратите внимание

В 2018-м агроэкспорт в денежном выражении составил почти $25,1 млрд, а ввоз оценивается в $29,3 млрд. Таким образом, подчеркнул Рылько, Россия приблизилась к нулевому торговому балансу, и в текущем году такая тенденция продолжится.

«Чиновники разных уровней любят повторять, что объем вывоза продукции АПК уже превышает экспорт вооружения, но сейчас мы продвинулись еще дальше, — отмечает эксперт.

— Так, аграрный экспорт в стоимостном выражении в прошлом году вплотную подошел к объему поставок за рубеж всех машин и оборудования ($27,4 млрд), а также химии ($26 млрд)».

Рылько напомнил, что крупнейшие страны-экспортеры, среди которых США, Евросоюз, Китай, Бразилия и другие, являются и крупнейшими импортерами продовольствия. Поэтому России не стоит стремиться полностью заместить поставки зарубежной агропродукции товарами собственного производства.

«Задача по наращиванию экспорта не может решаться в отрыве от общего торгового баланса страны, — обращает внимание эксперт. — Государству стоит подумать, нужно ли форсировать самообеспечение, ведь во многих секторах импорт помогает развиваться экспорту».

Кроме того, насыщение рынка собственной продукцией ведет к снижению цен и рентабельности, это тоже стоит учитывать, наращивая объемы внутреннего производства и сокращая ввоз, добавил Рылько.

Что касается вывоза зерна, то несмотря на уменьшение отгрузок в сезоне-2018/19, Россия в перспективе останется крупнейшим экспортером пшеницы, уверен эксперт.

«Да, в этом сельхозгоду мы сократим экспорт пшеницы до примерно 35 млн т с 41,4 млн т в 2017/18-м, но даже с таким объемом останемся мировым лидером», — считает он.

США, которые занимают второе место в рейтинге крупнейших экспортеров, в текущем сезоне отгрузят около 27 млн т, Канада (третья позиция) — 24 млн т. Еще несколько лет назад Россия в этом списке не поднималась выше четвертого места, напомнил Дмитрий Рылько.

Источник: https://www.agroinvestor.ru/analytics/news/31208-eksport-prodovolstviya-v-2019-godu-sokratitsya-na-4/

Пошаговая инструкция по экспорту в Казахстан из России в 2019 году

Многих отечественных предпринимателей интересует экспорт в Казахстан в 2019 году и пошаговая инструкция этого процесса.

Такой интерес не удивителен, ведь экономические связи с соседним государством, которое к тому же является членом Таможенного союза, с каждым годом становятся все крепче и крепче.

Назвать саму процедуру экспорта в эту страну нельзя, ведь действуют нормы упрощения как для участников единого экономического пространства.

Что вывозим?

Первый вопрос, который может заинтересовать – это какой именно экспорт из России в Казахстан востребован. Ведь в любом случае, важнее всего для компании реализовать товар и найти рынки продажи.

Если взглянуть на структуру торговли, то это государство занимает 2 место среди СНГ и 9 среди мировых. Для Казахстана России главный торговый партнер, она опережает даже Германию и Китай.

Основу  экспорта в Казахстан составляют:

  • Продукции машиностроения. Это в основном реакторы, котлы, оборудования и разного рода механические устройства.
  • Продукция химической промышленности.
  • Металлы, металлоизделия.
  • Автомобильный транспорт.
  • Минеральные продукты – в основном топливо.
  • Продовольство.
  • Древесина, целлюлозно-бумажные изделия.
  • Текстиль, обувь.

Но сосед также не отдыхает и поставки его промышленности представлены большими объемами. Так из Казахстана в Россию импортируют:

  • Минеральные продукты.
  • Метали и изделия из них.
  • Продукция химической промышленности.
  • Продукция машиностроения.
  • Продовольственные товары.

Специфика активной торговли в том, что существует граница огромной протяженности – больше 7000 км, а значит и много вариантов быстрой и недорогой доставки из регионов страны разных товаров. При этом есть ряд двусторонних договоренностей, которые помогают упростить процесс документального оформления экспорта в Казахстан.

Теперешнее и будущее

Уже стало понятно, что в соседнюю страну наше государство везет много чего, но очень полезным будет узнать, как это выглядит в денежном и процентном выражении. Так за 2 квартала прошедшего года экспорт достиг 4,55 млрд. долларов.

Причем для экономики нашей страны эта статья экспорта очень важна. Так сравниться по этому показателю с соседом могут такие европейские страны как Франция и Польша, а опередил он уже Испанию, Финляндию, Индию, Великобританию и Бельгию.

Торговля с Казахстаном – экспорт и импорт развивается с самой организации Таможенного союза. Именно это экономическое образование позволило снять все политические препятствия для торговли. При этом сказать, что все безупречно нельзя, время от времени объемы торговли снижаются. Это поясняется не ухудшением партнерских взаимоотношений, а экономическим кризисом.

Важно

Кроме того, на экспортные отношения влияет состояние на международном рынке. Дело в том, что все внешнеторговые договора заключаются в долларах, а как только эта валюта претерпевает определенные изменения – это немедленно отражается на экспорте товаров из России в Казахстан.

Вполне логично, что подобное тесное взаимодействие нуждается в улучшениях. Каждая из стран имеет внушительные ресурсы и потенциал в экономическом плане, но пока что использование этих возможностей на полную невозможно.

Перспективы в развитии большие, основой для этого способна стать программа импортзамещения в России и индустриализации в Казахстане.

Сегодня специалисты прогнозируют, что развитие их приведет к улучшению и упрочнению торгово-экономических отношений двух стран.

Процесс оформления

Экспорт из Казахстана в Россию осуществляется по приблизительно одинаковой схеме, которая принята для всех государств Евразийского Экономического Союза. Касательно документов, то для осуществления ввоза в эту страну товаров для компаний из России нужны такие документы:

  • Внешнеторговый договор. На основании его осуществляется везение товаров. К этому документу выдвигаются особые требования, так важно не допускать в нем исправлений и неточностей. Все реквизиты и другие существенные моменты должны быть указаны разборчиво. Любые несостыковки способны нарушить экспорт-импорт Казахстана.
  • Заявление о вывозе товара и уплате НДС за ввоз покупателем. Очень важна виза на этом документа от налоговой. Причем сам налог на добавочную стоимость должен вноситься в бюджет до 20 числа следующего месяца. Экспортеру на руках нужно иметь копию данного бланка.
  • Транспортная документация. Вывоз из страны или ввоз в Россию товаров из Казахстана невозможен без соответствующего документального подтверждения. В качестве такого может выступать транспортная накладная, УПД, которые должны быть подписаны водителем, проставлен номер машины, на которой перевозился товар. При этом следует учесть, что не все компании могут представить такие документы, и сделать это правильно. В результате возникают проблемы при пересечении границы.
  • Другие бумаги. В зависимости от производственной сферы могут понадобиться дополнительные лицензионные или разрешительные документы. Это могут быть сертификаты соответствия, документы подтверждающие безопасность: фитосанитарный, ветеринарный.

Двойное назначение

Интересный факт – практически все товары, которые отправляются в Казахстан – 90% относятся к таким, которые имеют двойное назначение. В таком случае необходимо проводить дополнительную экспертизу.

Необходимость ее поясняется тем, что нужно подтвердить отсутствие необходимости дополнительного лицензирования. Она желательна, если проводиться подтверждение 0 ставки НДС для экспорта в Казахстан, хотя и не является обязательной.

Если подобного заключения нет, а границе могут возникнуть проблемы.

Особенно проблематично будет перевезти через границу с целью продажи в соседней стране товары, которые могут быть использованы в военных целях. Причем не нужно иметь подобное намерение, но если теоретически товар может быть использован с подобным умыслом, придется получать специальное разрешение.

Чтобы было понятней, к товарам двойного назначения, что Россия экспортирует в Казахстан, относятся те, которые используются в гражданских целях, но могут быть применены и для создания военного вооружения. Чаще всего это оборудование, сырье, отдельные информационные ресурсы научно-технического характера.

Подобные товары дополнительно подлежат экспортному контролю. Для этого в России создана специальная комиссия. Причем в этот орган преимущественно обращаются для лицензирования разного рода высокочастотного и радиоэлектронного оборудования, прекурсоров.

Ндс при экспорте

Так как торговля ведется в рамках единого экономического пространства, при правильном оформлении документов и своевременной оплате НДС, данный налог возвращается. Так данный механизм реализуется после того как декларация попадет в налоговый орган. Что касается сроков, то Ндс при экспорте в Казахстан можно получить обратно через – 5-8 месяцев после отгрузки.

В процессе просчета данного налога нужно учитывать ряд существенных моментов. Так все товары реализуются в Казахстан по нулевой ставке, но при этом вносить платеж нужно, просто в будущем его вернут на расчетный счет в банке.

Не стоит учитывать при вычете «входной» НДС, тех товаров, что идут на экспорт. Что делает процедуру значительно проще. Единственное исключение возврата при экспорте в Казахстан НДС это вывоз сырья.

Для таких грузов необходим счет-фактура.

Механизм возврата

Детально стоит рассмотреть процесс возврата налога, ведь действовать можно двумя способами: самостоятельная подача необходимый бланков или обращение к специалистам.

Если решено своими силами возвращать НДС, то нужно действовать так:

  • Оформить и предоставить декларация в налоговый орган. При этом важно чтобы в документе не было ошибок. Иначе, во-первых, Ндс при экспорте в Казахстан 2019 не вернут, во-вторых, есть риск получения штрафа.
  • Ожидание прохождения камеральной проверки. Ее осуществляет уполномоченный сотрудник налогового органа.
  • Возвращение средств на счет по результатам камеральной проверки.

Казалось бы, всего 3 простых этапа, но ожидание может затянуться на 3-5 месяцев.

Если у вас нет времени или желание ждать так долго, можно ускорить процесс. Мы поможем осуществить возврат Ндс при экспорте из Казахстана без лишних проволочек. Для этого свяжитесь с нашими опытными юристами и опишите проблему, решение будет готово спустя пару минут. Форма связи всегда к вашим услугам.

Другие важные моменты

Есть еще ряд важных моментов, которые нужно учесть, заявляя возврат НДС. Среди таких:

  • Отводиться 180 дней на сбор необходимой для подачи в налоговый орган документации. Причем срок этот отмеряется от момента, когда товар был отгружен.
  • Оплата необходимого налога. В зависимости от товара, с которым осуществляется торговля с Казахстаном НДС на экспорт, может быть 10 или 18%.

Процесс экспортирования отображается в 4 разделе декларации. При этом обязательно нужны подтверждающие этот процесс документы. Просто так нулевая ставка не применяется.

В общем, процедуры ввоза и вывоза товаров между Россией и Казахстаном достаточно унифицированы, поэтому у большинства участников ВЭД особых сложностей не возникает.

Видео: Как ввозить товар в Казахстан из стран

Источник: https://brokeram.ru/eksport/eksportu-v-kazahstan-iz-rossii.html

Экспорт машин и оборудования из России

Несмотря на пессимистичные оценки специалистов, наша страна на данный момент остаётся важным международным поставщиком широкого разнообразия несырьевых передовых товаров и услуг.

Даже если в один момент прекратятся продажи российского топлива, угроза того, что наша экономика попросту рухнет, сильно преувеличена.

Читайте также:  Бизнес на проектировании и производстве, рекламных конструкций: интервью с андреем соломатиным

Почему об этом можно говорить с определённой уверенностью? Давайте разбираться.

Не подлежит никакому сомнению, что до сих пор мы являемся сильным участником международной торговли и поставляем на экспорт машины и оборудование:

Тяжёлая промышленность

— В тяжёлом промышленном производстве машин следует прежде всего отметить «Гидропресс», который является поставщиком кузнечно-прессового оборудования. Его закупают страны ближнего и дальнего зарубежья.

— «Тяжмехпресс» в Воронеже выпускает тяжёлые механические прессы. Относится к числу самый масштабных в России. Этот завод занимается разработками, изготовлением и поставками технического оснащения, которое потом используется в кузнечно- и листоштамповом производстве, а также цехах.

Совет

Среди производителей в этой сфере он является, пожалуй, одним из самых эффективных, изготавливая практически половину суммарного количества подобного продукта, который потом реализуется на и на внешнем рынке. Его продукцию закупают во многих странах по обе стороны океана.

Наибольший процент изделий завода идёт именно во внешнюю торговлю.

— Отдельного внимания заслуживает «Трансмашхолдинг», который является крупнейшим производителем тепловозов, электровозов и прочих наименований продукции транспортного машиностроения, и чьи размеры годового объёма – ни много ни мало 500 млн долл.

— «УРАЛМАШ» занимается производством оборудования для металлургии (тяжелых кранов, экскаваторов, горного и бурового оборудования). Всё, что выпускает это предприятие, более чем охотно покупают 42 государства.

Судостроение

В этой сфере стоит отметить «Северную верфь», которая занимается поставками буровых платформ в Норвегию.
Также можно выделить танкеры для Казахстана и Ирана, не забыв и про Волгоградский завод, на котором произведено строительство серии сухогрузов для Турции. Эти сухогрузы получили признание за рубежом. В добавление к этому выполнена серия из 4-х сухогрузов для иранской компании.

 Авиационное дело

— «Сухой Суперджет 100» – самолёт, осуществляющий пассажирские перевозки.
По последним сведениям на внешнем рынке была реализована продажа 12 самолетов, а число подтверждённых заказов на экспорт – превышает 50.

— Холдинг «Вертолеты России» — в мире практически невозможно найти ему равных по продажам. Если обратиться к цифрам, то это – 14% всех продаж данного вида авиационной техники.

На производстве холдинга осуществлён выпуск 35% парка боевых вертолётов (всемирные показатели), 74% парка сверхтяжелых вертолётов, 56% парка среднетяжелых вертолётов.

А число его заказов на внешние поставки превышает 400.

Оптика

Такие предприятия как «Интероптик» и Лыткаринский завод производят телескопы и оптику. Множество интернациональных проектов обеспечены оптическими комплектующими производсва ЛЗОС. Это же касается Королевской Обсерватории в Англии, а также Гейдельбергского Института в Германии и итальянского проекта VST.

Приборы и оснащение, используемое в науке

— Новосибирский Институт ядерной физики. Зарекомендовал себя в качестве поставщика разнообразных прикладных установок, начиная с малодозовых сканеров, применяемых в медицинской практике безопасности и в авиации, и до ускорителей, которые используются в промышленности.

ИЯФ большую часть своего продукта направляет на внешний рынок. Одним только Китаем приобретено более 40 установок. Обеспечены оборудованием Большой адронный коллайдер и синхротрон в Соединённых Штатах. — «НТ-МТД» – флагман в поставках сканирующих зондовых микроскопов.

— «Диаконт» изготавливает аппаратуру для осуществления неразрушающего контроля и сервиса трубопроводов. Компания имеет мировое призвание, а среди его покупателей: крупнейшие державы Европы и Азии, а также Америка.

— Компания «Интрон» – это эффективная деятельность по поставкам дефектоскопов и сервис в сфере наблюдения за качеством строительных конструкций.

Источник: https://promdevelop.ru/eksport-mashin-i-oborudovaniya/

Экспорт легковых автомобилей из России вырос ненамного

Экспорт легковых автомобилей из России за девять месяцев этого года вырос всего на 3,7 процента, до 66 тысяч штук, грузовых – на 4,8 процента до 9,6 тысячи, сообщила ФТС. При этом в стоимостном выражении экспорт легковых машин снизился на 10,7 процента, до 910,1 миллиона долларов, а грузовых вырос на 20,1 процента, до 226,7 миллиона долларов.

В целом в течение года поставки колебались то в ту, то в другую сторону.

Министерство промышленности и торговли ожидает роста производства автомобилей в России в нынешнем году на 14,4 процентов, до 1,75 миллионов штук. Вероятно, Минпромторг в своих ожиданиях роста выпуска рассчитывает именно на увеличение экспорта.

Согласно данным агентства “Автостат”, самым экспортируемым из России автомобилем стал внедорожник LADA 4×4. Далее идет семейство LADA Vesta. С начала года продажи LADA стартовали в двух новых странах – Тунисе и Чили.

Для борьбы с контрафактом рынку нужен регуляторный инструмент

По итогам 9 месяцев 2018 года LADA заняла второе место по продажам в Республике Беларусь.

Здесь дилерская сеть марки развивалась наиболее активно: с начала 2018 года состоялись открытия уже 6 новых дилерских центров в Минске, Гомеле, Могилеве, Пинске, Витебске, Гродно.

В Узбекистане за первые 9 месяцев 2018 года начали работу 3 новых дилерских центра LADA – в Ташкенте, Джизаке и Бухаре.

По итогам 9 месяцев 2018 года LADA снова вернула себе первое место по продажам в Республике Казахстан с долей рынка 22,9 процента. При этом рост составил 5,2 процентных пункта по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Третье место по экспорту занимает Volkswagen Polo.

Если рассматривать основные направления экспорта, то здесь лидирует Латвия – пятая часть российского экспорта приходится на эту страну. На второй строчке рейтинга находится Украина, а замыкает тройку лидеров Азербайджан.

Обратите внимание

Автомобили УАЗ и по сей день используются для перевозки туристов на вулканы Везувий и Этна. Их используют для георазведки, доставки воды в горные селения и не только

Как отмечают эксперты аналитического агентства “Автостат”, отмеченное падение экспорта легковых автомобилей из России связано с высокой сравнительной базой прошлого периода. Тогда лидером был кроссовер Skoda Yeti (6,1 тысяча штук), производимый в Нижнем Новгороде на мощностях ГАЗа.

Его продажи составляли 60 процентов. Напомним, что в связи с началом производства нового кроссовера Skoda Karoq на заводе в Квасинах (Чехия) была прекращена сборка Skoda Yeti.

Но для удовлетворения спроса на эту модель на европейском рынке было принято решение об экспорте кроссовера Yeti из России.

Среди основных направлений экспорта автомобилей лидирует Латвия. На второй строчке рейтинга находится Украина, тройку лидеров замыкает Азербайджан

Знаменитый УАЗ в рейтинге экспорта не занимает высоких строчек. Однако интерес к нему проявляют и в Европе.

Ульяновский автомобильный завод успешно прошел аудит производства от Министерства инфраструктуры и транспорта Италии и получил одобрение типа транспортного средства на партию УАЗ Пикап, что позволит наладить экспортные поставки внедорожников в эту и другие страны Евросоюза без ограничений по количеству машин.

Амурская соя завоевывает Китай

В ходе аудита завода представители сертификационных органов проверили системы контроля качества и производственных процессов, позволяющих обеспечить соответствие выпускаемой продукции требованиям стран Евросоюза. Данная проверка является необходимым этапом сертификации для товаров, импортируемых на территорию Италии.

Отметим, что Ульяновский автомобильный завод связывают с Италией давние партнерские отношения. Первые поставки автомобилей УАЗ-469 и УАЗ-450 были организованы еще в 60-е годы.

Важно

А в 1978 году УАЗ-469 стал обладателем “Серебряного домкрата” – первого приза чемпионата Италии по автокроссу в Сан-Ремо. Автомобили УАЗ и по сей день используются для перевозки туристов на вулканы Везувий и Этна.

Внедорожники из Ульяновска также используют для горноспасательных работ, геологической разведки, доставки воды и продовольствия в отдаленные горные селения.

Источник: https://rg.ru/2018/11/30/eksport-legkovyh-avtomobilej-iz-rossii-vyros-nenamnogo.html

Экспорт автомобилей из России вырос в 2017 году на четверть

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) назвала губернатора Челябинской области Бориса Дубровского участником антиконкурентного сговора, сообщает пресс-служба ФАС. Ведомство в ходе расследования, которое началось в августе 2018 г., выявило два сговора в сфере строительства и ремонта дорог в регионе.

Участниками первого ФАС называет Дубровского, областное министерство дорожного хозяйства и транспорта и компанию «Южуралмост». Ведомство указывает, что последняя получила более 90% контрактов на строительство дорог с 2015 по 2018 г.

Во втором сговоре, по данным ФАС, участвовали «Южуралмост» и заказчик торгов – областное министерство дорожного хозяйства. В результате с «Южуралмостом» в этот период было заключено 10 контрактов на 2,4 млрд руб.

, при этом снижение цены контрактов составило не более 1,5%.

Заместитель руководителя ФАС Андрей Цариковский подчеркнул, что ведомство наблюдает за сферой дорожного строительства области в течение последних лет.

«На данный момент ФАС дала свою оценку действиям лиц, в результате которых, по этой оценке, отрасль дорожного строительства в регионе долгое время остается монополизированной», – добавил он.

ФАС пообещала направить результаты расследования в МВД и Генпрокуратуру.

Пресс-служба губернатора Челябинской области сообщила в своем Telegram-канале, что областное правительство не согласно с выводами ФАС и планирует обратиться в суд.

«Дорожные» споры с ФАС продолжаются не первый год, накоплена достаточная практика, есть прецеденты, когда нами были выиграны несколько дел во всех инстанциях, включая Верховный суд», – говорится в сообщении.

Ранее источники «Ведомостей» называли Дубровского одним из губернаторов, которых президент Владимир Путин может отправить в отставку в ближайшее время. По словам человека, близкого к администрации президента, у него «нет контакта с людьми».

В крови одного из основных свидетелей по делу против бывшего премьера Италии Сильвио Берлускони, 34-летней модели Иман Фадиль, обнаружена высокая концентрация ядовитых веществ – кадмия и сурьмы. Об этом заявил главный прокурор Милана Франческо Греко, передает итальянское агентство ANSA.

По его словам, уровень содержания сурьмы превышал нормальный в три раза, а кадмия – в семь раз. Для того чтобы сделать окончательный вывод, надо дождаться результатов вскрытия, подчеркнул Греко. Проверка на наиболее распространенные яды, в частности мышьяк, дала отрицательные результаты, добавил он.

Совет

16 марта ANSA сообщило, что Фадиль умерла от отравления радиоактивным веществом. Газета La Repubblica уточняла, что речь идет о радиоактивном изотопе кобальта. «Она была отравлена химической смесью, в создании которых русские являются экспертами», – отметило издание.

Фадиль – модель марокканского происхождения. Она умерла в начале марта 2019 г. в больнице, в которой находилась с января. Модель была ключевой свидетельницей по «делу Руби». Оно названо так по имени главной фигурантки, марокканской танцовщицы. Берлускони обвиняется в интимных отношениях с ней до достижения ею совершеннолетия.

Следствие по делу началось в 2010 г., Берлускони занимал тогда должность премьера. Его оправдали, а позже начали новое расследование – о подкупе свидетелей. Фадиль планировала рассказать в суде, что Берлускони «платил девушкам, работавшим на вечеринках в его вилле, за то, чтобы они молчали», писала газета The Times.

Источник: https://www.vedomosti.ru/auto/news/2018/02/07/750269-eksport-avtomobilei-viros-2017

Экспорт автомобилей из России – все модели – журнал За рулем

Расположенные на территории России заводы отечественных и зарубежных производителей способны ежегодно выпускать свыше трех миллионов автомобилей.

Это полностью покрывало потребности рынка даже в самое благополучное время, а когда в 2016 году продажи упали ниже полутора миллионов машин — и подавно. Больше половины этого объема способен выдать один только АВТОВАЗ, работай он на полную мощность.

Читайте также:  Бизнес на изготовлении подушек и фартуков

Но пока столько машин внутреннему рынку не нужно, а сокращать персонал пропорционально просевшему выпуску — смерти подобно. Приходится выкручиваться.

Помочь по-соседски

Радикальным образом избавиться от проблем решило руководство концерна GM: продажи автомобилей Opel и недорогих Chevrolet свернуты, завод в Санкт-Петербурге остановлен и законсервирован до лучших времен.

Chevrolet превратили в игрока премиального сегмента, и едва ли в обозримом будущем бренд вновь развернется в полную силу.

А вот шансы на возвращение «немцев» есть, поскольку Opel переходит в руки альянса PSA Peugeot-Citroen, который, несмотря на наш кризис и мизерные продажи, уходить из России не собирается.

Остальные продолжили борьбу, и одной из мер выживания стал курс на увеличение экспорта собранных в России автомобилей, благо обвалившийся рубль сделал это направление бизнеса худо-бедно перспективным.

Проблем, конечно, немало: необходимо довести автомобили до требований местных рынков, вложиться в развитие дилерских сетей, в обес­печение запчастями, потратиться на транспортировку и так далее.

В последние месяцы рубль стал укрепляться и былые надежды на светлое экспортное будущее начали таять — но процесс всё равно идет.

Понятно, что привлекателен экспорт, прежде всего, в страны, которых не коснулись финансовые или иные катаклизмы. Но главные экспортные рынки — бывшие республики СССР, а там не всё радужно.

Обратите внимание

Поставки на Украину резко сократились по известным причинам, а Белоруссия и Казахстан оказались с нами в одной лодке.

Причем в немалой степени наших партнеров по Таможенному союзу подкосила система ЭРА-ГЛОНАСС.

Модельный ряд поставляемых в Казахстан, Белоруссию и Киргизию машин резко сузился, а местные дилеры постепенно попадают в кабалу к российским производителям. Так, в Костанае перестали собирать рамный внедорожник Toyota Fortuner.

Для казахстанского рынка он оказался дорогим, а экспорт в Россию невозможен из-за отсутствия системы ЭРА-ГЛОНАСС. Вот так Россия «обрадовала» своих партнеров и подсадила их на зависимость от собственного автопрома: у нас-то моделей выживет больше. И им открыта прямая дорога в сопредельные государства.

Белоруссия в одностороннем порядке ввела отсрочку на аналог системы ЭРА-ГЛОНАСС, которая пока еще необязательна для получения местного ПТС. Казахстан ответил нам введением утилизационного сбора, который распространяется и на российские автомобили.

Результат известен: АВТОВАЗ отгружает не готовые автомобили, а машинокомплекты для сборки в Усть-Каменогорске, где освоен выпуск практически всей тольяттинской линейки. Казахстан остается главным экспортным рынком для АВТОВАЗа.

В страны Таможенного союза поставляют автомобили практически все российские заводы, а вот география поставок в государства бывшего СССР зависит от марки.

Важнейшую роль играет политика головного офиса, распределяющего регионы ответственности между представительствами.

Свое влияние оказывают вкусы и покупательская способность потребителей, логистические схемы и расположение производств в разных странах.

С дальним прицелом

Со странами дальнего зарубежья еще сложнее. Те машины, которые могут заинтересовать жителей Восточной Европы, едва ли привлекут внимание в западной части континента.

Ведь у нас преобладают бюджетные седаны В‑класса, которые в Старом Свете спросом не пользуются. Там в цене компактные кроссоверы, но их собирают на собственных заводах, которым тоже нужна загрузка.

К примеру, Duster имеет румынскую прописку, Qashqai — британскую.

Популярные у нас Toyota RAV4 и Kia Sportage и в Европе не на последних ролях, но поставлять их из России компании не спешат. Слишком дорого перекраивать логистические цепочки — издержки могут оказаться выше потенциальной выгоды. Да и влиятельные профсоюзы в западных странах такой поворот не оценят.

Важно

Продажи Весты в Германии начались 21 февраля этого года. Начальная цена — 12 490 евро, в первую партию вошло более 200 машин. Иксрея в Европе, скорее всего, не будет: в Renault опасаются конкуренции с одноплатформенной моделью Sandero Stepway.Продажи Весты в Германии начались 21 февраля этого года. Начальная цена — 12 490 евро, в первую партию вошло более 200 машин.

Иксрея в Европе, скорее всего, не будет: в Renault опасаются конкуренции с одноплатформенной моделью Sandero Stepway.

Европейские государства значатся в списках экспортных поставок автомобилей УАЗ и Лада. Для ульяновских внедорожников это только Чехия. АВТОВАЗ сумел сохранить часть дистрибьюторской сети со времен СССР, когда Лады шли за границу десятками и даже сотнями тысяч в год.

Сейчас экспортная программа фактически запускается заново: пересматривается дилерская сеть, логистика, рекламная политика; в списке — около десятка стран, включая Германию. Основной спрос приходится на классическую Ниву, большие надежды возлагают на Весту. Объемы продаж пока мизерные.

Если в 2016 году европейские дилеры продали 3951 Ладу (+ 81% к 2015 году), то в текущем одних только седанов Веста должны сбыть около трех тысяч.

Продажи Весты в Германии начались 21 февраля. На европейских Вестах знакомый двигатель 1.6 выдает те же 106 л.с., но соответствует нормам Евро‑6.

В базовую комплектацию включены боковые подушки безопасности и датчики давления в шинах (первые в России доступны только в топовой версии, а вторые не предлагаются вовсе), шкáлы приборов стали оранжевыми, а их подсветка работает в постоянном режиме.

Кроме того, изменены некоторые материалы отделки — в соответствии с местными экологическими требованиями. Некоторые из этих решений могут перекочевать и на машины для российского рынка.

Среди перспективных стран — Китай. На 25‑миллионный авторынок в 2016 году ушло лишь несколько сотен «уазиков». Капля в море! Но для УАЗа, выпускающего в год около 50 тысяч автомобилей, и это хлеб.

Совет

Пробиться в Китай через высокие заградительные пошлины и административные барьеры крайне сложно (цена вырастает почти вдвое), зато там у ульяновских аскетичных внедорожников почти нет конкурентов, а регионов без хороших дорог хоть отбавляй.

Распродали в Поднебесной и партию внедорожников Лада 4×4 в исполнении Урбан. Картина та же, что и с УАЗами.

Нива на китайском рынке стóит почти вдвое больше, чем у нас, но прямых конкурентов не имеет, а местный рынок всё еще можно назвать всеядным.

АВТОВАЗ от поставок открестился: машины ушли на экспорт с казахстанского предприятия «Азия Авто». Однако спустя несколько недель Николя Мор заявил, что АВТОВАЗ может начать прямые поставки в Китай до конца текущего года.

В остальном — без сюрпризов. Автомобили российской сборки неплохо расходятся в странах бывшего СССР, сотнями поставляются в не самые развитые государства Азии и Африки.

Среди любопытных исключений отметим: Datsun, наладивший поставки в Ливан, Renault — во Вьетнам, Hyundai — в Египет. А Volkswagen завел дружбу с далекой Мексикой. Хорошо, однако значительной прибавки заводам эти рынки дать не смогут — они не особо емкие.

Перспективнее прочих выглядит Мексика, но развернуться калужским машинам точно не дадут: у Фольксвагена и там есть свои мощности.

Объемы отгрузки автомобилей зарубежным партнерам невелики.

В 2016 году за границу отправили чуть более 17 тысяч машин Лада, включая машинокомплекты (- 45% к 2015 году) — это около 6,5% объема продаж в России. УАЗ экспортировал 3467 машин (7% российских продаж).

Обратите внимание

Renault и Volkswagen выступили одинаково, отправив на внешние рынки по 10% всего объема автомобилей, собранных на территории нашей страны. Чуть отстала от них Toyota — 9,6%.

Санкт-петербургский завод по выпуску Hyundai и Kia отгрузил втрое меньше — 3,2%. Он, кстати, единственный не испытывает трудностей со сбытом своей продукции в России и работает с полной загрузкой.

У компании Ford экспорт составил не более 2% (880 штук).

Renault экспортирует из России самые крупные автокомпоненты. Кузовá для Логанов поставляют в Алжир. А Дастеры с московского завода отправляют во Вьетнам в виде готовых автомобилей.Renault экспортирует из России самые крупные автокомпоненты. Кузовá для Логанов поставляют в Алжир. А Дастеры с московского завода отправляют во Вьетнам в виде готовых автомобилей.

Надежды на будущее

За границу уходит не более десятой части машин, собранных в России пришлыми производителями, и едва ли кто-то сможет преодолеть эту планку даже при усугублении кризиса в нашей стране — глобальные логистические схемы от нас мало зависят. А вот отечественные заводы строят наполеоновские планы.

АВТОВАЗ намерен увеличить экспорт на 50% в текущем году и заглядывает аж в 2036‑й, когда отгрузки должны вырасти до фантастических 200 тысяч автомобилей. Есть расчет и на среднесрочную перспективу: в течение пяти лет выйти на экспорт 20% продукции.

В Тольятти рассчитывают на рост поставок как существующим партнерам, так и новым. Например, в мае первая партия из 300 машин отправлена на Кубу. При этом глава АВТОВАЗа Николя Мор дал понять, что Западную Европу рассматривает скорее как имиджевый рынок:

УАЗ замахнулся нарастить экспорт до 20 тысяч машин (почти в шесть раз!) уже к 2020 году. География охватывает полсотни стран.

В 2017–2018 годах ульяновцы планируют запустить три локальных производства — во Вьетнаме, Иране и Египте.

Для новых рынков разработают праворульную версию Хантера, исполнения для жаркого и влажного климата (Патриот, Пикап, Хантер), а также дизельные модификации (Патриот, Пикап, Карго).

Правда, ни АВТОВАЗ, ни УАЗ не поясняют, благодаря чему должен столь резко вырасти интерес к российским автомобилям за рубежом. Уповают на «новое качество»?

Экспорт по частям

Машинокомплекты для сборки автомобилей в других странах поставляет из России только АВТОВАЗ. Львиная их доля идет в Казахстан, где под занавес 2016 года освоили сборку Весты, Иксрея и Ларгуса.

Активнее экспортирует компоненты Renault. Это более 160 позиций, включая кузовные детали, светотехнику, элементы ходовой части. Пятая часть уходит в Латинскую Америку, еще 20% берут сборочные площадки в Румынии и Турции. В 2016 году около тысячи кузовов для седана Logan отправились из Тольятти на алжирский завод.

Использует возможности российского завода и Nissan. В частности, бамперы для кроссоверов X‑Trail теперь изготавливают в Санкт-Петербурге, а не в Японии, что снизило их стоимость для европейских покупателей.

* * *

Важно

Согласно плану развития отрасли, разработанному Минпромторгом, к 2025 году экспорт автомобилей из России вырастет до 300 тысяч машин. Внутренний рынок к тому времени должен достичь 2,4 миллиона экземпляров. Выходит, объем экспорта превысит 10% суммарной мощности всех сборочных производств. Грядет коренной перелом в сторону экспорта? Я бы не зарекался.

Веста на экспорт: как выживают российские автозаводы

Источник: https://www.zr.ru/content/articles/906773-pereletnye-ptitsy/

Минпромторг придумал новый способ увеличить экспорт автомобилей

Предлагаемые условия для утилизируемых автомобилей – возраст не менее 10 лет, из которых последние три года машина должна находиться в пользовании получателя скидки

Фото: Андрей Махонин / Ведомости

Минпромторг предлагает субсидировать скидку в размере 50 000 руб. при продаже за рубежом произведенных в России автомобилей. Это следует из разработанного министерством проекта постановления правительства, опубликованного на сайте regulation.gov.ru.

Предлагаемые условия для утилизируемых автомобилей – возраст не менее 10 лет, из которых последние три года машина должна находиться в пользовании получателя скидки. Правда, сам продаваемый автомобиль должен быть произведен «не позднее 1 октября 2017 г.», говорится в документе.

Это существенно ограничивает круг потенциальных получателей субсидий. Впрочем, сотрудник одного из автопроизводителей предлагает не обращать внимания на эту дату. Она может измениться при принятии документа или вовсе исчезнуть.

Важна сама идея – государство думает о стимулировании продаж российских автомобилей за рубежом, говорит собеседник «Ведомостей».

Сколько Минпромторг предлагает выделить в 2018 г. на программу обновления автомобильного парка за рубежом – не известно. Вопрос о сумме субсидий и источнике финансирования «будет решен в процессе подготовки и принятия соответствующего акта», сказал представитель Минпромторга. От других комментариев он отказался.

Господдержка и слабый рубль помогли увеличить экспорт автомобилей и компонентов из России →

Подобный механизм Минпромторг уже опробовал в России. Вплоть до 2017 г. действовала программа обновления парка, которая предполагала субсидирование скидок на новые автомобили при сдаче машин либо в утилизацию, либо в трейд-ин.

Всего в прошлом году на госпрограмму обновления парка было выделено 17,5 млрд руб. В этом году такой программы в России уже не будет. Чиновники считают, что она себя исчерпала.

Спрос на внутреннем рынке будет поддерживаться с помощью других программ – льготного автокредитования, субсидирования скидок на газомоторную технику и проч.

Совет

Представители Ford и Renault, чьи компании первыми построили заводы в России, на вопросы «Ведомостей» не ответили. Представитель «АвтоВАЗа» лишь сказал, что «компания приветствует меры российского правительства по поддержке экспорта».

Но схема, при которой в утилизацию будет сдаваться машина той же марки, станет эффективна для отечественных брендов только на немногочисленных традиционных для них рынках – в странах СНГ, Восточной Европы, на Кубе, в Египте и некоторых других, считают сотрудник одного из автоконцернов и начальник отдела аналитики агентства «Автостат» Андрей Топтун. Поэтому лучше разрешить сдавать в утилизацию автомобили любых марок, как это делалось и в России, говорят они.

Читайте также:  Грузоперевозки как бизнес: что требуется и с чего начать

Минпромторг предлагает льготы за экспорт машин →

Стимулировать спрос за счет схемы утилизации Минпромторг предлагает в рамках разрабатываемой программы поддержки создания на зарубежных рынках системы послепродажного обслуживания.

Министерство предлагает субсидировать до 50% таких затрат, следует из проекта постановления. На эти цели планируется ежегодно выделять ориентировочно по 1–1,5 млрд руб., поясняет представитель Российского экспортного центра (РЭЦ).

«Эта сумма, по нашему мнению, сможет покрыть все потребности экспортеров», – отмечает он. По его словам, в федеральном бюджете деньги не предусмотрены, их предполагается взять из резервных источников правительства. Кроме того, в 2018–2019 гг.

планируется разработать и запустить программу льготного кредитования иностранных покупателей российских автомобилей, добавляет представитель РЭЦа.

Экспорт легковых автомобилей из России за девять месяцев вырос на треть →

Государство поддерживает экспорт, чтобы помочь недозагруженным автозаводам, которые еще не отошли от сократившегося в 2013–2016 гг. вдвое местного рынка. В 2017 г.

на все специальные программы поддержки экспорта, в том числе автомобилей, было выделено около 20 млрд руб., по данным РЭЦа. По данным центра, в январе – октябре 2017 г. экспорт вырос на 28% до 70 000 легковых автомобилей на сумму $1,1 млрд. В 2018 г.

планируется отправить на экспорт не менее 90 000 легковых и легких коммерческих автомобилей, отмечает представитель РЭЦа.

Источник: https://ruslom.com/minpromtorg-pridumal-novyy-sposob-uvelichit-eksport-avtomobiley/

Крупнейшее мероприятие биотопливной отрасли в РФ вновь пройдет в Санкт-Петербурге|lespromtech.ru › Новости › Каталог деревообрабатывающей и лесной промышленности. Каталог производителей машин и оборудования для лесной и деревообрабатывающей промышленности

12 марта 2019 г.

19-20 марта 2019 года в Санкт-Петербурге пройдет Биотопливный Конгресс -крупнейшее международное бизнес-мероприятие биотопливной отрасли в РФ, ежегодное место встречи ведущих специалистов отрасли, предпринимателей, инвесторов, поставщиков оборудования, покупателей и продавцов древесных гранул, брикетов и других видов твердого биотоплива, торговых сетей и интернет-площадок.

В первый день в ходе пленарной дискуссии эксперты обсудят состояние и развитие российской биотопливной отрасли. Будут подведены итоги за 2018 год, дан обзор мировых рынков, названы необходимые меры для дальнейшего развития отрасли.

На круглом столе «Сбыт российского биотоплива» будет дан анализ ситуации на рынках стран Европы и Азии, рассмотрены факторы, стимулирующие экспорт, а также емкость российского рынка биотоплива и потенциал производства и потребления регионов.

Обратите внимание

 Во второй день на круглом столе «Из отходов в доходы. Как извлечь выгоду из переработки древесных отходов» обсудим организацию рентабельной переработки древесных отходов и возможные ошибки при планировании производства, расхода сырья, логистике для создания высокомаржинальной продукции.

На сессии «Торговля биотопливом. Возможные способы увеличения продаж» рассмотрим  особенности торговли через интернет-площадки, а также наиболее эффективные каналы продвижения продукции.

Основные тематики Конгресса -2019:

  • Мировая аналитика. Тренды. События на международных рынках.
  • Биотопливная отрасль России. Ключевые события 2018 года. Чего ждать в 2019 году и к чему готовиться?
  • Биоэнергетические проекты в регионах России. Что этому мешает их развитию?
  • Как в современных условиях найти возможности для развития бизнеса – мнение лидеров.
  • Возможности для экспорта российского биотоплива. Анализ перспективных рынков.
  • Емкость российского рынка. Что может способствовать увеличению внутрироссийского спроса.
  • Как извлечь выгоду из переработки древесных отходов.
  • Обеспечение сырьем мощностей для производства биотоплива
  • Торговля биотопливом: способы увеличения продаж, трейд-маркетинг.

В прошлом году в мероприятии приняли участие 112 делегатов из 12 стран и 15 регионов России.  

Источник: https://lespromtech.ru/ru/news/Bioenergy_Congress_march2019/

Экспорт российских автомобилей показывает взрывной рост

Фото: пресс-служба ПАО/РИА «Новости»

В российской промышленности наблюдается новое явление – собираемые в стране иномарки пользуются все большим спросом за рубежом. Статистика показывает резкий рост экспорта произведенных в России автомобилей. Какие собираемые в России марки наиболее популярны за границей и чем объясняется возросшая любовь иностранцев к российским автомашинам?

Экспорт из России за три квартала 2017 года вырос более чем на четверть, или на 52 млрд долларов – до 255 млрд долларов. «Рост экспорта достигнут по многим видам продукции. Частично, конечно, этому способствовало повышение мировых цен, но значительный, ведущий фактор – это увеличение физических объемов наших поставок за границу», – радуется премьер-министр Дмитрий Медведев.

Растет экспорт не только топливно-энергетического сектора, но и несырьевых товаров. В частности, на 18% в физическом выражении вырос экспорт продовольствия и сырья для него, на 30% – экспорт пластмасс, на 14% – экспорт неорганической химии, почти на 3% – каучука и резины.

Но наиболее интересен рост поставок автомобилей. По данным ФТС, поставки за рубеж выросли более чем на треть, иностранцы купили почти 64 тыс. российских машин более чем на 1 млрд долларов (в денежном выражении рост также на 31%).

По данным Российского экспортного центра (РЭЦ), за девять месяцев 2017 года экспорт продукции автомобилестроения вырос на 47% (в штуках). В целом Россия в этом году заработает 3 млрд долларов на экспорте в целом и легковых, и грузовых автомобилей, и автокомпонентов.

По крайней мере, таков прогноз главы Минпромторга Дениса Мантурова.

Рост обеспечили легковые автомобили (в 1,8 раза), причем в основном за счет увеличения поставок в дальнее зарубежье. С грузовиками ситуация не такая однозначная: экспорт в дальнее зарубежье падает, а вот в страны СНГ – растет на те же 30%.

Поставка произведенных в России иномарок на экспорт – новое явление для российского авторынка. Какие автомобили Россия продает в дальнем зарубежье и кто там их покупает?

Почти половину автомобилей за первые три квартала 2017 года купила Чехия. В основном это были автомобили марки Skoda, и половину из них составила модель Yeti, которую собирают по контракту на заводе ГАЗ в Нижнем Новгороде (другие модели марки собирают на заводе VW под Калугой). Еще 10% экспорта пришлось на Латвию. Остальные автомобили закупили Объединенные Арабские Эмираты, Венгрия и Ливан.

Важно

Автомобили Lada заняли второе место в структуре автомобильного экспорта. Здесь наиболее популярные модели – седан Lada Vesta и внедорожная версия Lada – 4×4. Далее на экспорт также идут автомобили корейского автоконцерна Hyundai, французского Renault и немецкого Volkswagen.

По данным РЭЦ, основным покупателем российских машин является регион СНГ, на который приходится 59% продаж. На второе место с прошлого года вышла Восточная Европа, ее доля подскочила до 29%. Еще 5% приходится на Ближний Восток, по 2,5% – на АТР и Америку, около 2% – на Африку.

«Главные покупатели наших автомобилей в последние годы – Белоруссия и Казахстан. Однако если раньше Казахстан первенствовал с большим отрывом, то в прошлом году, с введением утилизационного сбора, там стала активнее развиваться сборка автомобилей», – говорит глава группы компаний РЭЦ Петр Фрадков.

Наибольший рост в 2017 году, помимо Чехии, показывают поставки в ОАЭ, на Кубу, в Мексику, Латвию и Эфиопию. При этом впервые за 15 лет ведутся существенные отгрузки легковых автомобилей в страны Персидского залива», – отмечает Фрадков. В частности, Renault Duster экспортируются в ОАЭ, Катар и Саудовскую Аравию.

Зачем VW начал производить автомобили в России для экспорта в Чехию, родину марки Skoda? И почему вообще так хорошо пошел экспорт российских автомобилей?

Дело в том, что себестоимость производства в России намного ниже, чем в Европе. В итоге автоконцерн оставил на головном заводе в Чехии лишь производство локальных моделей (Octavia, Kodiaq, Karoq), а тот же внедорожник Yeti выгодней привезти из России. К тому же из-за схлопывания спроса на машины внутри России имеющиеся здесь мощности надо загружать.

Некоторые говорят, что экспорту российских машин помогает девальвация рубля. Однако это не совсем так. «Рост продаж автомобилей УАЗ на экспортных рынках связан прежде всего с активизацией деятельности самой экспортной команды УАЗ.

Мы стали поставлять ульяновские внедорожники на рынки, где ранее УАЗ был неизвестен – Боливия, Гаити, Мексика, Филиппины, Эквадор. Девальвация рубля тут ни при чем. Более того – весь 2017 год рубль был вполне стабилен», – говорит директор по экспорту УАЗ (входит в «Соллерс») Андрей Дорофеев.

В этом году на экспорт будет поставлено 5 тыс. ульяновских внедорожников.

Рубль действительно в этом году не такой волатильный, как в прошлом, и довольно крепкий. А укрепление национальной валюты снижает ценовую привлекательность экспорта.

Совет

С другой стороны, слишком сильная девальвация рубля тоже не способствует экспорту машин, так как автопром сильно зависит от импортных комплектующих и поставщиков.

Возможно, что текущий курс в районе 58–60 рублей за доллар является наиболее комфортным с точки зрения сочетания импорта комплектующих и экспорта готового автомобиля.

Однако здесь все еще много проблем.

«Что касается экспорта иномарок, собираемых в России, то основным препятствием является отсутствие у России развитой системы торговых соглашений с крупными мировыми рынками и выстроенных каналов сбыта, что приводит к высокой себестоимости логистики и удорожанию автомобилей на 15–30%. В связи с этим экспорт теряет свой бюджетный смысл», – говорит зампредседателя правления ГК «АвтоСпецЦентр» Александр Зиновьев.

Поэтому для развития экспорта автомобилей нужна поддержка со стороны государства, иначе прописанные в стратегии развития планы по росту объема экспорта автопрома до 4,41 млрд долларов к 2025 году нереалистичны, считает Зиновьев. «Однако государству интереснее инвестировать в развитие внутреннего рынка, так как это приносит больше прибыли в виде налоговых сборов», – скептичен эксперт.

Однако Петр Фрадков уверен, что рост экспорта автомобилей связан в первую очередь с государственной политикой. «Она направлена на повышение конкурентоспособности российского производства, в том числе за счет создания через меры поддержки благоприятной инвестиционной среды – на это направлены все инструменты, которыми наделен Российский экспортный центр», – говорит Фрадков.

Российские производители уже пользуются помощью государства. Так, например, УАЗ использует господдержку в части субсидирования логистических расходов.

«Это помогает нам выглядеть более конкурентно на внешних рынках», – говорит Дорофеев, добавляя, что в 2018 году компания планирует нарастить экспорт УАЗов в 1,5–2 раза по сравнению с 2016 годом.

Планируется начать продажи внедорожников в Ливане, Мексике и Чили.

Господдержка автоэкспорта очень важна, потому что на экспортных рынках много различных ограничений таможенного, технического и финансового характера, согласны в «Группе ГАЗ», которая экспортирует свои «Газели Next» более чем в 40 стран мира и за шесть лет планирует вдвое увеличить число экспортных рынков.

В частности, Российский экспортный центр помогает продвигать «Газели Next» путем организации выставочных экспозиций и деловых миссий, информационной поддержки и помощи в поиске иностранных партнеров, сопровождения переговорного процесса. В итоге компания подписала крупный контракт с Филиппинами на обновление общественного транспорта в стране.

Также стартовали продажи «Газелей Next» в Иорданию, а в Республике Гана «Группа ГАЗ» обновит парк школьных автобусов.

Ольга Самофалова
https://vz.ru

Источник: https://www.nasha-strana.info/archives/23132

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector