Налоговый маневр в нефтяной отрасли: изменения в законодательстве и последствия

Суть налогового маневра в нефтяной отрасли 2019 года

С 1 января 2019 года заработает налоговый маневр в сфере нефтяной промышленности.

Его целью является поэтапный рост налоговых платежей за добычу полезных ископаемых, при одновременном снижении акцизов на вывоз нефти и бензина за рубеж.

Это неизбежно скажется и на ценах топлива на внутреннем рынке, с которыми предстоит столкнуться рядовым гражданам. Разберем, что представляет собой налоговый маневр в нефтяной отрасли, и как скажутся эти поправки на розничных ценах.

Что это такое

Любой налоговый маневр предусматривает изменение системы налогообложения и поступления платежей в бюджет.

В зависимости от целей, которые преследует законодатель, направления маневра могут предусматривать замену одного или нескольких налогов другими сборами, пропорциональное перераспределение поступлений в бюджет, введение заградительных пошлин и мер стимулирования отечественных предприятий.

В нефтяной промышленности налоговые маневры проводят регулярно. В 2018 году рассматривался очередной блок поправок в НК РФ, который станет четвертым маневром для нефтянки. Суть налогового маневра в нефтяной отрасли заключается в следующем:

  • в период с 2019 по 2024 год будет происходить поэтапное снижение и отказ от акцизов на вывоз нефти и ГСМ за рубеж (в 2024 году ставка акциза должна быть равна 0, за исключением отдельных видов нефтепродуктов);
  • в период с 2019 по 2021 год будет осуществляться повышение ставок НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых),  с сохранением действующих льгот и преференций;
  • для предприятий, производящих и реализующих ГСМ на внутреннем рынке, будет введен обратный акциз на топливо, что должно устранить риски повышения оптовых и розничных цен;
  • предполагается введение дополнительных мер поддержки для реализации ГСМ в пределах страны и замедления ценового роста.

Еще до октября 2018 года обсуждались детали налогового маневра, точные сроки и ставки. Для обсуждения показателей реформы были приняты во внимание доводы представителей отечественного НПК.

Осенью окончательные цифры и положения маневра были рассмотрены законодателем и приняты в виде поправок в НК РФ.

Вступят в силу новые правила с января 2019 года, а в окончательном варианте реформа будет завершена к 2024 году.

Нюансы налогового маневра

В чем заключается необходимость очередного налогового маневра в нефтяной отрасли? В настоящее время, основным источником дохода от нефтяной промышленности является акцизный сбор на вывоз сырой нефти, продуктов переработки и ГСМ. Акцизы напрямую связаны с ценовыми курсами нефти на ведущих мировых биржах и рынках, поэтому прогнозирование бюджетных показателей существенно затруднено.

Введение новых правил налогообложения и применения акцизов позволит бюджету снизить зависимость от мировых цен на нефть. Полностью игнорировать эти показатели невозможно, поэтому курсы нефтяных бирж будут применяться при введении дополнительных пошлин и предоставлении мер поддержки предприятиям с большой долей внутреннего производства.

Ключевой целью маневра является постепенное увеличение доли НДПИ в доходной части бюджета, с одновременным снижением акцизных ставок. На практике, такие нормы будут реализованы следующим образом:

  1. снижение ставок акциза будет происходить на протяжении 6 лет, и завершится в 2024 году установлением нулевой ставки;
  2. налог на добычу полезных ископаемых (в том числе, нефти) будет расти пропорционально, однако достигнет планируемых ставок уже к 2021 году;
  3. в период с 2019 по 2024 год доля поступлений в бюджет от НДПИ будет расти, тогда как акцизная составляющая, напротив, будет снижаться.

После 2024 года все положения налоговой реформы окончательно вступят в силу.

Уменьшение акцизных ставок на нефть и ГСМ неизбежно стимулирует рост экспорта. В таких условиях, доля топлива, поставляемого на внутренний рынок, может заметно снизиться, что повлечет рост цен на автозаправках. Чтобы избежать таких последствий, государство вводит ряд льгот и преференций для производителей, работающих для внутреннего рынка:

  • обратный акциз будет предоставлен предприятиям, перерабатывающим и реализующим ГСМ на отечественном рынке;
  • на предоставление обратных акцизов могут рассчитывать компании, включенные в санкционные списки США и стран ЕС (для них требование о проведении модернизации будет необязательным);
  • дополнительные меры поддержки будут предоставлены предприятиям, проводящим модернизацию производства, либо представивших гарантию модернизации в течение 3 лет (точный пакет льгот будет озвучен к концу года);
  • вводятся логистические коэффициенты для расчета вычетов по акцизам на переходный период (чем больше топлива будет поставлено на внутренний рынок, тем больше будет вычет);
  • планируется введение заградительных пошлин за реэкспорт и реимпорт нефти и ГСМ.

Логистические коэффициенты будут отличаться, в зависимости от региона расположения предприятия НПК. Наиболее высокий показатель коэффициента вводится для предприятий в Хакасии и Красноярском крае (1.5). Логистические коэффициенты сохранят свое действие даже после завершения налогового маневра.

При расчете обратных акцизов и логистических коэффициентов будут учитываться и иные факторы:

  1. доля высококачественного  топлива в общем объеме производства предприятия;
  2. мировые цены на нефть и продукты переработки;
  3. усредненный показатель оптовых цен на внутреннем рынке РФ;
  4. ценовые показатели экспортной альтернативы на нефть.

Ожидаемое увеличение доходов в бюджет от проведения налогового маневра будет достигать 1.6 трлн. руб. к 2024 году. Действующие льготы на добычу полезных ископаемых сохранятся в неизменном виде. На них могут рассчитывать геологоразведочные предприятия, а также компании, добывающие нефть на труднодоступных территориях, незначительных месторождениях.

Вырастут ли цены

Любая налоговая реформа неизбежно сказывается на оптовых и розничных ценах в пределах страны.

Поскольку общая налоговая нагрузка на предприятия НПК вырастет, неизбежно повысятся и розничные цены на бензин, дизельное топливо, иные виды ГСМ.

Однако Правительство РФ гарантирует, что будет постоянно держать на контроле состояние цен на оптовых и розничных рынках, чтобы не допустить обвального повышения.

В качестве мер по защите внутреннего рынка и интересов рядовых потребителей, могут предусматриваться:

  • введение временных мораториев на рост цен (последний раз к такому мораторию государство прибегало летом 2018 года);
  • введение временных заградительных пошлин на вывоз нефти и ГСМ за рубеж, при которых предприятиям будет выгоднее поставлять продукцию на отечественный рынок;
  • введение экстренной пошлины в размере до 90% стандартной ставки, если мировые цены на нефть повысились более чем на 15%.

Для рядовых автовладельцев указанные меры мало что скажут, тем более что их принятие может затянуться на месяцы. Однако, комментируя поправки в НК РФ о проведении налогового маневра Представители Правительства РФ неоднократно подтверждали курс на сохранение текущих цен на бензин и ГСМ, либо на контролируемый рост.

Суть налогового маневра:

Источник: http://law03.ru/finance/article/nalogovyj-manevr-v-neftyanoj-otrasli-2019

Налоговый маневр 2018: суть и последствия для нефтяной отрасли

Резкий рост цен на бензин и нефть подтолкнул российское Правительство к поспешному внесению изменений в законодательство, напрямую связанное с вопросами ценообразования в нефтяной промышленности.

Менее чем за пару месяцев (минувшие июнь и июль) Госдума утвердила ряд изменений, которые коснутся Налогового кодекса РФ и закона «О таможенном тарифе». Нововведения получили название «Налоговый маневр».

Зачем он нужен?

Налоговый маневр вступит в силу с 1 января 2019 года и рассчитан на 6 последующих лет. За этот период планируется внести серьезные изменения в расчет экспортной таможенной пошлины и налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

Обратите внимание

В настоящий момент экспортная пошлина сырой нефти составляет 30% от ее итоговой стоимости. Начиная с 1 января будущего года, ее планируется постепенно снижать до полной отмены, которая должна случиться в 2024 году. В то же время, на аналогичный процент будет повышаться НДПИ, причем его рост планируется завершить уже в 2021 году.

Налоговый маневр имеет 2 основные цели:

добиться более выгодного экспорта нефти и нефтепродуктов;

достичь роста цен на нефть для переработки на внутреннем рынке.

Последствия

На первый взгляд, рост стоимости сырой нефти и продуктов ее переработки на внутреннем рынке должен привести к дополнительному росту стоимости топлива и ГСМ для конечного потребителя (согласно «Роснефти» повышение цен может достигать 50%), что недопустимо, так как остановить бесконтрольное удорожание бензина в рознице удалось лишь пару месяцев назад. В связи с этим Госдума ввела два дополнительных механизма, с помощью которых роста цен на отечественном рынке удастся избежать.

Первая мера – снижение акциза на сырую нефть.

Благодаря ему отечественные нефтеперерабатывающие заводы, занимающиеся выпуском высококачественного топлива, соответствующего актуальному экологическому стандарту «Евро-5», смогут сэкономить порядка 3000 рублей с каждой тонны перерабатываемого сырья. Воспользоваться данным преимуществом смогут исключительно те компании, что занимаются поставками топлива на отечественный рынок.

Министром финансов также были предложены аналогичные послабления для компаний, которые еще не успели произвести модернизацию оборудования и не выпускают топливо класса «Евро-5», но планируют начать производство в течение ближайших 3 лет. Также они будут действовать для санкционных компаний.

Второй механизм – введение демпфирующего акциза, учитывающего выгодность экспорта для отдельно взятых компаний. Проще говоря, НПЗ, расположенные на значительном удалении от границ, смогут не только вернуть часть выплаченных акцизов, но и получить дополнительную прибавку за счет повышающего коэффициента, призванного компенсировать расходы на транспортировку нефтепродуктов за границу.

Прогнозы

Однозначно оценить удачность принятых решений пока не представляется возможным, так как оба законопроекта, входящие в пакет налогового маневра, были одобрены лишь 28 июля и вступят в силу с началом нового года.

Однако по прогнозам Правительства РФ к 2024 году они помогут государству получить порядка 1,3-1,6 триллиона рублей дополнительных доходов.

Впрочем, ряд аналитиков (в частности представители медиахолдинга РБК) отмечает, что итоговая прибыль с учетом введения демпфирующих акцизов для отдельных компаний может оказаться существенно меньшей.

Важно

Кроме того, неизвестно, сбудутся ли обещания Правительства о том, что маневр не окажет влияния на рост розничных цен на нефтепродукты. Увидеть это игроки российского рынка смогут уже в следующем году.

Источник   https://gpn-trade.ru/about/art…

  • Геополитика
  • Энергетика
  • Пятая колонна
  • Мировая Закулиса

Источник: https://cont.ws/@30091963/1214775

“РГ” публикует закон о завершении налогового маневра в нефтянке

Налоговый маневр предполагает, что в течение шести лет – с 2019 года по 2024-й – экспортная пошлина на нефть снизится с 30 процентов до нуля, а налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) вырастет на аналогичную величину.

Таким образом, фискальная нагрузка перейдет с экспорта на внутренний рынок, лишит безадресной “таможенной субсидии” нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) и вернет часть дохода от беспошлинных поставок внутри Евразийского экономического союза в бюджет РФ.

Так как маневр приведет к большей восприимчивости внутреннего рынка к внешним ценам на сырье, предусмотрен механизм обратного акциза на нефть для заводов, которые поставляют нефтепродукты потребителям внутри страны.

Объем вычета будет меняться в зависимости от цены нефти и компенсировать НПЗ часть разницы между внутренней и экспортной ценой.

Кроме того, к акцизу применят логистический коэффициент: чем дальше находится завод от рынка сбыта, тем выше будет льгота.

Что будет с рублем из-за новых санкций США против России

НПЗ, которые работают на внутренний рынок, занимаются модернизацией мощностей, или попали под западные санкции, по сути, получат субсидию примерно в том же объеме, что и ранее. Для тех, кто работает на экспорт и модернизироваться не будет, все льготы сойдут на нет – это в основном небольшие независимые НПЗ.

Новый механизм должен помочь и сдержать цены на топливо на фоне роста ставок акцизов в полтора раза с 1 января 2019 года.

Федеральный бюджет при нефти по 40 долларов получит гарантированный дополнительный доход в размере триллиона рублей в течение шести лет за счет завершения налогового маневра, говорил ранее руководитель департамента налоговой и таможенной политики минфина Алексей Сазанов. Замминистра энергетики Павел Сорокин подчеркивал, что не ожидает серьезного негативного эффекта на НПЗ, а прежде чем вновь вносить корректировки в закон, потребуется два-три года на оценку реального эффекта.

Совет

С завершением налогового маневра в налоговом законодательстве появится еще и новый вид товара, с которого будут уплачивать отдельный акциз, – это темное судовое топливо, на котором ходят в основном грузовые суда.

Читайте также:  Страховые взносы для ип в 2019 году

Сейчас оно включено в средние дистилляты, из-за чего ставка акциза составляет более восьми тысяч рублей за тонну. Теперь акциз на темное судовое топливо будут исчислять отдельно, и в 2019-2021 годах ставку обнулят.

После льготного периода акциз составит тысячу рублей за тонну.

Источник: https://rg.ru/2018/08/05/rg-publikuet-zakon-o-zavershenii-nalogovogo-manevra-v-neftianke.html

Путин одобрил завершение налогового маневра в нефтяной отрасли

Перестановки в правительстве позволили закончить тягучий процесс согласования маневра в нефтяной отрасли

Рамиль Ситдиков / РИА Новости

После более чем двух лет споров нефтяников и Минфина нефтегазовый налоговый маневр будет завершен.

Такое решение в конце апреля принял президент России Владимир Путин, рассказали «Ведомостям» два федеральных чиновника, сотрудник нефтяной компании, а также участник совещаний в правительстве.

Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков не ответил на запрос «Ведомостей», представители зампреда правительства Дмитрия Козака, курирующего нефтегазовую отрасль, и Минэнерго отказались от комментариев. Представитель Минфина не ответил на запрос «Ведомостей».

Налоговый маневр – повышение НДПИ и снижение экспортных пошлин – был начат в 2015 г. Реформа должна была завершиться в 2017 г., когда пошлины опустились бы до 30%, но в 2016 г. Минфин предложил обнулить их полностью, соразмерно повысив налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

Из-за того что экспортные пошлины на нефтепродукты ниже пошлин на сырую нефть, российская нефтепереработка фактически субсидируется бюджетом, в одном только 2017 году эта система лишила бюджет 1 трлн руб., оценивал Минфин.

Избавиться от неэффективных субсидий можно, завершив налоговый маневр.

Но реформе активно противодействовали Минэнерго и нефтяники, которые предлагали с маневром подождать. Их поддерживал и бывший зампред правительства Аркадий Дворкович, курировавший тогда нефтяную отрасль. «Все остальные, кроме Минфина, считают, что это преждевременно.

Обратите внимание

Когда закончится модернизация НПЗ, можно будет к этому вопросу вернуться», – говорил Дворкович в марте этого года.

А председатель правительства Дмитрий Медведев каждое совещание, на котором обсуждался маневр, заканчивал поручением еще раз просчитать его последствия, вспоминает чиновник.

Придется занять

Правительство решило снизить ставку акцизов на тонну бензина на 3700 руб., на тонну дизельного топлива – на 2700 руб. (с учетом планируемой индексации с 1 июля, без ее учета – на 3000 и 2000 руб. соответственно. – «Ведомости»), рассказал первый вице-премьер Антон Силуанов.

Выпадающие доходы, в том числе региональных бюджетов, составят 140 млрд руб. Чтобы компенсировать их потери, регионам будут полностью переданы доходы от топливных акцизов.

Источник компенсации потерь федерального бюджета будет определен осенью – это могут быть дополнительные ненефтегазовые доходы и увеличение займов, рассказал Силуанов.

На этот раз решающим аргументом Минфина (а министр финансов Антон Силуанов в новом правительстве назначен еще и первым зампредом, куратором экономических вопросов) стала необходимость финансировать новый майский указ президента – расходы оцениваются в 25 трлн руб., из которых 8 трлн еще предстоит найти, объясняет чиновник.

Минфин предлагает завершить маневр за шесть лет – снижать экспортную пошлину ежегодно на 5 процентных пунктов и к 2024 г. довести ее до нуля, соразмерно повышая НДПИ, рассказывают собеседники «Ведомостей». Это даст бюджету от 1 трлн до 1,6 трлн руб.

в зависимости от цен на нефть, говорит чиновник и участник совещаний в правительстве.

Условия и сроки завершения маневра еще будут обсуждаться в правительстве, сказал чиновник.

Важно

Точно оценить эффект можно будет только после появления окончательных параметров завершения налогового маневра, но в любом случае перенос нагрузки в добывающем сегменте из экспортной пошлины в НДПИ позволяет существенно увеличить налоговые поступления за счет расширения налоговой базы в физическом выражении более чем в 2 раза, говорит директор Московского нефтегазового центра EY Денис Борисов. Но главное – какой будет судьба компенсаций странам Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и потребителям отдельных видов нефтепродуктов (прежде всего мазута) на внутреннем рынке: суммарная доля этих двух статей в общем ожидаемом эффекте может превысить 40%, считает он. А также проходили расчеты, прогнозировались котировки на нефть, валютные курсы, ценовые спреды на нефтепродукты в Европе, премии и дисконты региональных рынков, в случае методологических ошибок ожидания эффекта и для отрасли, и для бюджета могут не оправдаться, предупреждает Борисов.

Бизнес же предупреждает о негативных эффектах маневра. Он отразится на марже нефтепереработки, опасается сотрудник нефтяной компании. Бизнес уже жалуется на его негативный эффект. В 2015–2016 гг. средняя маржа НПЗ сократилась по сравнению с 2014 г.

больше чем в 3 раза, оценивали эксперты Vygon Consulting. Правда, связано это и со снижением цен на нефть, и с ростом ставок акцизов на автомобильный бензин, объясняли они. Те же объяснения предлагал и Минфин. Без компенсаций при обнулении пошлин в 2018 г.

рентабельность еще больше снизится, прогнозировали эксперты Vygon Consulting.

600 млрд руб.

такова доля нефтеперерабатывающих заводов в субсидиях, говорит директор налогового департамента Минфина Алексей Сазанов. 140 млрд руб. – потери бюджета из-за поставок в Белоруссию – страна получает нефть по внутрироссийским ценам без пошлин. 300 млрд руб. – потери из-за сдерживания цен на внутреннем рынке.

Чтобы поддержать нефтепереработку и избежать роста цен на бензин, Минфин готов предоставить бизнесу компенсации – отрицательные акцизы на нефть, а также понизить акцизы на нефтепродукты на 2–3 руб.

А для НПЗ, которые завершили строительство установок глубокой переработки нефти, ввести повышающие коэффициенты к базовой ставке отрицательного акциза, рассказывал «Ведомостям» директор налогового департамента Минфина Алексей Сазанов.

Но бизнесу не ясно, как будут администрироваться такие акцизы, объясняет сотрудник крупной компании, кроме того, отрицательный акциз не учитывает логистический фактор и волатильность цен на нефть.

Отмена экспортной пошлины на неподакцизные товары повысит чувствительность цен к внешним условиям, так как изменение цен на нефть не может быть компенсировано фиксированным акцизом в рублях, приводит еще одно возражение сотрудник нефтяной компании, передающий опасения Минэнерго. Больше же всего от маневра пострадают производители темных нефтепродуктов и мазута, а также те НПЗ, у которых на экспорт приходится более 80% продукции или которые продают на внутреннем рынке неподакцизные товары, например суррогатные топлива.

Совет

Представители «Лукойла», «Роснефти», «Сургутнефтегаза» и «Газпром нефти» не ответили на запросы «Ведомостей».

Источник: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2018/05/25/770675-zavershenie-nalogovogo-manevra

“Налоговый маневр” в нефтяной отрасли России: основные параметры и оценка последствий (Горбунова Е.Н.)

Дата размещения статьи: 14.11.2016

Согласно Основным направлениям налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов (далее – Основные направления налоговой политики) налоговая политика Российской Федерации должна отвечать современным глобальным вызовам, среди которых прежде всего санкции, введенные против России, и низкие цены на нефть. Последние несколько лет в России проводится реформа налогообложения в нефтяной сфере. В разные периоды времени декларировались различные цели этой реформы, она имеет множество составных частей, стратегических и тактических задач, однако ее основной среднесрочный вектор – это снижение ставок экспортной пошлины на нефть, их постепенное выравнивание со ставками экспортной пошлины на темные и в некоторой степени светлые нефтепродукты, а также повышение ставок налога на добычу полезных ископаемых. Реализация именно этого вектора реформы в законах, принятых в 2013 – 2014 годах, получила название налогового маневра.

——————————–
Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте: http://www.minfin.ru, по состоянию на 01.03.2016. См.: [Электронный ресурс]. Доступ из СПС “КонсультантПлюс”. Документ опубликован не был.

При этом важно отметить, что законодательные изменения, принятые в 2014 году, – это уже четвертый нефтяной налоговый маневр в истории налогообложения нефтяного сектора. Первые изменения были осуществлены в период 1995 – 1996 годов, когда экономическая ситуация в стране сильно отличалась от текущей.

В то время было принято решение отказаться от экспортных пошлин, но при этом выпадающие доходы бюджета были частично компенсированы ростом акцизов на нефть. В середине 1999 года было решено вернуться к взиманию экспортных таможенных пошлин, причем такие пошлины были также введены и в отношении нефтепродуктов.

В период с 1999 по 2011 год экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты двигались разнонаправленно: иногда они выравнивались, иногда принимались решения об их дифференциации. При этом для некоторых нефтепродуктов ставки экспортных пошлин оказывались либо выше, либо ниже ставок пошлин на нефть.

Основной целью политики экспортных пошлин на нефтепродукты была максимальная загрузка перерабатывающих мощностей и создание стимулов для экспорта не нефти, а продуктов ее переработки. При этом предполагалось, что нефтепереработка создает добавленную стоимость, однако на практике это происходит только при значительной доле выпуска светлых нефтепродуктов и близости к рынкам сбыта.

В России же большинство нефтеперерабатывающих мощностей удалены от рынков, поэтому при значительном объеме экспорта нефтепродуктов стоимость в основном не создается.

Однако созданная в течение 2000-х годов система экспортных пошлин привела к тому, что российская нефтепереработка вне зависимости от ее глубины получала значительную субсидию за счет федерального бюджета, которая образовывалась посредством разницы в ставках экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты.

Обратите внимание

Таким образом, создавались стимулы к наращиванию первичной переработки нефти как наименее затратному способу получения такой субсидии. В результате глубина переработки за период действия такой системы пошлин практически не менялась, а экспорт нефтепродуктов существенно увеличился.

С ростом цен на нефть регулирующая роль пошлин, характер их влияния на добычу, переработку и потребителей стали весьма заметными. Именно с конца 2000-х годов начались активные реформы системы пошлин и НДПИ на нефть.

В 2011 году было принято решение о переходе на систему ставок экспортной пошлины “60-66-90”, которая предусматривала введение ставки пошлины на темные нефтепродукты, равной ставке пошлины на нефть с 2015 года.В 2013 году был предпринят очередной шаг в направлении реформы – снижение ставок пошлины на нефть на период 2014 – 2016 годов и одновременное увеличение ставок НДПИ на нефть.

Тем временем уже в начале 2014 года стало очевидно, что комплексную модернизацию отрасли, по итогам которой выравнивание пошлин на темные нефтепродукты и нефть привело бы к уменьшению масштабов неэффективной нефтепереработки, к началу 2016 года завершить не удастся.

В этих условиях рост пошлины на темные нефтепродукты привел бы к неминуемому сокращению объемов переработки нефти на немодернизированных заводах, а это в свою очередь грозило локальными дефицитами нефтепродуктов и ростом цен на них.24 ноября 2014 года Президент РФ В.В.

Путин подписал Федеральный закон N 366-ФЗ “О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации”, который предусматривает снижение текущих ставок вывозных таможенных пошлин на сырую нефть и нефтепродукты при одновременном увеличении базовой ставки по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на товарную нефть.

Читайте также:  Интервью с юлией жарковой – предпринимателем из воронежа, мастером по изготовлению украшений и изделий ручной работы

Новые ставки вывозных таможенных пошлин и ставки НДПИ будут применяться с 1 января 2015 года.Новый Закон устанавливает следующие ставки НДПИ за тонну добытой нефти:- 766 рублей с 1 января 2015 по 31 декабря 2015 года (прежняя ставка – 530 рублей);- 857 рублей с 1 января 2016 по 31 декабря 2016 года (прежняя ставка – 559 рублей);- 919 рублей с 1 января 2017 года (прежняя ставка – 559 рублей).

При этом принятые изменения снижают предельную ставку вывозной таможенной пошлины на сырую нефть (уменьшение коэффициента в формуле расчета при фактической цене за баррель свыше 25 долларов США) с текущего уровня 59% до:- 42% с 1 января 2015 по 31 декабря 2015 года (прежний уровень – 57%);- 36% с 1 января 2016 по 31 декабря 2016 года (прежний уровень – 55%);- 30% с 1 января 2017 года (прежний уровень – 55%).Также положения Федерального закона N 366-ФЗ “О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации” предусматривают понижение уровня ставки вывозной таможенной пошлины на светлые нефтепродукты (включая бензин) и повышение – на темные нефтепродукты, сохраняя “привязку” к экспортной нефтяной таможенной пошлине.В рамках “налогового маневра” также предусмотрено изменение ставок акцизов на нефтепродукты, изменение порядка расчета НДПИ для газового конденсата, а также корректировка налоговых льгот, большинство которых будет сохранено в абсолютном выражении.Принятые в 2014 году решения о реформе налогового и таможенно-тарифного регулирования в нефтяной отрасли (“налоговый маневр”) не только увеличивают период повышения пошлины на темные нефтепродукты (выравнивание ставок теперь предстоит с 2017 года), но и приводят к уменьшению размера выпадающих доходов от этого шага: в соответствии с бюджетным прогнозом, составленным до падения цен на нефть, “цена маневра” для бюджета, то есть в том числе и цена отказа от 100-процентной пошлины на мазут, оценивалась Министерством финансов России в размере около 140 млрд. рублей в 2015 году . Предполагалось, что остаток (а это около 200 млрд. рублей) будет распределен между потребителями нефти и нефтепродуктов в России и странах Евразийского экономического союза за счет роста цен на них, а нефтяная отрасль даже получит дополнительные доходы в виде роста доходности от добычи нефти и отсрочку, необходимую для завершения модернизации НПЗ.——————————–

Источник: http://xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/21474

Зачем нужен налоговый маневр в нефтяной отрасли

Госдума приняла в третьем, окончательном, чтении пакет законов  о налоговом маневре в нефтяной отрасли.

Экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты будут снижены от действующих 30% до нуля от цены нефти в течение шести лет. Снижение будет происходить постепенно, начиная с января 2019 года. При этом увеличится налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Поправки внесут в ст. 3.1 федерального закона “О таможенном тарифе” и в Налоговый кодекс. Инициатива реформы принадлежит Минфину РФ. 

Зачем нужна нефтяная реформа

Кабмин вносит в Госдуму законопроект о налоговом маневре в нефтяной отрасли
Налог на добычу полезных ископаемых полностью идет в федеральный бюджет РФ.

Дополнительные доходы от НДПИ в результате налогового маневра, по расчетам авторов инициативы, составят 10,8 трлн рублей. Потери бюджета от реформы, в том числе из-за поддержки нефтепереработки, за тот же период оцениваются в 3,4 трлн рублей, что следует из комментариев к законопроекту, размещенному на сайте Госдумы РФ.

“Доля НДПИ в госказне существеннее, чем экспортных пошлин на нефть, которые планируется обнулить”, — отмечает Геннадий Шмаль, президент Союза нефтегазопромышленников России.

Что будет с ценами на бензин

При обсуждении законопроекта о налоговом маневре всегда поднимается вопрос о росте стоимости топлива. Поэтому реформу критиковали представители нефтяных компаний и Минэнерго РФ. 

“Повышение НДПИ автоматом влечет за собой рост внутренних цен на нефть. А это приведет к росту цены топлива на автомобильных заправках. Почему в этом году уже заметно росли цены на бензин — как раз из-за увеличения стоимости нефти внутри страны.

И, вдобавок, из-за роста акцизов”, — говорит Геннадий Шмаль. Также есть мнения, что нефтяные компании повышали цены на бензин не только из-за реально происходящего роста цены нефти на локальном рынке, но и в преддверии увеличения налога.

Компании, по этой версии, так отыгрывали будущие потери.

При этом Дмитрий Козак, вице-премьер правительства РФ отмечал на одном из совещаний, что “апокалиптические прогнозы о скачке цен до 100 рублей за литр бензина” не сбудутся.

Важно

У правительства, по его словам, достаточно инструментов, чтобы не допустить резкого и серьезного роста на моторное топливо. Чтобы избежать роста цен на бензин введут обратный акциз на нефть для нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ).

Его получат заводы, которые не только выпускают, но и поставляют бензин на внутренний рынок. Размер акциза — порядка 3 тыс. рублей на тонну перерабатываемого сырья.

В результате нефтяной реформы экспортировать нефть и нефтепродукты станет выгоднее. Потери компаний от увеличения налога на добычу полезных ископаемых в правительстве РФ будут компенсировать льготами.

Анастасия Степанова

Источник: https://tass.ru/ekonomika/5315335

Чем опасен нефтяной налоговый маневр – МК

Топливный рынок на пороге передела

25.06.2018 в 16:25, просмотров: 4398

Налоговое маневрирование в нефтяной отрасли, начатое еще в 2015 году, решено завершить, кто бы сомневался, в 2024 году.

Самое любопытное — не очередное подтверждение перехода российской активности в экономической политике (и не только в ней) на шестилетки, в чем уже нет ничего неожиданного.

Суть новой системы налогового регулирования — сочетание автоматических рычагов и ручных методов. А это может стать весьма гремучей смесью.    

Суть маневра — переход нефтяных доходов федерального бюджета с экспортной пошлины на сырую нефть на поступления от налога на добычу полезных ископаемых (нефть).

К 2024 году пошлина будет ликвидирована в результате сокращения с нынешнего уровня 30% за шесть лет ежегодным шагом в 5%.

Повышение НДПИ, а оно будет происходить до 2021 года, распространится на всю, а не только на экспортируемую нефть.

Так достигается главная цель маневра — независимость бюджета от капризов нефтяной конъюнктуры.

«В рамках завершения налогового маневра мы сейчас прорабатываем системные механизмы демпфирования такого стремительного изменения цены на нефть на внутреннем рынке и в оптовом звене в зависимости от колебания мировых цен на нефть. Продумываем некую формулу, которая позволила бы снижать эти риски.

Совет

Необходимо найти системное решение, потому что принимать каждый раз точечные решения — это неправильно» — так формулировал цель маневра директор департамента налоговой и таможенной политики Минфина Алексей Сазанов.

Если оперировать только ликвидацией экспортной пошлины на нефть и ростом НДПИ, то совершенно очевидно: эта пара стимулирует рост внутренних цен на нефть и вывоз сырой нефти, так что цены на нефтепродукты вырастут. Правительство, конечно, видит эту опасность и дополняет налоговый маневр страховочными мерами.

Это прежде всего отрицательный акциз, представляющий собой компенсирующую субсидию, которую получат НПЗ, но не все, а те, что производят бензин и дизельное топливо не ниже пятого класса, поставляя, как рассказал министр энергетики Александр Новак, не менее 10% произведенного топлива на внутренний рынок.

Те НПЗ, которые пока не освоили производство бензина пятого класса, получат для модернизации еще три года.

Сохранятся и привычные положительные акцизы. Из-за недавнего скачка цен на бензин, произошедшего именно в рамках нефтяного налогового маневра, подъема акциза на бензин, который должен был состояться 1 июля, не произойдет.

Более того, акциз был снижен, и это был самый действенный удар по росту бензиновых цен, остановивший их. Но это временная мера. В 2019 году акцизы вернутся к восхождению.

Ставка акциза повысится с нынешних 8,213 тысячи рублей за тонну бензина до 12,3 тысячи рублей.

Как у доктора Пилюлькина из сказки про Незнайку был универсальные средства для всех пациентов: касторка и йод, так и у правительства — НДПИ и акцизы (положительные и отрицательные). Ну и каковы ожидаемые результаты такого «лечения»?

Обратите внимание

Главный итог назвал вице-премьер Дмитрий Козак: «1,3–1,6 трлн рублей в течение шести лет получит федеральный бюджет от налогового маневра». Кто эти деньги заплатит? Нефтяники, но не они одни.

Уже есть оценки, по которым бензин и дизтопливо подорожают в среднем на 30 копеек за литр, цена на остальные нефтепродукты повысится в полтора раза. Так что платить придется всем.

В чем, впрочем, с самого начала мало кто сомневался.

Есть и еще один итог. Расширяется сфера ручного управления. Самый яркий пример — туман вокруг отрицательной ставки акциза, то есть части акцизного платежа, которую вернут нефтепереработчикам. Дмитрий Козак признал, что ставка будет дифференцирована для разных НПЗ.

Строго говоря, это вмешательство в механизм конкуренции и объект лоббистских битв. Уже объявлено, что льготный механизм будет применяться к компаниям, реализующим крупные проекты, а также подпавшим под санкции.

Так что простор для принятия индивидуальных решений открыт. Вместе со всеми хорошо известными сопутствующими явлениями. Скорее всего, рынок нефтепереработки ждет передел. И не исключительно по экономическим причинам.

Источник: https://www.mk.ru/economics/2018/06/25/chem-opasen-neftyanoy-nalogovyy-manevr.html

Гд приняла законы о налоговом маневре в нефтегазовой отрасли

В пакете два законопроекта. Первый предусматривает внесение изменений в Налоговый кодекс РФ, второй – в Закон «О таможенном тарифе». Инициатива направлена на завершение налогового маневра в нефтегазовой отрасли.

Предлагаемые Правительством изменения означают постепенное наведение порядка в системе предоставления различного рода льгот и преференций, выделения скрытых субсидий, повышения эффективности системы налоговых льгот и, соответственно, получение дополнительных доходов федерального бюджета за счет повышения эффективности различных форм государственной поддержки.

Параллельно с этим будет равномерно расти ставка налога на добычу нефти и газового конденсата. Нововведение начнет действовать с 1 января 2019 года.

Важно

При этом сохраняется относительный размер и условия действия до 1 января 2019 года пониженной ставки НДПИ при добыче нефти и газового конденсата на выработанных и малых участках недр, а также при добыче трудноизвлекаемой нефти, путем корректировки понижающего коэффициента к ставке НДПИ при добыче нефти. Также сохранится действующая льгота по НДПИ для добычи на новых морских месторождениях и для добычи газового конденсата, используемого для производства СПГ.

Законом предусмотрен механизм предоставления налогового вычета по НДПИ на добытый газовый конденсат при его направлении на производство технического пропана-бутана по аналогии с получением налогового вычета по НДПИ при его направлении на производство широкой фракции легких углеводородов.

Также предусматривается применение «особых формул расчета ставок вывозных таможенных пошлин на сырую нефть».

Формулы должны использоваться «с учетом коэффициента, позволяющего сохранить действующую ставку вывозной таможенной пошлины на нефть сырую, на уровне 90% от действующей в настоящее время особой формулы расчета ставок вывозных таможенных пошлин». Это не коснется объемов нефти, добытой на новых морских месторождениях углеводородного сырья.

Ставка акциза на прямогонный бензин, бензол, параксилол, ортоксилол, используемые в нефтехимии, будет устанавливаться «с учетом корректирующего коэффициента, который постепенно будет увеличивать ее значение на величину снижения ставки вывозной таможенной пошлины на нефть».

Также законом о внесении изменений в НК РФ предусматривается индексация ставок акцизов на подакцизные товары в 2021 году на уровень инфляции. Она, по прогнозам Минэкономразвития, составит 4%. При этом ставки акцизов на период 2019–2020 гг. сохраняются на уровне, установленном действующим налоговым законодательством.

Источник: http://duma.gov.ru/news/27694

Госдума РФ приняла в 3-м чтении законопроект о завершении налогового маневра в нефтяной отрасли

Москва, 24 июл – ИА Neftegaz.RU. Госдума РФ в 3м чтении приняла законопроект, запускающий механизм завершения налогового маневра в нефтяной отрасли.

«За» проголосовали 306 депутатов, «против» – 80.

Решение было принято на заседании Госдумы РФ 24 июля 2018 г.

В 1м чтении законопроект о завершении налогового маневра в нефтяной отрасли были одобрены Госдумой 5 июля 2018 г.

Во 2м чтении законопроект был рассмотрен и принят 18 июля 2018 г.

Читайте также:  Изготовление визитных карточек: идея бизнеса, вложения: от 75000 руб.

Суть законопроекта заключается в том, что фискальная нагрузка перейдет с экспорта на внутренний рынок, а льготы по нефтепереработке станут более адресными.

Законопроектом предлагается постепенное снижение ставки вывозной таможенной пошлины на нефть с 30% до 0% от цены нефти в течение 6 лет, начиная с 1 января 2019 г.

Совет

В 2019 г предельные ставки пошлины умножать на коэффициент 0,833, в 2020 г – 0,667, в 2021 г – 0,5, в 2022 г – 0,333, в 2023 г – 0,167, в 2024 г – 0.

Доходы бюджета будут компенсированы за счет увеличения суммы налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), которые будут уплачены недропользователями при добыче нефтии газового конденсата.

Действующие льготы по НДПИ предполагается сохранить.

Речь идет о добыче нефти на новых морских месторождениях, а также о добыче газового конденсата на месторождениях в Ямало-Ненецком автономном округе, используемого при производстве сжиженного природного газа (СПГ).

Пониженные ставки НДПИ сохранятся для месторождений со сложными условиями – для месторождений с высокой степенью выработанности, малых участков недр и трудноизвлекаемых запасов нефти (ТРИЗ).

Нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) при этом лишатся таможенной субсидии, а внутренние цены на нефтепродукты станут более подвержены внешней ценовой конъюнктуре.

Чтобы компенсировать этот негативный эффект, для НПЗ будет введен отрицательный акциз на нефть.

Кроме того, для снижения зависимости внутреннего топливного рынка от колебаний мировых цен на нефть и нефтепродукты будет введена демпфирующая компонента.

На отрицательный акциз смогут рассчитывать НПЗ, находящиеся под санкциями США и ЕС, даже если они не производят топливо для внутреннего рынка.

Обратите внимание

НПЗ, осуществляющие модернизацию, смогут получить обратный акциз на нефть и отсрочку до 2024 г по обязательствам поставки на внутренний рынок не менее 10% произведенного автобензина 5го класса.

Требование об обязательных поставках не будет распространяться на НПЗ, ранее заключившие 4-сторонние соглашения, не предусматривающие производство такого бензина, при условии их модернизации.

НПЗ, которые пока не производят бензин в требуемом объеме, смогут заключить соглашения о модернизации при условии переработки не менее 600 тыс тонн нефти в 2017 г.

НПЗ, которые не попали под западные санкции, не хотят заключать соглашение с правительством и не работают на внутренний рынок, льгот не получат.

Фактически такие НПЗ будут работать по условиям внешнего рынка.

Дополнительный демпфирующий акциз к обратному акцизу на нефть для переработки правительство РФ сможет вводить в зависимости от ценовой конъюнктуры на мировых рынках.

Демпфирующий акциз может быть как положительным, так и отрицательным.

При росте мировых цен на нефть и, следовательно, на нефтепродукты, бюджет будет компенсировать компаниям 50% разницы (в 2019 г – 60%) между экспортной ценой и условной расчетной внутренней ценой.

При снижении мировых цен на нефть нефтяные компании будут перечислять в бюджет те же 50%.

Кроме того, в фискальный механизм впишут логистический коэффициент, который позволит учитывать дальность НПЗ от рынка сбыта.

Важно

Чем удаленнее НПЗ, чем выше выбудет коэффициент, который будут применять к отрицательному акцизу на нефть, отправленную на переработку.

Так, коэффициент 1,05 сможет применять Омский НПЗ, 1,1 – Коченевский и Антипинский НПЗ, 1,3 – Ухтинский НПЗ, 1,4 – Ангарский НПЗ, 1,5 – Ачинский НПЗ.

Для других НПЗ коэффициент составит 1,0.

Правительство РФ получает право в случае резкого роста цен на топливо на внутреннем рынке вводить дополнительную пошлину на экспорт нефтепродуктов.

Если мировые цены на нефть вырастут более чем на 15% за месяц и новый фискальный механизм не сдержит розничные цены, правительство сможет экстренно поднять экспортную пошлину на нефтепродукты до 60% от ставки пошлины на нефть.

Это снизит экспортный нетбэк, доходность от продажи топлива внутри страны и на экспорт сблизится, после чего условий для повышения цен на АЗС не будет.

Ранее президентом РФ В. Путиным был подписан закон, который позволяет правительству РФ до конца 2018 г повышать экспортные пошлины на такие нефтепродукты до 90% от пошлины на нефть.

Сейчас экспортная пошлина на светлые нефтепродукты, товарный бензин составляет 30% от ставки пошлины на нефть, на прямогонный бензин – 55%.

Обсудить на Форуме

Источник: https://neftegaz.ru/news/view/173598-Gosduma-RF-prinyala-v-3-m-chtenii-zakonoproekt-o-zavershenii-nalogovogo-manevra-v-neftyanoy-otrasli

Путин подписал законы о завершении налогового маневра в нефтяной отрасли

МОСКВА, 4 авг /ПРАЙМ/. Президент РФ Владимир Путин подписал полный пакет законов о завершении налогового маневра в нефтяной отрасли.

В субботу на официальном портале правовой информации был опубликован подписанный президентом закон об изменениях в Налоговый кодекс. Это последний документ в пакете законов о завершении маневра. Накануне, 3 августа, был опубликован закон о постепенном снижении, вплоть до обнуления, экспортных пошлин на нефть в рамках налогового маневра.

В целом маневр предусматривает, что экспортная пошлина на нефть будет снижаться с нынешних 30% до 0% в течение шести лет, начиная с 2019 года, при одновременном повышении НДПИ на нефть в течение трех лет. Для этого вносятся изменения в федеральный закон “О таможенном тарифе” и в Налоговый кодекс.

Совет

Чтобы предотвратить рост внутренних цен на нефтепродукты или возникновение их дефицита, маневр предусматривает два механизма: обратный акциз на нефть, поставляемую на переработку, и дополнительный к нему демпфирующий акциз, учитывающий выгодность экспорта нефтепродуктов.

СУТЬ МАНЕВРА

По общему правилу, обратный акциз смогут получить российские переработчики нефти, которые производят бензин и дизельное топливо не ниже пятого класса и поставляют на внутренний рынок не менее 10% произведенного объема.

В целях поддержки удаленных от основных рынков сбыта НПЗ закон вводит логистический коэффициент к акцизу на нефтяное сырье (от 1 до 1,5), позволяющий увеличить вычет на такое сырье в зависимости от региона нахождения завода. Так, коэффициент 1,05 сможет применять Омский НПЗ, 1,1 — Коченевский и Антипинский НПЗ, 1,3 — Ухтинский НПЗ, 1,4 — Ангарский НПЗ, 1,5 — Ачинский НПЗ.

Также на обратный акциз смогут рассчитывать НПЗ, находящиеся под санкциями США и ЕС, даже если они вовсе не производят топливо для внутреннего рынка.

НПЗ, осуществляющие модернизацию, смогут получить обратный акциз на нефть и отсрочку до 2024 года по обязательствам поставки на внутренний рынок не менее 10% произведенного автобензина пятого класса.

Требование об обязательных поставках не будет распространяться на заводы, ранее заключившие четырехсторонние соглашения, не предусматривающие производство такого бензина, при условии их модернизации.

НПЗ, которые пока не производят бензин в требуемом объеме, смогут заключить соглашения о модернизации при условии переработки не менее 600 тысяч тонн нефти в 2017 году.

Дополнительный демпфирующий акциз к обратному акцизу на нефть для переработки правительство сможет вводить в зависимости от ценовой конъюнктуры на мировых рынках, чтобы компенсировать нефтяникам недополученное от экспорта топлива и таким образом сдержать внутренние цены.

Демпфирующий акциз может быть как положительным, так и отрицательным.

Обратите внимание

То есть, как поясняли в Минэнерго и Минфине, при росте мировых цен на нефть и, следовательно, на нефтепродукты, бюджет будет компенсировать компаниям 50% разницы (в 2019 году — 60%) между экспортной ценой и условной расчетной внутренней ценой, чтобы компании не повышали цену внутри РФ. При снижении мировых цен на нефть нефтяники будут перечислять в бюджет те же 50%.

Маневр предполагает и право правительства в случае форс-мажора, а именно резкого роста цен на топливо на внутреннем рынке, вводить дополнительную пошлину на экспорт нефтепродуктов.

Правительству предоставляется право на повышение с 2019 года экспортных пошлин на светлые нефтепродукты, товарный и прямогонный бензин до 60% от пошлины на нефть в случае увеличения или снижения цены на нефть на мировых рынках более чем на 15%.

Ранее Госдумой был принят закон, который позволяет правительству до конца 2018 года повышать экспортные пошлины на такие нефтепродукты до 90% от пошлины на нефть. Сейчас экспортная пошлина на светлые нефтепродукты, товарный бензин составляет 30% от ставки пошлины на нефть, на прямогонный бензин — 55%.

Источник: https://1prime.ru/state_regulation/20180804/829095564.html

Свет в конце маневра

Как стало известно “Ъ”, правительство согласовало ключевые параметры налогового маневра в нефтяной отрасли, остававшиеся нерешенными на момент внесения профильного законопроекта в Госдуму 22 июня. В целом речь идет о мерах, которые смягчают эффект маневра для нефтепереработки и потребителей топлива.

Согласованы субсидии шести НПЗ далеко от границы, поддержка крупных проектов модернизации НПЗ за счет отрицательного акциза на нефть до 2029 года. Самым важным стало введение коридора оптовых цен на нефтепродукты в диапазоне 10%, для чего НПЗ получат субсидии через плавающий акциз на 400 млрд руб. в год.

Правительство и нефтяники на совещании у первого вице-премьера Антона Силуанова и вице-премьера Дмитрия Козака 12 июля согласовали нерешенные вопросы по налоговому маневру в отрасли, рассказали источники “Ъ”. Суть маневра — отмена экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты.

Это приведет к росту цен в РФ, из-за чего пострадают и НПЗ, и потребители. Чтобы компенсировать НПЗ часть потерь, правительство решило дать крупным заводам, поставляющим бензин на внутренний рынок, отрицательный (возвратный) акциз на нефть.

Для компенсации роста цен на топливо для потребителей придуман плавающий акциз (или компенсирующая надбавка).

Основные параметры маневра внесены в Госдуму 22 июня, но три вопроса оставались нерешенными. Во-первых, как компенсировать НПЗ, удаленным от границы, транспортировку топлива на экспорт (логистическое отставание).

Во-вторых, как дать НПЗ, которые не выпускают бензин, шанс модернизироваться, чтобы получать отрицательный акциз и выжить. В-третьих, нужно было согласовать формулу плавающего акциза. Субсидировать логистическое отставание будут повышающими коэффициентами к отрицательному акцизу.

По данным “Ъ”, для Хакасии и Красноярского края (Ачинский НПЗ «Роснефти») коэффициент равен 1,5, для Тувы и Иркутской области (ее же Ангарский НПЗ) — 1,4.

Важно

Для Ямало-Ненецкого, Ненецкого АО, Республики Коми (Ухтинский НПЗ ЛУКОЙЛа), Якутии и Бурятии коэффициент составит 1,3, для Тюменской (Антипинский НПЗ Дмитрия Мазурова) и Томской областей — 1,1, для Омской (Омский НПЗ «Газпром нефти») и Новосибирской (Коченевский НПЗ «ВПК Ойл») областей, Алтая и Алтайского края — 1,05.

НПЗ, которые пока не производят бензин в объеме 10% от переработки, могут заключить соглашения о модернизации, если перерабатывали не менее 600 тыс. тонн нефти в 2017 году. Они имеют право на отрицательный акциз на нефть до 2024 года, не выполняя требование по выпуску бензинов, а если вложения в модернизацию превышают 60 млрд руб., то до 2029 года.

Ключевое значение для рынка имеет плавающий акциз. При высоких ценах нефти и топлива в мире государство будет платить нефтяникам, чтобы те не повышали внутренние цены, то есть речь идет о субсидии для потребителей. В ходе согласования маневра формула плавающего акциза менялась (см., например, “Ъ” от 22 июня).

По данным “Ъ”, в итоге бюджет компенсирует половину (в 2019 году — 60%) разницы между экспортной ценой бензина и дизтоплива и «условной внутренней ценой». Последняя составляет 56 тыс. и 50 тыс. руб. за тонну в 2019 году соответственно, 58,8 тыс. и 52,5 тыс. руб.— в 2020 году и 61,74 тыс. и 55,13 тыс. руб.— в 2021 году.

Экспортная цена рассчитывается как цена в Роттердаме минус транспортировка по морю из портов Северо-Запада РФ и минус экспортная пошлина, но плюс акциз и НДС. В обратную сторону (в случае премии внутреннего рынка) механизм не работает.

Исходя из текущих цен, а также с учетом роста прямых акцизов и повышения НДС до 20%, в 2019 году общий объем субсидий через плавающий акциз, по расчетам “Ъ”, составил бы около 400 млрд руб.

Важно, что нефтяники могут получить субсидии, только если реальная оптовая цена топлива в РФ не отклоняется от «условной цены» больше чем на 10%. Если цены на нефть растут более чем на 15% в месяц, Белый дом вправе ввести экспортные пошлины. Таким образом, речь идет о регулировании коридора оптовой цены.

В аппарате Дмитрия Козака подтвердили “Ъ” факт совещания и урегулирование основных разногласий, поправки внесены в Госдуму 13 июля (в первом чтении законопроект принят 5 июля).

Совет

Хотя основные вопросы по маневру решены, собеседники “Ъ” полагают, что борьба еще не завершена: глава «Роснефти» Игорь Сечин недоволен параметрами маневра.

Источники “Ъ” отмечают, что он, вероятно, попытается повлиять на ситуацию через площадку президентской комиссии по ТЭКу, а также напрямую через президента.

Юрий Барсуков

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/3687842

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector