Камеральная проверка: порядок и сроки проведения

Порядок проведения налоговой камеральной проверки

Помимо выездных проверок, которые проводятся на территории налогоплательщиков, налоговые органы осуществляют камеральные проверки налоговой отчетности, представленной налогоплательщиками.

Эта проверка скрыта от глаз проверяемого налогоплательщика.

Поэтому интересно знать, как она проходит, какие права у налогоплательщика при её проведении, как правильно вести себя, чтобы избежать штрафа, и какие последствия могут возникнуть для налогоплательщика.

Что такое камеральная проверка?

Камеральная проверка – это проверка бухгалтерской отчетности и деклараций, сданных фирмой (предпринимателем) в налоговые инспекции (без выезда к налогоплательщикам). Проводится согласно статьи 88 Налогового Кодекса РФ. Целью камеральной проверки является контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах.

Камеральная проверка проводится налоговым инспектором на основе налоговой, бухгалтерской отчетности и других документов, которые должны к ней прилагаться. К документам налоговой и бухгалтерской отчетности относятся налоговые декларации, расчеты по авансовым платежам, справки, заявления, и другие документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов.

Задачи камеральной проверки

  1. Контроль за своевременным и полным представлением налоговой отчетности в налоговые органы.

  2. Оценка достоверности показателей налоговой отчетности на основе отчетности налогоплательщика за предыдущие периоды, на основе других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся в распоряжении налоговых органов, а также на основе информации об аналогичных налогоплательщиках.
  3. Выявление, предупреждение и пресечение налоговых правонарушений.
  4. Подготовка информации для отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок.

Сроки проведения камеральной проверки

Срок проведения камеральной проверки – 3 месяца со дня предоставления налоговой декларации и последнего из документов, подтверждающих правильность расчетов и обоснованность запрашиваемых вычетов (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Но бывают случаи, когда налоговые инспекторы считают датой начала проверки дату получения документов на проверку или день вынесения решения о ее проведении, которого для камеральных проверок не требуется.

Такое поведение является неправомерным и подтверждено арбитражной практикой.

Подача уточненной декларации  прекращает камеральную проверку поданной ранее декларации, но при условии, что проверка первой еще не закончена. Новая проверка начинается с момента подачи «уточненки».

Обратите внимание

При этом прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации (расчета).

  Сроки представления уточненных налоговых деклараций НК РФ не установлены, поэтому налоговые органы не вправе отказать в принятии таких деклараций.

Основные этапы камеральной проверки

Основными этапами камеральной проверки являются:

  • Проверка полноты представления налогоплательщиком документов налоговой отчетности.
  • Визуальная проверка правильности оформления документов налоговой отчетности (полноты заполнения всех необходимых реквизитов, четкости их заполнения и т.д.).
  • Проверка своевременности представления налоговой отчетности.
  • Арифметический контроль данных налоговой отчетности.
  • Проверка обоснованности применения налоговых ставок и льгот.
  • Проверка правильности исчисления налоговой базы.

Направления проведения камеральной проверки

Необходимо знать, какие документы, и в каких случаях вправе истребовать налоговые органы при камеральной проверке.

Если камеральной проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Истребование документов допускается:

  1. при проведении камеральных проверок у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы;
  2. подаче налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога;
  3. проведении камеральной проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов.

Данный перечень является ограниченным и не подлежит расширению, в иных ситуациях у налогового органа отсутствует право на истребование документов. Если налоговый орган, который при проведении камеральной проверки не выявил ошибок и иных противоречий в представленной декларации, не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные документы.

Также не предполагается обязанность налогоплательщика представлять в налоговый орган вместе с налоговой декларацией по налогу на прибыль документы, подтверждающие правильность исчисления налога. Следовательно, налоговый орган вправе истребовать только те документы, которые относятся к предмету проверки.

В ходе проведения налоговой проверки контроля налоговые органы не вправе истребовать документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данной организации.

В требовании налогового органа должно быть точно указано, какие именно документы и в каком количестве затребованы.

Часто налоговые органы в требовании о представлении документов запрашивают расшифровки, своды, перечни, расчеты и прочие документы, составление которых является необязательным.

Продление срока налоговой камеральной проверки

Часто случается, что проверяющие просят большое количество документов, и налогоплательщик не может представить их в обозначенные в требовании сроки. Документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней со дня получения соответствующего требования.

Поэтому налогоплательщик может продлить срок представления документов по согласованию с налоговым органом.

Важно

Для этого ему необходимо в течение одного рабочего дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомить инспекцию о том, что он не может представить все документы в установленный срок, и объяснить причины, указать срок, когда документы будут представлены.

Не установлено, на какой срок организация может сместить момент представления документов. Данный вопрос решается индивидуально в зависимости от ситуации, в частности от количества документов, наличия штата сотрудников. Если налогоплательщик в принципе не направлял уведомлений о невозможности представления документов, оснований для его освобождения от ответственности не имеется.

Акт о результатах камеральной проверки

Акт налоговой проверки по установленной форме составляется в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки. В нем указываются:

1) дата акта налоговой проверки, то есть дата подписания акта лицами, проводившими эту проверку;

2) полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество проверяемого лица. В случае проведения проверки организации по месту нахождения ее обособленного подразделения, помимо наименования организации, указываются полное и сокращенное наименования проверяемого подразделения и место его нахождения;

3) фамилии, имена, отчества лиц, проводивших проверку, их должности с указанием наименования налогового органа, который они представляют.

Акт о результатах проверки вручается лицу, в адрес которого она проводилась, в течение 5 рабочих дней с даты его составления.

Если у налогоплательщика появляются возражения по поводу результатов камеральной налоговой проверки, то он вправе их изложить в письменном виде и участвовать в рассмотрении материалов проверки.

Возражения должны быть переданы в ИФНС в период 15 рабочих дней с момента получения Акта.

Фирммейкер, 2012Ирина Семченкова (Журавлева)

При использовании материала ссылка на статью обязательна

Источник: https://firmmaker.ru/stat/nalogovye/poryadok-provedeniya-nalogovoy

Тонкости камеральных проверок (Зобова Е.)

Дата размещения статьи: 01.05.2016

Камеральная проверка – самый распространенный вид налоговой проверки (ей подвергается 100% представляемых налоговых деклараций). С другой стороны, это и самый незаметный и безболезненный для налогоплательщиков и налоговых агентов вид налогового контроля, так как в подавляющем большинстве случаев он никак не затрагивает их деятельность.

В данном материале рассмотрены особенности камеральных проверок: порядок и сроки ее проведения, порядок истребования документов, особенности проверки уточненной декларации, оформление результатов проверки.

Порядок и сроки проведения камеральной проверки

Общий порядок проведения камеральной налоговой проверки установлен ст. 88 НК РФ. Сразу скажем, что рассмотренные ниже правила распространяются как на налогоплательщиков, так и на налоговых агентов, плательщиков сборов и иных лиц, на которых возложена обязанность по представлению налоговой декларации или расчета.

Совет

Принципиальные отличия камеральной проверки от выездной следующие:- камеральная проверка осуществляется по месту нахождения налогового органа;- основанием для ее проведения является налоговая декларация (расчет), представленная налогоплательщиком;- камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа;- срок проведения камеральной проверки – три месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации.Из приведенного правила есть единственное исключение, когда камеральная проверка налоговой декларации не проводится – в случае осуществления налогового мониторинга. Это новая форма налогового контроля, которая применяется с 2016 г. наряду с камеральными и выездными налоговыми проверками. Первые участники – шесть крупнейших компаний – самостоятельно выбрали для себя данную форму налогового контроля, направив в налоговые органы соответствующие заявления до 1 июля 2015 г. Особенность налогового мониторинга в том, что организации на постоянной основе будут предоставлять налоговому органу оперативный доступ к данным бухгалтерского и налогового учета и к системам внутреннего контроля. Специалисты ФНС считают, что новый подход в контрольной работе позволит сократить количество спорных вопросов в процессе налогового администрирования, так как в отношении указанных организаций за период проведения налогового мониторинга выездные и камеральные налоговые проверки не проводятся. В настоящее время данный вид налогового контроля доступен только для очень крупных организаций.Итак, камеральная проверка проводится в отношении представленной налоговой декларации. Механизм проверки следующий: все сведения из представленных в налоговый орган налоговых деклараций вводятся в автоматизированную информационную систему налоговых органов (АИС “Налог”). На стадии ввода показателей в АИС “Налог” осуществляется автоматизированный арифметический контроль в отношении всех представленных налоговых деклараций с использованием внутридокументных контрольных соотношений. Должностные лица налогового органа ежедневно формируют протоколы ошибок взаимоувязки показателей налоговых деклараций. Дальнейшая проверка с проведением мероприятий налогового контроля осуществляется уже отделом камеральных проверок. Напомним, что по всем налоговым декларациям ФНС выпущены контрольные соотношения как внутридокументные, так и междокументные, сегодня они доступны налогоплательщикам. Вот эти контрольные соотношения и проверяются в автоматическом режиме при вводе данных.Отметим, что в ходе камеральной проверки проводится еще и сравнительный анализ показателей выбранной налоговой декларации с показателями других налоговых деклараций того же налогоплательщика. В процессе проверки осуществляются:- проверка сопоставимости показателей декларации с показателями декларации предыдущего отчетного или налогового периода;- взаимоувязка показателей проверяемой налоговой декларации с показателями деклараций по другим видам налогов и бухгалтерской отчетностью;- проверка достоверности показателей налоговой декларации на основе анализа всей имеющейся в налоговом органе информации;- проверка сопоставимости показателей деклараций и бухгалтерской отчетности с показателями по аналогичным налогоплательщикам и со среднеотраслевыми показателями.

Кроме того, должностное лицо налогового органа проверяет правильность отражения в карточке “Расчеты с бюджетом” налогоплательщика начислений по представленным налоговым декларациям.

Обратите внимание! При проведении камеральной проверки может быть осуществлен весь комплекс мероприятий налогового контроля:- направление налоговым органом запросов в банк о наличии в нем счетов, депозитов и об остатках денежных средств на счетах, депозитах, о представлении выписок по операциям на счетах, по вкладам (депозитам), справок об остатках электронных денежных средств и переводах электронных денежных средств организаций;- допрос свидетеля, проводимый в соответствии со ст. 90 НК РФ;- с 01.01.2015 – осмотр территорий, помещений лица, в отношении которого проводится налоговая проверка, документов и предметов в ходе камеральной налоговой проверки на основе налоговой декларации по НДС в случаях, предусмотренных п. п. 8 и 8.1 ст. 88 НК РФ, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки (п. 1 ст. 92 НК РФ). Осмотр документов и предметов в случаях, не предусмотренных п. 1 ст. 92 НК РФ, в том числе в рамках камеральной налоговой проверки, допускается, если документы и предметы были получены должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля или при согласии владельца этих предметов на проведение их осмотра;- инвентаризация принадлежащего налогоплательщику имущества с согласия проверяемого лица, в том числе по месту его нахождения в производственных, складских, торговых и иных помещениях и на территории проверяемого лица;- истребование документов у проверяемого лица, проводимое в соответствии со ст. 93 НК РФ;- истребование документов (информации) у иных (по отношению к проверяемому) лиц, проводимое в соответствии со ст. 93.1 НК РФ;- экспертиза, проводимая в соответствии со ст. 95 НК РФ;- привлечение специалиста, осуществляемое в соответствии со ст. 96 НК РФ;- привлечение переводчика, осуществляемое в соответствии со ст. 97 НК РФ;

Читайте также:  Выращивание овощей как бизнес, интервью с владельцем фермерского хозяйства, вложения: от 50000 руб.

– направление запросов в компетентные органы иностранных государств.

Источник: http://lexandbusiness.ru/view-article.php?id=7371

Камеральная налоговая проверка, Комментарий, разъяснение, статья от 01 марта 2016 года

Российский бухгалтер, N 3, 2016 год Рубрика: Особая тема Ольга Семенова, эксперт журнала

Статьей 88 Налогового кодекса РФ установлен порядок проведения камеральной налоговой проверки. Рассмотрим все этапы и сроки ее проведения.

Основание и сроки проведения камеральной проверки

Основанием для начала камеральной проверки является сдача декларации.

В соответствии с п.1 ст.88 Налогового кодекса РФ камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Иными словами, камеральную налоговую проверку проводит та налоговая инспекция, в которую была предоставлена декларация (расчет). В соответствии с п.3 ст.

80 Налогового кодекса, налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). При этом, налогоплательщики вправе представить документы, которые должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронной форме. В соответствии со ст.83 Налогового кодекса РФ, организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. Кроме того, если в состав организации входит недвижимое имущество и транспортные средства, подлежащие налогообложению, налоговые декларации (расчеты) должны сдаваться по их месту учета. Таким образом, камеральная проверка может проводиться одновременно несколькими налоговыми инспекциями.

Камеральная налоговая проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) (п.2 ст.88 Налогового кодекса РФ).

При этом, для проведения камеральной проверки не требуется специального решения налогового органа. Проводит ее уполномоченное должностное лицо в соответствии со служебными обязанностями.

Соответственно, налоговые органы не обязаны уведомлять налогоплательщика о начале камеральной проверки.

В том случае, если налоговая декларация (расчет) не представлена налогоплательщиком в налоговый орган в установленный срок, камеральную налоговую проверку налоговые органы вправе провести на основе имеющихся у них документов (информации) о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в течение трех месяцев со дня истечения срока представления такой налоговой декларации (расчета), установленного законодательством о налогах и сборах. Но если налогоплательщик предоставил документы до окончании камеральной проверки, проверка прекращается и начинается новая на основании новых представленных документов.При этом документы (информация), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.

Обратите внимание

Не может являться основанием для проведения камеральной налоговой проверки представленная в соответствии с Федеральным законом от 8 июня 2015 года N 140-ФЗ “О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” специальная декларация и (или) прилагаемые к ней документы и (или) сведения, а также сведения, содержащиеся в указанной специальной декларации и (или) документах (п.1 ст.88 Налогового кодекса РФ).

Итак, камеральная налоговая проверка может осуществляться в отношении деклараций и расчетов по следующим налогам:

– налог на прибыль;

– НДС;

– налог на имущество;

– УСН;

– ЕНВД;

– транспортный налог и прочие.

Итак, камеральной налоговой проверке подвергаются декларации (расчеты), предоставленные налогоплательщиком. Соответственно, камеральная проверка проводится только в отношении того налога, по которому предоставлен отчет. Проверяемый период также ограничивается тем периодом, за который был предоставлена декларация (расчет).

Так, если организация сдала в налоговую инспекцию декларацию по налогу на имущество за I квартал 2016 года, то проверяться должны только этот налог, и этот период.

Таким образом, доначислить налог в результате камеральной проверки можно только на основании проверяемой отчетности, в нашем случае – по налогу на имущество за I квартал 2016 года.

Кроме того, камеральной налоговой проверке подвергаются предоставленные уточненные налоговые декларации (расчеты). При этом, если в отношении первичных деклараций (расчетов) камеральная налоговая проверка еще не прекращена, она завершается, и начинается новая, по корректировочным данным.

Положения Налогового кодекса РФ могут предусматривать уплаты не налога, а сбора. Согласно ст.

80 Налогового кодекса РФ, расчет сбора представляет собой письменное заявление или заявление плательщика сбора, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах обложения, облагаемой базе, используемых льготах, исчисленной сумме сбора и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты сбора. Таким образом, проведения проведение камеральной проверки, предусмотренные ст.88 Налогового кодекса РФ, распространяются также на плательщиков сборов, налоговых агентов, иных лиц, на которых возложена обязанность по представлению налоговой декларации (расчета).

Важно

Налогоплательщики, как известно, могут выступать налоговыми агентами. В связи с этим возникает вопрос, подвергаются ли налоговые агенты камеральной проверки. Речь в частности идет о НДФЛ, который организация исчисляет, удерживает и перечисляет в бюджет за физическое лицо. Согласно ст.

80 Налогового кодекса РФ, расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, представляет собой документ, содержащий обобщенную налоговым агентом информацию в целом по всем физическим лицам, получившим доходы от налогового агента (обособленного подразделения налогового агента), о суммах начисленных и выплаченных им доходов, предоставленных налоговых вычетах, об исчисленных и удержанных суммах налога, а также других данных, служащих основанием для исчисления налога. Таким образом, камеральная налоговая проверка деклараций (расчетов), представленных налоговыми агентами, проводится в общем порядке.

Кроме НДФЛ, организация может выступать налоговыми агентами по НДС и налогу на прибыль, декларации по которым также подвергаются камеральной проверке.

Первичная камеральная проверка

В любом случае, камеральная проверка декларации (расчета) начинается с проверки контрольных соотношений.

Представленные данные загружаются в автоматизированную информационную систему, где и происходит первая их обработка. На этом этапе происходит сверка, например представленных данных с данными предыдущего периода.

Может происходить сверка данных по одному налогу с представленными данными по другим декларациям (расчетам).

Камеральной налоговой проверке подвергается также единая (упрощенная) декларация, которая подается в случае отсутствия движения денежных средств, а также отсутствие объекта налогообложения.

Со стороны налоговых органов в первую очередь производится анализ, представлены ли декларации (расчеты) и сделано ли это в установленный срок. Напомним, что в соответствии с требованиями пп.1 п.3 ст.

76 Налогового кодекса РФ, в случае, если налогоплательщик не предоставит декларацию (расчет) в течение 10 дней после установленного срока, налоговые органы вправе принять решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств.

Во вторую очередь налоговыми органами осуществляется проверка соответствия всех показателей, выявление ошибок и противоречий. Именно на этом этапе определяется, будет ли проводиться камеральная проверка более углубленно, или же она будет прекращена. Рассмотрим, какие действия должны произвести как налоговые органы, так и налогоплательщики по результатам камеральной проверки.

Камеральная проверка не выявила оснований для дальнейшей углубленной проверки

Источник: http://docs.cntd.ru/document/420351141

Что такое камеральная налоговая проверка?

Граждане и предприятия обязаны уплачивать налоги в пользу государства, которое предоставляет им возможность работать и зарабатывать.

Чтобы законодательство о налогах и сборах беспрекословно соблюдалось, налоговые периодически осуществляют соответствующие проверки.

Разновидности проверок

Налоговые проверки бывают камеральные и выездные. Каждая из них имеет свои цели, принципы, сроки и место проведения, а также особенности оформления и обжалования. Основная цель таких проверок – обеспечение правильности, своевременности и полноты уплаты налогов и различных сборов.

Камеральная проверка совершается однократно и может длиться до трех месяцев со дня подачи декларации и подтверждающих документов по месту нахождения налоговой инспекции. Камеральный контроль обладает высокой эффективностью, он позволяет охватить большее число налогоплательщиков (до 90 %). По его итогам определяются «кандидаты» на применение выездной проверки.

Выездная происходит согласно решению руководства налоговой инспекции по месту пребывания налогоплательщика.

Ее длительность – до двух месяцев, но в особых случаях она может быть увеличена до четырех-шести месяцев (если речь идет, например, о крупнейшем налогоплательщике). Не допускается более двух проверок одного проверяемого по одним и тем же параметрам в течение года.

Основаниями для такого контроля могут быть реорганизация и ликвидация предприятия, проверка деятельности подчиненных налоговых структур.

Определение и законодательное регулирование

Камеральная налоговая проверка – это процедура проведения налогового контроля инспекторами по месту нахождения налогового органа (как «в камере, комнате», отсюда и название). Ее особенности подробно раскрывает статья 88 Налогового кодекса РФ.

Основанием для проведения процедуры является бухгалтерская и налоговая отчетность – налоговые декларации, расчеты по авансовым платежам, справки, заявления, сданные в инспекцию налогоплательщиком, а также подтверждающие документы. Отчетность предоставляется в бумажном или электронном виде по установленной форме.

Целями проверки являются:

  • контроль за правильным применением норм налогового права;
  • пресечение налоговых правонарушений;
  • оценка достоверности отчетных показателей;
  • проверка обоснованности льгот и вычетов, предъявленных в декларации.
Читайте также:  Антискользящее покрытие для напольной плитки: бизнес-идея, вложения: от 120000 руб.

Если Вы еще не зарегистрировали организацию, то проще всего это сделать с помощью онлайн сервисов, которые помогут бесплатно сформировать все необходимые документы:

  • для регистрации ИП
  • регистрации ООО

Если у Вас уже есть организация, и Вы думаете над тем, как облегчить и автоматизировать бухгалтерский учет и отчетность, то на помощь приходят следующие онлайн-сервисы, которые полностью заменят бухгалтера на Вашем предприятии и сэкономят много денег и времени. Вся отчетность формируется автоматически, подписывается электронной подписью и отправляется автоматически онлайн.

  • Ведение бухгалтерии для ИП
  • Ведение бухгалтерии для ООО

Он идеально подходит для ИП или ООО на УСН, ЕНВД, ПСН, ТС, ОСНО.
Все происходит в несколько кликов, без очередей и стрессов. Попробуйте и Вы удивитесь, как это стало просто!

Порядок проведения

Для начала камерального контроля не нужно приказа руководителя налоговой, разрешения налогоплательщика, отправки уведомления. Он осуществляется в срок до 3-х месяцев с момента предоставления декларации и пакета документов в инспекцию лично или получения их по почте. Проверка совершается только один раз.

Процесс состоит из следующих действий:

  1. принятие и регистрация декларации и других документов;
  2. визуальный контроль правильного внешнего вида документов;
  3. арифметический контроль данных;
  4. камеральный контроль документов;
  5. нормативный контроль документов (если требуется);
  6. завершение проверки и подготовка акта (если требуется).

При выявлении в ходе проверки нарушений, налогоплательщик обязан предоставить пояснения или внести исправления в налоговую декларацию в течение пяти рабочих дней в письменном виде лично, почтовым отправлением или по телекоммуникационным каналам связи. Они могут подтверждаться различными документами. Для внесения изменений подается уточненная декларация.

Если в ходе проверки нарушения не выявлены, она завершается автоматически, о чем налогоплательщику не сообщается.

Правила оформления акта

Скачать бланк и образец заполнения акта.

Если выявляются нарушения, факты неправильного исчисления налогов, то в течение десяти рабочих дней согласно статье 100 НК РФ составляется акт камеральной проверки.

Акт содержит следующую информацию:

  • дату (момент подписания) и номер;
  • ФИО и должности проверяющих;
  • ФИО или наименование полное или сокращенное проверяемого лица;
  • адрес организации или физического лица;
  • день подачи декларации, ее регистрационный номер;
  • наименование инспектируемого налога;
  • дата начала и окончания камерального контроля;
  • перечень предоставленных документов;
  • проведенные проверочные мероприятия;
  • результаты проверки (факты нарушений или их отсутствие);
  • мера ответственности и предложения по устранению нарушений.

Два экземпляра акта подписываются инспектором и налогоплательщиком (или его доверенным лицом).

Далее акт вручается налогоплательщику не позднее пяти рабочих дней лично или по почте (в случае уклонения). Результаты камерального контроля можно обжаловать, направив в инспекцию возражения в письменной форме в срок не позднее одного календарного месяца.

После окончания срока предоставления возражений в течение десяти дней руководитель налоговой изучает их.

Совет

Если необходимо получить дополнительные сведения или изучить вновь открывшиеся обстоятельства, могут быть проведены дополнительные проверки в течение месяца.

Затем принимается решение либо о привлечении проверяемого к ответственности, либо об отказе от претензий. Решение данной инстанции может быть обжаловано только в судебном порядке.

Особенности проведения проверки

Камеральный контроль – процесс сложный и неоднозначный, в ходе которого встречаются разнообразные нарушения:

  • могут быть завышены расходы при расчете налога на прибыль;
  • может оказаться занижена выручка при определении налога на прибыль;
  • может выявиться завышение налоговых вычетов по НДС и т.д.

У налогоплательщика могут затребовать иные документы или сведения, если:

  • стоит сумма НДС к возмещению;
  • отмечены налоговые льготы;
  • в уточненной декларации сумма налога меньше, чем в первичной;
  • в декларации заявлен убыток;
  • выявлены ошибки, несоответствия, разногласия между данными декларации и документов и др.

В ходе осуществления камерального контроля налоговая вправе:

  1. истребовать документы у налогоплательщика, его контрагентов и иных лиц (в случаях, предусмотренных ст. 93 НК РФ);
  2. вести допрос свидетелей;
  3. проводить экспертизу;
  4. привлекать к проверке переводчика или эксперта;
  5. проводить осмотр документов и предметов, но только с согласия налогоплательщика.

Что представляет собой данный вид контроля и о порядке его проведения изложено в следующем видеосеминаре:

Типичные ситуации, возникающие во время контроля

Во время проведения данной процедуры часто возникают следующие ситуации:

  • Проверка декларации физических лиц, если стоит вопрос о налоговом вычете. При отсутствии нарушений, налоговая инспекция уведомляет налогоплательщика о совершенной проверке и предоставлении вычета.
  • Предоставление физическими лицами сведений и документов для подтверждения налоговых льгот и вычетов. В частности, законодательно не закреплены сроки подачи документов, порядок исправлений, что на практике может проявиться как субъективный подход и превышение полномочий налогового органа.
  • Требования некоторых инспекторов о повторной камеральной проверке по причине «вновь открывшихся обстоятельств». Такая процедура запрещена законом. Допускается только проверка уточненных налоговых деклараций (ст. 81 НК РФ).
  • Невыплата работодателем – налоговым агентом НДФЛ за работника-почасовика. Налоговые органы при этом пытаются привлечь к ответственности само физическое лицо, что незаконно. Отвечать за нарушение закона должен налоговый агент.
  • Предоставление организацией налоговых льгот и вычетов физическому лицу. Если в декларации физического лица выявятся неточности, то проверке может подвергнуться уже работодатель – налоговый агент.

Рекомендации по проведению камеральной проверки изложены в следующем видеоуроке:

Источник: http://www.DelaSuper.ru/view_post.php?id=5256

Порядок проведения камеральной налоговой проверки – назначения, оформление результатов

В соответствии с российским законодательством любое физическое или юридическое лицо, которое занимается трудовой деятельностью и получает от этого прибыль, обязано ее часть направлять в государственную казну в качестве налогов.

Из некоторых категорий трудящихся налоги взимаются автоматически на предприятиях, а те, кто имеет дополнительный доход или сами предприятия, обязаны представлять в орган ФНС отчеты о своей финансовой деятельности – налоговые декларации.

Мероприятия, осуществляемые при проведении камеральной проверки, являются одним из инструментов контроля фискальной службы за соблюдением налогового законодательства и достоверности представляемых данных.

Что нужно знать ↑

По своему характеру она является текущей формой контроля, поскольку вступает в силу с момента подачи физическим или юридическим лицом соответствующей декларации.

Это же правило касается подачи бухгалтерских отчетов или расчетов. Иными словами, для ее начала не требуется санкция вышестоящего начальства, она происходит по умолчанию.

Основные определения

Камеральная налоговая проверка является разновидностью налогового контроля со стороны органов ФНС, которая направлена на соблюдение фискального законодательства.

Основанием для ее проведения является отчетная документация, которая подается в налоговый орган по месту регистрации налогоплательщика.

Срок проведения камерального контроля не может превышать трех месяцев. Подобная проверка, в зависимости от объемов выполняемой работы бывает:

Первоначальной или базовой На этом этапе проводится сверка правильности заполнения деклараций или других подотчетных документов.Также инспектируется взаимосвязанность представленных данных с показателями, которые содержатся в:

  • документации за предыдущие отчетные периоды;
  • декларации и отчетной документации по другим видам налогов и сборов;
  • бухгалтерской отчетности;
  • прочей документации, которая находится в наличии органов ФНС
Углубленной Это дополнительная форма контроля, которая проводится по отдельным данным деклараций или отчетов. Объектом внимания и сверки являются контрольные соотношения – формулы, которые объясняют зависимость представленных (контрольных) данных и прочих показателей, внесенных в отчет. В этом случае налоговые органы могут потребовать разъяснения или истребовать дополнительную документацию

По направлению или объекту проверки, камеральные проверки делятся на следующие виды:

Формальная Этот вид контроля включает в себя сверку комплектности форм и документации, которая подлежит подаче в ФНС. Дополнительно проверяется наличие соответствующих реквизитов, выбор правильного метода заполнения декларации (ручкой, фломастером, машинным текстом), отсутствие неправомерных или неоговоренных заранее исправлений. Также сверке подлежат подписи и печати налогоплательщика или ответственного должностного лица, которые подают декларацию (отчетность). Если какие-то замечания присутствуют, в налоговую декларацию вносится соответствующая отметка
Арифметическая Этот вид проверки используется для определения правильности арифметического подсчета контрольных сумм в декларации (например, облагаемой налогом прибыли за отчетный период). Сверка проводится в вертикальном и горизонтальном направлении расчетов
Нормативная Этот вид проверки ставит целью сверку содержания декларации и действующих нормативов в законодательстве. Как правило, такая форма проверка позволяет выявить неправомерность использования определенных ставок налогов, исчисления затрат на себестоимость или несоответствие документа нормативной форме. Для проведения такого контроля, инспектор, как ответственное должностное лицо, использует всю имеющуюся у него нормативно-правовую базу относительно порядка уплаты налогов
Непосредственная Это логическая форма проверки финансовых потоков, на основании которых сам налогоплательщик или ответственное должностное лицо производит расчет суммы налога, которая затем вносится в декларацию

Любая камеральная проверка проходит несколько этапов:

  1. Проверяется комплектность и своевременность подачи подотчетной документации.
  2. Сверяется своевременность подачи основных расчетов по применяемым налогам.
  3. Визуально оценивается правильность оформления всего комплекта представляемой документации.
  4. Проводится проверка арифметической правильности расчетов по основным статьям налогов. Учитываются итоговые суммы, налоговые ставки, льготы, контрольные показатели.
  5. Осуществляется сверка правильности определения налоговой базы. Анализируется достоверность отдельных показателей и документа в комплексе, включая сомнительные моменты, наличие искажений, увязку данных в бухгалтерской отчетности и декларации о доходах.

По результатам проведения камеральной налоговой проверки составляется акт, в котором указываются выявленные проблемы в представленных документах.

Соответственно, если таких нарушений не обнаружат, то акт составлен не будет, а сам налогоплательщик о проведенной контрольной работе ничего не узнает.

Тот, кто все-таки получит итоговый акт, но не согласен с решением и выводами налогового органа по закону может использовать следующие механизмы:

Подать возражение Аля этого отводится 15-дневный срок с момента получения акта
Направить апелляцию Для этого отводится 10-дневный срок с момента получения итогового решения по проверке

Однако накануне подачи искового заявления заинтересованному лицу обязательно нужно пройти процедуру апелляции.

Кто ее осуществляет

Несмотря на существующее в обществе предвзятое отношение к фискальной службе, а также к возможной избирательности ее действий, камеральные налоговые проверки являются процедурой обязательной и фактически всеобъемлющей.

Их проведение не имеет избирательного принципа, то есть не санкционируется кем-то сверху по отношению к отдельным категориям налогоплательщиков.

Видео: камеральная налоговая проверка

Камеральная проверка – законодательно закрепленная форма деятельности фискальных органов по контролю соблюдения налогоплательщиками норм законодательства.

Проводится такая проверка без приказа вышестоящего начальства, уполномоченными для этого структурными подразделениями инспекции. То есть, такой контроль входит в их прямые служебные обязанности.

При этом налогоплательщик сможет узнать о подобной проверке лишь в том случае, если она выявит неточности в представленном пакете документов.

Читайте также:  Производство и сбыт древесного угля – идея бизнеса, вложения: от 508000 руб.

Нормативная база

Определение, порядок проведения и некоторые особенности камеральных налоговых проверок определяются нормами Налогового законодательства:

Статья 82 НК РФ Определяет основные положения фискального надзора, в число методов которого входит камеральная проверка
Статья 88 НК РФ Полностью посвящена камеральной проверке. Здесь приводится определение, порядок проведения, применяемость к отдельным видам отчетных документов. В ней определяются также порядок истребования дополнительных документов для сверки, порядок составления итогового акта при выявлении неточностей

Как осуществляется проверка ↑

Будучи разновидностью налогового контроля, над финансовой деятельностью граждан или организаций, камеральная проверка проводится согласно с требованиями ст.88 НК РФ.

Порядок назначения

Основанием для проведения проверки является предоставление налогоплательщиками в фискальный орган налоговой декларации или других отчетных документов.

Здесь также содержатся положения о документах, на которые не распространяется необходимая норма о контроле.

С 2019 года камеральная проверка не проводится при наступлении следующих обстоятельств:

Представленный документ является добровольной декларацией по активам Размещенным в банке (банковским счетам), при условии, что отчетность соответствует положениям ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами…»
Представленная документация принадлежит налогоплательщику В отношении которого осуществляется налоговый мониторинг

Также в текущем году появились отдельные нормы, касающиеся принудительного проведения камеральной проверки.

Основанием для осуществления фискального надзора является:

Последовательность проведения

Вести ее может только тот территориальный орган ФНС, в который был предоставлен соответствующий пакет документов. Длительность проверки составляет не больше 3 месяцев со дня подачи документов (ст.88 НК РФ).

Последовательность действий при проведении проверки следующая:

Вносятся данные из полученной декларации в автоматизированную систему учета ФНС После этого производится контрольная сверка введенных показателей. Для улучшения взаимосвязи между фискальным органом и бухгалтерским корпусом, существующие контрольные соотношения по которым проводится сверка, публикуются на сайте структуры. Это позволяет устранить возможные ошибки еще до подачи отчетной документации
Проводится камеральный контроль в автоматическом режиме соотношений Которые относятся к отдельным документам и их комплекту
Осуществляется углубленная проверка с запросом дополнительной документации налогоплательщика Обычно подобные требования выдвигаются в том случае, если предыдущие этапы выявили несоответствие контрольных соотношений

Оформление результатов камеральной налоговой проверки

Если акт содержит замечания или несоответствие выводов реальным обстоятельствам дела, налогоплательщик может:

  • устранить недочеты в 5-дневный срок;
  • подать апелляцию на решение налоговой службы.

Истребование документов

Стоит отметить, что при проведении камеральной проверки могут возникнуть определенные документальные несоответствия.

Чаще всего подобные ситуации возникают при расчете и применении налоговых льгот. Так как налогоплательщик обязан обосновать законность их применения (ст.88 НК РФ).

Возникающие нюансы ↑

При проведении проверки могут возникнуть различные спорные ситуации, в которых может по-разному трактоваться и применяться налоговое законодательство. Ниже будут рассмотрены некоторые из них.

Предприятие на УСН

Так как она не привязывается к срокам подачи декларации (31 марта) и начинается с момента представления документов.

Если по транспортному налогу

В первую очередь проверяется соблюдение сроков подачи отчетности – до 1 февраля нового отчетного года. Затем производят арифметическую сверку соотношений.

Особое внимание акцентируется на разделе 2 «Расчет суммы транспортного налога по каждому транспортному средству».

Проверяются данные из ГИБДД и их соответствие предоставленным сведениям. Однако использование этого механизма происходит только в отношении юридических лиц.

Камеральная проверка является одним из обязательных и незаметных инструментов налоговой инспекции, который призван контролировать правильность соблюдения налогоплательщиками существующих норм законодательства.

Обратите внимание

Игнорировать ее результаты не стоит, поскольку это может привести к применению штрафных санкций.

Источник: http://buhonline24.ru/nal-opt/nalogovye-proverki/kameralnaja/porjadok-provedenija-kameralnoj-nalogovoj-proverki.html

Что такое камеральная налоговая проверка. Срок и результаты

Налоговая отчетность должны сдаваться вовремя и быть составлена без ошибок: эту аксиому твердо знают как начинающие предприниматели, так и опытные «зубры».

Для того, чтобы налоговое законодательство неукоснительно соблюдалось, каждый документ, сдаваемый в налоговую инспекцию, проходит автоматическую проверку. Такая обязательная проверка сданной отчетности называется камеральной.

Этому виду налогового контроля постоянно подвергаются все фирмы, организации и частные предприниматели: неудивительно, что к этому процессу и его последствиям возникает большое количество вопросов. На многие из них попытается ответить эта статья.

Классификация камеральных проверок:

Налоговый контроль, одной из форм которого является камеральная проверка, базируется на положениях Налогового Кодекса РФ. Законодательные основания разных сторон этой процедуры содержатся в таких пунктах и статьях НК:

  • положение о налоговом контроле – п.1 ст.82, п.1 ст. 87 НК;
  • цели камеральной проверки – п.2 ст.87;
  • что инициирует такую проверку – п.2. ст. 88;
  • о сроках, связанных с процедурой «камералки» – п.2 ст. 6.1, п.2 ст.88;
  • об особенностях дачи объяснений по результатам проверки – п.1 ст.31;
  • о выявлении в отчетности ошибок, нуждающихся в исправлении – п.3 ст.88;
  • о проверке уточненной декларации – п.9.1 ст. 88;
  • об акте по итогам проверки – п.1 ст. 100.

К СВЕДЕНИЮ! Положения, регламентирующие ответственность руководителя за неявку в налоговую по вызову для дачи объяснений,содержатся не в Налоговом кодексе, а в КоАП РФ (ч.1 ст.19.4).

Что и как проверяют?

Каждый документ, который предприниматель сдает в ИНФС – расчет, декларация, отчетность по НДС и НДФЛ и др. – подлежит камеральной проверке.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Об этой форме контроля не предупреждают, для нее не нужно получать специальных разрешений ни от предпринимателя, ни от руководителя налоговой. Это «камералка» – рутинная, но неотвратимая.

Проверка производится автоматизировано. Вся ваша отчетность в налоговой вводится в базу данных. При поступлении новой информации показатели автоматически сверяются:

  • с аналогичными показателями за другие периоды;
  • с показателями этого же временного промежутка, но по другим сборам;
  • с бухгалтерскими отчетами.

Вычисленные соотношения должны приблизительно соответствовать контрольным, которые ФНС не держит в секрете. Все контрольные соотношения налогов приведены на сайте ИФНС в разделах «Юридическим лицам» и «Индивидуальным предпринимателям», а конкретно. В рубриках по тому или иному налогу.

ВАЖНО! Прежде чем отправлять любую отчетность налоговикам, налогоплательщик может сам предварительно проверить контрольные соотношения показателей, воспользовавшись специальной опцией, которая есть во многих программах компьютерного бухгалтерского учета.

Этапы проведения камеральной налоговой проверки

Все этапы наглядно изображены на схеме ниже:

Исправил ошибку раньше, чем ее нашли?

Если предприниматель подал уточненную декларацию до того, как в налоговой завершилась проверка поданного ранее варианта, то проверка первичной отчетности прекращается, а вместо нее проверяется «уточненка». Сотрудники налоговой инспекции не имеют права подвергать камеральной проверке один и тот же документ дважды.

Результаты камеральной проверки

Если «камералка» пройдена успешно, и ваша отчетность не вызвала вопросов у налоговиков, вам не будет направляться никаких специальных уведомлений. Раз предоставленные вами данные не противоречат имеющимся в налоговой, можете спокойно работать дальше – до следующего отчета и следующей камеральной проверки.

В каких случаях потребуется писать объяснительную

Если автоматизированная проверка выявила ряд несоответствий, налоговики потребуют у предпринимателя объяснений. Это может произойти в таких случаях:

  • в декларации содержатся противоречия с другими сведениями. Которыми располагает ФНС;
  • в декларации по налогу на прибыль показан налоговый убыток;
  • уточненная декларация содержит меньшую сумму налога, чем первичный вариант;
  • прописаны те или иные льготы;
  • налоги касаются использования природных ресурсов;
  • в отчетности заявлено о возмещении НДС.

Все эти моменты нужно будет объяснить, о чем предприниматель будет извещен налоговой одним из следующих способов:

  • лично (требование вручается под роспись);
  • заказным почтовым отправлением;
  • электронным письмом.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если вы получили требование в электронной форме, то в течение 6 дней нужно подтвердить его прием. Иначе еще через декаду рискуете оказаться с заблокированным расчетным счетом.

После получения требования у вас есть 5 дней для подготовки и дачи объяснений в произвольной форме. Предприниматель может:

  1. Подать уточненную декларацию, при этом ее ожидает новая проверка.
  2. Дать пояснения в письменной форме (по некоторым налогам ФНС рекомендует определенные формы, но использовать исключительно их предприниматель не обязан).
  3. В случае вызова необходимо явиться в налоговую и дать объяснения лично. При неявке руководство рискует штрафом в 2-4 тыс.руб. за невыполнение требований налогового органа.

Что вправе предпринять налоговая?

Если в ходе камеральной проверки выявлены нарушения, вместе с получением объяснений от налогоплательщика налоговики могут предпринимать ряд дополнительных мер:

  • проверка документов предпринимателя;
  • требование документов и сведений у партнеров и конкурентов (ст. 93.1 НК РФ);
  • опрос свидетелей (ст.90);
  • экспертиза, возможно, с привлечением сторонних экспертов – ст.95;
  • осмотр помещения, имущества, предметов и т.п. – только с добровольного согласия налогоплательщика (ст.91-92).

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! В ходе этих дополнительных мер налоговики должны искать подтверждения выявленным нарушениям, а не заниматься поиском новых.

Итог камеральной проверки

После всех процедур проверки, вариантов принятого налоговой решения может быть всего 2:

  • фиксация правонарушения с привлечением к ответственности (чаще всего, это выписанный штраф);
  • отказ в привлечении к ответственности (вместо штрафа может быть указана недоимка, подлежащая возмещению, и размер пени).

Если не согласен с камеральной проверкой

Если налогоплательщик не согласен с выявленными в ходе камеральной проверки нарушениями или с предложенными мерами по их устранению, он может подать свои возражения на акт проверки после его вручения. Руководитель налоговиков должен на их основе принять решение об ответственности предпринимателя. Для этого он должен дополнительно рассмотреть результаты проверки.

К СВЕДЕНИЮ! Налогоплательщик должен быть уведомлен о рассмотрении материалов проверки, иначе принятое решение может быть обжаловано.

Законные сроки всех процедур «камералки»

В таблице приведены временные промежутки, определенные законом для различных действий в ходе камеральной проверки.

№Действие налогового органа или налогоплательщикаВременные рамки
1 Начало камеральной проверки Сразу после подачи документа
2 Завершение камеральной проверки Максимум 3 месяца
3 Необходимость отреагировать на выявленные нарушения (направить уточненную декларацию или дать объяснения) 5 рабочих дней с момента получения требования
4 Представление истребованных в ходе проверки документов 10 дней после требования
5 Составление акта о результатах проверки 10 дней после окончания
6 Вручение акта проверяемому предпринимателю 5 дней после составления
7 Выражение несогласия с актом камеральной проверки 15 суток со дня получения акта
8 Вынесение решения с учетом приведенных возражений 10 дней после подачи
9 Продление срока на вынесение решения Не более чем на 1 месяц
10 Вручение решения налогоплательщику В течение 5 дней после вынесения
11 Вступление в силу решения о привлечении к ответственности в результате «камералки» Через 10 дней со дня вручения

Рекомендуем также изучить в Интернете:
Письмо ФНС России от 16.07.2013 №АС-4-2/12705@ «О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок»

Источник: https://assistentus.ru/proverki/kameralnaya-proverka/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector