Особые экономические зоны в россии

Министерство экономического развития Российской Федерации – Деятельность – Особые экономические зоны

Особые экономические зоны (ОЭЗ) – один из наиболее масштабных проектов по привлечению прямых инвестиций в приоритетные виды экономической деятельности.

ОЭЗ – часть территории региона, на которой действует льготный режим предпринимательской деятельности, а также может применяться процедура свободной таможенной зоны. 

ОЭЗ создаются для развития обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики, туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктуры, разработки и коммерциализации технологий, а также для производства новых видов продукции.

На территории Российской Федерации могут создаваться ОЭЗ 4-х типов:

  • промышленно-производственные (ППТ ОЭЗ);
  • технико-внедренческие (ТВТ ОЭЗ);
  • туристско-рекреационные (ТРТ ОЭЗ);
  • портовые (ПОЭЗ).
Особые экономические зоны

Деятельность ОЭЗ в РФ регламентируется Федеральным законом от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (далее – Закон об ОЭЗ). Решение о создании ОЭЗ утверждается Правительством Российской Федерации и оформляется постановлением Правительства Российской Федерации. ОЭЗ создаются на 49 лет.

Согласно Закону об ОЭЗ резидент ОЭЗ не вправе иметь филиалы и представительства за пределами территории ОЭЗ.

Вместе с тем индивидуальные предприниматели и коммерческие организации, не являющиеся резидентами ОЭЗ, могут осуществлять предпринимательскую деятельность в ОЭЗ, за исключением портовой особой экономической зоны.

Обратите внимание

В России функционирует 25 ОЭЗ (9 промышленно-производственных, 6 технико-внедренческих, 9 туристско-рекреационных и 1 портовая).

За 12 лет  работы в ОЭЗ зарегистрировались более 650 резидентов, из которых более 100 компаний с участием иностранного капитала из 35 стран мира.

За эти годы общий объем заявленных инвестиций составил более 850 млрд рублей, вложенных инвестиций – более 260 млрд. рублей, было создано более 25 тысяч рабочих мест, уплачено более 67 млрд. рублей налоговых и таможенных платежей.

Каждая ОЭЗ наделена специальным юридическим статусом, который дает инвесторам ОЭЗ ряд налоговых льгот и таможенных преференций, а также гарантирует доступ к инженерной, транспортной и деловой инфраструктуре. Издержки инвесторов при реализации проектов в ОЭЗ в среднем на 30%ниже, чем по Российской Федерации.

В ОЭЗ созданы комфортные условия для развития бизнеса, реализации инвестиционных проектов, создания новых промышленных и высокотехнологичных продуктов.

  • Приказ Минэкономразвития России от 30 ноября 2018 г. № 660 «Об утверждении Плана проведения проверок исполнения резидентами особых экономических зон условий соглашений об осуществлении (ведении) промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности и деятельности в портовой особой экономической зоне на 2019 год»

Источник: http://economy.gov.ru/sez

Свободные экономические зоны (СЭЗ)

Что такое свободные экономические зоны и зачем они нужны?

нажмите для увеличения

Свободными экономическими зонами (СЭЗ) называют отдельно выделенные территории страны, которые обладают льготными валютными, налоговыми, таможенными режимами.

В СЭЗ поощряется формирование экспортного капитала и приток иностранного капитала в сферу услуг и промышленность, а также совместная с иностранным капиталом торговая и другая предпринимательская деятельность.

СЭЗ – неотъемлемая на сегодняшний день часть экономических отношений на международном уровне. Эта система отношений прочно закрепилась в мировой хозяйственной практике.

СЭЗ в мировой системе хозяйственных связей представляют собой важный фактор стремительного экономического роста, который достигается за счет различных действий: обмен информацией и технологиями, углубление интеграционных экономических действий, мобилизация инвестиций, активизация международного товарооборота.

Цели образования СЭЗ:

  • создание производства и поставка на внутренний рынок импортзаменяющих товаров, отличающихся высоким качеством;
  • освоение нового опыта работы, организации и управления персоналом, подготовка кадров, отработка различных моделей систем управления экономикой, освоение функционирования отдельных хозяйственных субъектов в среде рынка;
  • активизация быстрого роста экспортного потенциала экономической зоны;
  • мотивация экономического развития регионов, окружающих территорию свободной экономической зоны с использованием иностранных капиталов.

Создание приемлемых условий делает СЭЗ важным фактором в экономическом развитии страны, который помогает ускорить включение национальной экономики в мировые хозяйственные связи, а также простимулировать развитие экономики страны в целом. Фактически СЭЗ выступают в качестве полюсов экономического роста. Это активный инструмент управления внешними экономическими связями на уровне региональной политики и государственном уровне.

Типы СЭЗ с точки зрения функциональности:

  • оффшорные зоны, в которых на специально выделенных территориях организовываются льготные налоговые, валютные, регистрационные и банковские условия для нерезидентов страны;
  • комплексные производственные зоны, которые создаются, прежде всего, на экспортное производство товаров массового потребления, не требующих материалоемких затрат;
  • технополисы и технологические парки, которые создаются с ориентацией на разработку и освоение инновационных технологий;
  • внешнеторговые зоны, где возможно сочетание беспошлинной торговли и развития транспортных, складских услуг и экспортное производство.

Также СЭЗ могут характеризоваться применением на своей территории беспошлинной таможенной территории.

Причины образования СЭЗ

СЭЗ создаются в промышленно развитых странах в регионах с экономической депрессией с целью оживления среднего и мелкого бизнеса и выравнивания таким образом межрегиональных различий.

Предприятия таких регионов получают максимально возможные налоговые льготы.

СЭЗ – инструмент региональной политики, который используется в тех районах стран, где требуется повышение экономического уровня, а также уровня социального развития.

При выборе региона для формирования свободной экономической зоны используют такие критерии, как уровень доходов населения региона и уровень безработицы.

Развивающиеся страны, в отличие от промышленно развитых, делают главный акцент прежде всего на достижение более высокого уровня индустриализации: модернизацию промышленности, привлечение иностранных капиталов, повышение квалификации работников, внедрение новых технологий.

Классификация СЭЗ

Комплексные СЭЗ создают с установлением льготного режима хозяйствования на территориях отдельных административных образований. К ним относят:

  • Особые экономические зоны
  • Территории особого режима
  • Специальные экономические зоны
  • Зоны свободного предпринимательства

Сервисные зоны – территории, обладающие льготными режимами предпринимательской деятельности для организаций и фирм, которые оказывают страховые, финансово-экономические и другие услуги:

  • Туристические услуги
  • Банковские и страховые услуги
  • Офшорные

Промышленно-производственные экономические зоны — это СЭЗ 2-го поколения, которые появились в результате преобразования торговых зон после того, как туда стали ввозить помимо товаров еще и капитал:

  • Экспортно-импортозамещающие
  • Экспортно-производственные
  • Импортозамещающие
  • Промышленные парки
  • Научно-промышленные парки

Технико-внедренческие экономические зоны относят к зонам 3-го поколения (1970-1980-е гг.). Они концентрируют иностранные и национальные исследовательские организации, которые используют единую систему налоговых льгот:

  • Инновационные центры
  • Технопарки
  • Технополисы

Торговые зоны — самая простая форма СЭЗ, которые появились в 17-18 вв. Торговые зоны работают в большинстве стран, но большая их часть располагается в индустриальных странах:

  • Торгово-производственные
  • Свободные порты
  • Бондовые склады
  • Свободные таможенные

Мировой опыт организации СЭЗ

Согласно данным за июль 2006-го года по разным экспертным источникам в мире существует от 1200 до 2000 СЭЗ различных функциональных типов. Динамика темпа СЭЗ в количественном отношении и по общему объему производства продукции в них говорит о большой перспективе данного направления в нашей стране и в мире в целом.

В мировой практике СЭЗ применяются в качестве активного средства управления на государственном уровне. Первые подобные зоны на территории России появились в 1990-м году.

На протяжении более 15 лет шел процесс их формирования и функционирования, который не имел четко отработанной системы.

Важно

Виной тому было не только отсутствие законодательной базы, но и постоянная борьба федерального центра с регионами за выгодные льготы для СЭЗ, а также за право управления ими.

Сейчас ситуация претерпела серьезные изменения. Сегодня можно наблюдать развитие принципиально нового этапа в создании и функционировании СЭЗ на территории РФ. Эти изменения связаны с принятым от 22 июля 2005-го года федеральным законом “Об особых экономических зонах в РФ”. Создание данного ФЗ положило начало созданию единой правовой базы и системы функционирования СЭЗ на территории РФ.

Причины формирования СЭЗ на территории РФ:

  • необходимость образования высококвалифицированных рабочих мест;
  • создание и дальнейшее развитие различных отраслей промышленности, в том числе и высокотехнологичных, а также сферы услуг;
  • мотивация регионов страны к экономическому и социальному развитию;
  • привлечение капиталов российских и зарубежных компаний.

Принятый федеральный закон предусмотрел формирование на территории нашей страны СЭЗ 2-х видов: особых технико-внедренческих зон и промышленно-производственных зон.

Также закон предусматривает ведение на территориях СЭЗ лишь таких типов деятельности, которые обговорены законом и предусмотрены постановлением Правительства РФ.

Федеральный закон четко формулирует основные условия налогообложения ОЭЗ, основной из которых гласит о предоставлении максимальных налоговых льгот.

Все участники зон экспортного производства получают значительные льготы относительно федерального налога, которые за счет местных налогов могут дополняться субъектами Федерации:

  • освобождение участников от НДС услуг по транспортировке товара;
  • освобождение участников со дня регистрации на срок 5 лет от налога на прибыль;
  • снижение для участников зоны налога на добавленную стоимость на 50% на продукцию собственного производства, которая реализуются на территории;
  • уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму прибыли, которая вложена в инвестиции, по окончании срока 5 лет.

Надо понимать, что организация и создание необходимой инфраструктуры СЭЗ не может быть произведена без вложений серьезных денежных средств из бюджета.

Основные характеристики ОЭЗ, расположенных на территории РФ

Место расположения ОЭЗ Специализация ОЭЗ Инвестиции государства в инфраструктуру ОЭЗ
Санкт-Петербург Разработки, выпуск аналитических приборов. Выпуск электронной бытовой аппаратуры и программного обеспечения 1,5 млрд. руб. (50% из ФБ)
Дубна, Московская область Разработки альтернативного источника энергии, проектирование и создание новых летательных аппаратов, электронное приборостроение 2,5 млрд. руб., (65% из ФБ)
Елабуга, Татарстан Развитие высокотехнологического химического производства. Выпуск бытовой техники, автобусов и автомобильных компонентов Около 1,6 млрд. руб. (49% из ФБ)
Липецк Выпуск бытовой техники и комплектующих товаров 1,8 млрд. руб. (42% из ФБ)
Томск Выпуск новейших материалов. Разработки медицинских, электронных и информационно-коммуникационных, технологий 1,9 млрд. руб. (70% из ФБ)
Зеленоград Развитие высокоинтеллектуальных систем навигации, микросхем Около 5 млрд. руб. (50% из ФБ)

Идеальная свободная экономическая зона – зона с четкими правилами, имеющая максимальную конкурентную среду и минимальные бюрократические издержки.

Создание и успех развития ОЭЗ на территории России напрямую зависят от того, насколько они будут приближены к этой схеме. Успешное формирование СЭЗ на территории РФ поможет создать в зонах наиболее благоприятный инвестиционный климат.

Источник: http://fincle.ru/svobodnyie-ekonomicheskie-zonyi-sez.html

Особые экономические зоны России: описание, классификация :

Особые экономические зоны России – это ограниченные территории, которые наделены особым юридическим статусом в сравнении с остальной территорией государства. Как правило, этот особый статус позволяет ставить особые условия налогообложения для инвесторов, привлекательные таможенные правила.

Все это распространяется не только на отечественных, но и на зарубежных предпринимателей. Ключевая причина появления таких зон – помощь в решении задач экономического и социального развития отдельных российских регионов, а также сфер экономики страны в целом.

Читайте также:  Переуступка долга в бухгалтерском учете: примеры, основные проводки

В России системно развивать такие зоны начали в 2005 году, после принятия соответствующего федерального закона. Такая зона создается в России на 49 лет без права продления срока.

Для чего они нужны?

Особые экономические зоны России создавались для вполне определенных целей. Причем выгода существует и со стороны государства, и со стороны инвесторов, которых привлекают на новые территории.

Государству особые экономические зоны России помогают привлекать напрямую иностранный капитал, развивать производство товаров и услуг, используя самые передовые технологии.

Еще один важный фактор – создание новых рабочих места для квалифицированных специалистов, стимулирование экспорта в стране, применение новых современных методов при организации труда и в менеджменте, наконец, импортозамещение.

Для предпринимателей особые экономические зоны России привлекательны тем, что появляется возможность максимально приблизить производимую продукцию к потребителю, сокращая расходы на транспортировку и логистику; удается минимизировать затраты, которые связаны с отсутствием импортных и экспортных пошлин на таможне. Новые предприятия сразу же получают полный доступ к инфраструктуре, могут использовать на производстве более дешевую рабочую силу, развивать не освоенные никем территории, легко преодолевать чиновничьи и административные барьеры за счет облегченного документооборота.

Классификация

Особые экономические зоны в нашей стране можно классифицировать по нескольким признакам – по степени организации, виду деятельности, степени вовлечения в экономику страны, на территории которой они находятся, системе предоставляемых преференций.

По видам деятельности выделяют такие особые экономические зоны:

  1. Торговые зоны. Это зоны, которые находятся фактически за пределами таможенной территории данного государства. При этом внутри осуществляются всевозможные действия по комплектованию производимых продуктов, их непосредственная подготовка для последующей продажи. Например, это может быть маркировка, упаковка, контроль за качеством. Такие зоны отличаются от других достаточно быстрой окупаемостью, поэтому весьма популярны среди инвесторов. К таким зонам относят: портовые особые экономические зоны в России, свободные города, зоны свободной торговли, также свободные таможенные зоны и, наконец, магазины, работающие по системе Duty Free.
  2. Промышленно-производственные зоны. В таких зонах налаживают производство определенного вида продукции, а льготы инвесторам предоставляются только частично. Обычно они служат для импортозамещения или экспортного ориентирования. К ним относят зоны, попадающие под влияние одной компании или отрасли, промышленные парки и производственно-экспортные зоны.
  3. Технико-внедренческие особые экономические зоны в России официально выводят за пределы таможенных территорий. При этом на них размещают проектные, научно-исследовательские и конструкторские бюро. Они непосредственно нацелены на получение новых разработок и их коммерциализацию. К ним относят технополисы и технопарки. Также существуют сервисные зоны, в которых особые льготные режимы действуют для отдельных фирм, которые задействованы в оказании как финансовых, так и нефинансовых услуг. В данном случае бывают зоны свободных финансовых, банковских, страховых и туристско-рекреационных услуг. Отдельно выделяют офшорные зоны. Также к этому же виду особых экономических зон в России относят комплексные зоны, в которых льготный режим распространяется на определенные административные районы. Например, свободные экономические зоны, а также особые экономические зоны.

Классификация по степени организации

По данному признаку выделяют три вида особых экономических зон.

  1. Территориальные. На них льготы предоставляются определенным территориям, на которых, как правило, уже подготовлена развитая и готовая инфраструктура. Это могут быть анклавные зоны с либеральной политикой, но ограниченные только одним регионом, что мешает им налаживать связи с другими государствами, а также открытые зоны, в которых используется политика таможенного контроля, но нет никаких существенных ограничений.
  2. В функциональных зонах льготы предоставляются инвесторам, занимающимся определенной деятельностью. При этом само по себе предприятие может физически размещать в любой точке страны. Такие компании получают возможность пользоваться свободными экономическими режимами в зависимости от того, в какие именно сферы власти планируют привлекать новых инвесторов. Как правило, при этом нужно говорить об экспортно-ориентированных предприятиях.
  3. На территориально-функциональных зонах используются и те и другие преимущества.

По степени интеграции в российскую экономику выделяют зоны, которые в нее интегрированы или анклавны.

В первом случае налаживаются связи с основными отраслями отечественной экономики, оказывается помощь при решении проблем с экспортным производством. Обычно они бывают технико-внедренческими и комплексными.

Совет

В анклавных зонах производство заточено на экспорт и получение выручки в виде валюты. При этом связь с внутренней экономикой сведена к минимуму. Вся работа нацелена на зарубежный рынок.

Два типа особых экономических зон выделяют по принципу национальности. Это национальные, которые действуют в рамках исключительно одной страны, и трансграничные, когда они затрагивают территории сразу нескольких стран.

Система льгот

Разными могут быть особые экономические зоны и по системе льгот. Они бывают:

  • налоговыми – инвесторы получают абсолютное или частичное освобождение от налогов (это еще называют налоговыми каникулами) на имущество и собственность, НДС и других;
  • торговыми – предприятия полностью или частично освобождаются от импортных пошлин на сырье и полуфабрикаты, которые ввозятся на территорию государства с целью использования исключительно внутри зоны;
  • таможенными – инвесторы полностью или частично освобождаются от экспортных пошлин, которые действуют на продукцию, произведенную на территории зоны;
  • финансовыми – компании могут получать кредиты от государства по льготной процентной ставке, субсидии для привлечения инвестиций, значительно снижаются ставки на оплату коммунальные услуг и аренду площадей для организации производства;
  • административными – в этом случае вводится максимально упрощенный порядок регистрации предприятия, минимизируется документооборот и чиновничьи препоны, упрощается сам порядок выезда и въезда иностранных граждан, например, квалифицированных работников, беспрепятственно можно получить разрешение на получение прибыли иностранными инвесторами.

Вот основные типы особых экономических зон в России.

Самые популярные ОЭЗ в России

На территории России самыми распространенными считаются зоны 4 видов – промышленно-производственные, портовые, технико-внедренческие и туристско-рекреационные.

Также действует еще несколько обособленных ОЭЗ. Например, создание особой экономической зоны в России на территории Калининградской области было установлено в 1991 году специальным федеральным законом.

ОЭЗ на территории Магаданской области точно так же функционирует на основе федерального закона от 1999 года. Создание особой экономической зоны в России на территории республики Крым и Севастополя предусматривает льготные системы налогообложения, осуществление государственного контроля за въездом и функционированием свободной экономической зоны.

Промышленные зоны

Многие видят перспективы развития особых экономических зон в России как раз за счет обширных территорий, которые располагаются в крупных промышленных регионах. Это особенности промышленных ОЭЗ.

Инвесторов подкупает максимальная близость к ресурсам, необходимым для производства, готовая инфраструктура, развитые транспортные артерии. Все это явные преимущества промышленных особых экономических зон. Производства, которые размещают на их территории, позволяют существенно повысить конкурентоспособность на отечественном рынке, так как удается избежать большинства издержек.

Если вас просят: “Назовите особые экономические зоны России!”, то вы можете вспомнить промышленные ОЭЗ на территории Татарстана и Липецкой области, которые появились в 2005 году.

В 2010 году подобная зона начала работать в Самарской области, на территории, которая непосредственно граничит с городом Тольятти. В Свердловской области зона такого типа получила название “Титановая долина”, она работает в Верхней Салде.

С 2015 года промышленная ОЭЗ запущена в Ступинском муниципальном районе в Подмосковье.

В числе приоритетных направлений работы для зон такого типа специалисты называют производство строительных материалов, автомобилей и автокомпонентов, торгового оборудования и бытовой техники, химической и нефтехимической продукции.

Инновационные ОЭЗ

Повышенное внимание в последнее время уделяют инновационным особым экономическим зонам. Они открываются в самых крупных научно-образовательных центрах страны с богатыми традициями.

Сюда включают авторитетные исследовательские школы с большими возможностями для развития инновационного бизнеса, способные выпускать уникальные наукоемкую продукцию и продавать ее не только на российском, но и на международном рынке.

В таких зонах традиционно действует целый пакет налоговых преференций и таможенных льгот.

Обратите внимание

Особенно привлекательными для инвесторов их делает прямой доступ к высококвалифицированным кадрам, что крайне важно при растущем спросе на новые технологии в условиях постоянной модернизации передовых отраслей отечественной экономики. В первую очередь это привлекает венчурные фонды, производителей и непосредственных разработчиков высокотехнологичной продукции.

В качестве примеров особых экономических зон в России зон такого типа можно привести ОЭЗ, которые располагаются в Томске, Подмосковье (Дубна, Зеленоград, Фрязино), Татарстане и Санкт-Петербурге.

Приоритетные направления, которые развивают в инновационных особых экономических зонах – медицинские, нано- и биотехнологии, средства связи и новейшая электроника, аналитическое и точное приборостроение, информационные и СВЧ-технологии.

Туристические зоны

Особенно широк список особых экономических зон России, которые можно отнести к туристско-рекреационным.

Только семь таких зон располагаются на территории одной Иркутской области, также они есть в Калининградской области, Алтайском, Приморском и Ставропольском крае, республике Бурятия и Алтае.

Шесть туристско-рекреационных особых экономических зон в России развивают на территории Северного Кавказа.

Они традиционно располагаются в самых востребованных среди туристов и живописных регионах России. В них с помощью налоговых льгот и преференций создаются наиболее благоприятные условия для развития спортивного, туристического рекреационного и других смежных видов бизнеса.

Портовые ОЭЗ

Особенно интенсивно развитие особых экономических зон России наблюдается в портовых ОЭЗ.

Они находятся в максимальной близости от крупнейших транзитных транспортных коридоров, а их место расположения помогает инвесторам получить оперативный доступ к быстрорастущему рынку востребованных инвесторами и новыми предпринимателями портово-логистических услуг. Обычно они появляются в Центральной России и на Дальнем Востоке.

Яркий пример – экономическая зона, работающая на базе крупного грузового аэропорта “Ульяновск-Восточный”. Ее преимуществом является непосредственная близость к крупнейшим предприятиям авиационного кластера, расположенным в Ульяновской области. Это и создает реальные предпосылки для развития проектов, ориентированных на переоборудование и обслуживание полного цикла воздушных судов.

Важно

В Хабаровском крае к основному направлению развития портово-логистической особой экономической зоны можно отнести то, что там удается сформировать современный многопрофильный судоремонтный и портовый центр, который способен опираться непосредственно на удобное и выгодное географическое положение, а также уже существующую и работающую инфраструктурную базу.

В 2010 году президент государства Владимир Путин утвердил постановление федерального правительства о создании портовой особой экономической зоны в городе Мурманске. Там ведется организация масштабного контейнерного терминала, а также переоборудование существующих и устройство новых мощностей в порту, заточенных под перевалку, прием и погрузку наливных и насыпных грузов любого объема.

Читайте также:  Аутсорсинг грузчиков и разнорабочих: история создания бизнеса по франшизе

Помимо этого, в Мурманске теперь будет развивать сборку буровых установок, а это крайне важно для успешного освоение шельфов месторождения газа и нефти.

Инвесторы, которые зайдут в эту портовую особую экономическую зону в Мурманске, имеют возможность получить таможенные и налоговые льготы, подключиться к уже готовым и запущенным в эксплуатацию объектам инфраструктуры.

При этом им полностью гарантируется то, что налоговые льготы не будут менять и пересматривать на протяжении всего срока существования зоны.

Существующие в России проблемы ОЭЗ

В настоящее время в списке особых экономических зон России 26 регионов. На их территории действует несколько десятков зон самых разных типов.

При этом авторитетные эксперты уже неоднократно отмечали, что существенной роли в обеспечении занятости населения за все эти годы они так и не начали играть.

Так, за все время существования особых экономических зон удалось создать чуть больше 21 тысячи рабочих мест, что ничтожно мало в масштабах всей страны, особенно если сравнивать с теми объемами финансовых вливаний, которые делали в ОЭЗ.

Совет

Низкая эффективность – одна из главных проблем особых экономических зон в России. В лучшем случае они приносят пользу отдельным компаниям, предприятиям или регионам, но на национальной экономике это практически никак не отражается.

По данным за прошлый год федеральная Счетная палата официально признала относительно эффективной работу только нескольких ОЭЗ. Они расположены в Самарской и Липецкой областях, Татарстане и Санкт-Петербурге. Работу остальные ОЭЗ Счетная палата признала неэффективной. В некоторых случаях выяснилось, что никакая деятельность вовсе не ведется.

Также существует проблема привлечения инвесторов в эти зоны. Несмотря на налоговые каникулы и таможенные льготы, не во все зоны активно идут предприниматели. Существует проблема, связанная и с нехваткой квалифицированных кадров для развития и функционирования высокотехнологичных производств.

Источник: https://BusinessMan.ru/osobyie-ekonomicheskie-zonyi-rossii-opisanie-klassifikatsiya.html

Особые экономические зоны в РФ

Согласно Федеральному закону от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» ОЭЗ — определяемая Правительством РФ часть территории РФ, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.

В Российской Федерации могут создаваться ОЭЗ четырех типов: промышленно-производственного (или промышленного) типа, технико-внедренческого (или технологического) типа, туристско-рекреационного (или туристического) типа и портовые.

Основными целями создания ОЭЗ являются: — развитие обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики; — производство новых видов продукции, развитие импортозамещающих производств; — развитие транспортной инфраструктуры;

— развитие туризма и санаторно-курортной сферы.

В настоящее время в России созданы 17 ОЭЗ четырех типов, из них: — пять ОЭЗ технологического типа (в г. Санкт-Петербурге, в Зеленоградском административном округе г. Москвы, в г. Дубне (Московская область), в г.

Томске (Томская область) и в Республике Татарстан); — шесть промышленных ОЭЗ (в Липецкой области, в Республике Татарстан ОЭЗ ППТ «Липецк», Псковской области, Самарской области, Калужской области и Свердловской области); — четыре туристско-рекреационных ОЭЗ (в Республике Алтай, Республике Бурятия, Алтайском крае и Иркутской области);

— две портовые ОЭЗ (в Хабаровском крае и Ульяновской области).

Особый режим предпринимательской деятельности на территории ОЭЗ включает в себя предоставление налоговых, таможенных и административных преференций, льготного режима землепользования, а также гарантии от возможных неблагоприятных изменений в законодательстве РФ о налогах и сборах. Значительным преимуществом для резидентов является реальное снижение административных барьеров, количества контрольных мероприятий, а также предоставление услуг в режиме «одного окна».

Законодательством РФ предусмотрены некоторые ограничения в отношении деятельности резидентов ОЭЗ.

Обратите внимание

В частности, на территории большинства особых экономических зон не допускается размещение объектов жилищного фонда, разработка месторождений и добыча полезных ископаемых, их переработка, а также производство и переработка подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов). При этом Правительство РФ может определять иные виды деятельности, осуществление которых не допускается в ОЭЗ.

Для создания ОЭЗ необходимо соблюдение основного условия — ОЭЗ (за исключением портовых) могут создаваться только на земельных участках, находящихся в государственной и (или) муниципальной собственности.

Так, на момент создания промышленно-производственной особой экономической зоны: — земельные участки, образующие ее территорию, не должны находиться во владении и (или) в пользовании граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые предоставлены для размещения и использования объектов инженерной инфраструктуры и на которых размещены такие объекты;

— на земельных участках, образующих ее территорию, могут быть расположены только объекты, находящиеся в государственной и (или) муниципальной собственности и не находящиеся во владении и (или) в пользовании граждан и юридических лиц, за исключением объектов инженерной и транспортной инфраструктур.

Характеристика ОЭЗ промышленного типа: — размещение объектов промышленного назначения; — площадь не более 20 кв. км; — не могут располагаться на территориях нескольких муниципальных образований; — не должны включать в себя полностью территорию какого-либо административно-территориального образования; — срок существования не более 20 лет;

— капитальные вложения не менее 10 млн евро, в первый год — не менее 1 млн евро.

Резидентом промышленно-производственной особой экономической зоны признается коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированная в соответствии с законодательством РФ на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона, и заключившая с органами управления ОЭЗ соглашение о ведении промышленно-производственной деятельности.

Индивидуальный предприниматель или коммерческая организация признаются резидентами ОЭЗ с даты внесения соответствующей записи в реестр резидентов ОЭЗ.

Резидент промышленно-производственной особой экономической зоны вправе вести на территории ОЭЗ только промышленно-производственную деятельность в пределах, предусмотренных соглашением о ведении промышленно-производственной деятельности.

Государство предоставляет существенные налоговые льготы для резидентов промышленно-производственной ОЭЗ. Так, в Республике Татарстан для них предусмотрены следующие льготы: — налог на прибыль по ставке 20%; — транспортный налог — освобождение на 10 лет с момента постановки транспортного средства на учет; — налог на имущество — освобождение на 10 лет с момента постановки имущества на учет;

— земельный налог — освобождение на 10 лет за земельные участки на территории ОЭЗ.

Важно

На территории каждой ОЭЗ действуют свои налоговые льготы. Например, резидентам ОЭЗ в Липецкой области предоставлены следующие льготы: — налог на прибыль по ставке 20%; — транспортный налог — освобождение на пять лет с момента постановки транспортного средства на учет; — налог на имущество — освобождение на пять лет с момента постановки имущества на учет;

— земельный налог — освобождение на пять лет за земельные участки на территории ОЭЗ.

На момент создания технико-внедренческой особой экономической зоны: — земельные участки, образующие ее территорию, за исключением земельных участков, которые предоставлены для размещения и использования объектов инженерной инфраструктуры и на которых размещены такие объекты, не должны находиться во владении и (или) в пользовании граждан и юридических лиц, за исключением образовательных и (или) научно-исследовательских организаций;

— на земельных участках, образующих ее территорию, могут быть расположены только объекты, находящиеся в государственной и (или) муниципальной собственности и не находящиеся во владении и (или) в пользовании граждан и юридических лиц (кроме объектов инженерной и транспортной инфраструктур), за исключением образовательных и (или) научно-исследовательских организаций.

Характеристика ОЭЗ технологического типа: 1) ведение технико-внедренческой деятельности; 2) создаются не более чем на двух участках территории, общая площадь которых составляет не более чем 3 кв. км; 3) не могут располагаться на территориях нескольких муниципальных образований; 4) не должны включать в себя полностью территорию какого-либо административно-территориального образования;

5) срок существования не более 20 лет.

Налоговые льготы для резидентов технологической особой экономической зоны: — при исчислении налога на прибыль — резиденты смогут полностью признать расходы (в том числе не давшие положительного результата) на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) в размере фактических затрат в том отчетном периоде, в котором эти затраты были произведены; — ставка налога на прибыль, подлежащая зачислению в бюджет субъекта РФ —13,5%; — освобождение от уплаты транспортного налога на пять лет; — резиденты освобождаются от налогообложения по налогу на имущество в отношении имущества, учитываемого на балансе организации-резидента в течение пяти лет с момента постановки на учет;

— организации-резиденты освобождаются от налогообложения в отношении земельного налога сроком на пять лет с момента возникновения права собственности на земельный участок, предоставленный резиденту ОЭЗ.

На момент создания туристско-рекреационной особой экономической зоны: — земельные участки, образующие эту зону (в том числе земельные участки, которые предоставлены для размещения и использования объектов инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иной инфраструктуры этой зоны, объектов жилищного фонда и на которых размещены такие объекты), могут находиться во владении и (или) в пользовании граждан или юридических лиц. Земельные участки, образующие туристе корекреационную ОЭЗ, могут относиться к землям особо охраняемых территорий;

— на земельных участках, образующих эту зону, могут быть расположены объекты, находящиеся в государственной, муниципальной, частной собственности.

В настоящее время существуют ОЭЗ туристско-рекреационного типа в Республике Алтай, в Республике Бурятия, в Иркутской области.

Характеристика ОЭЗ туристско-рекреационного типа: 1) создаются на одном или нескольких участках территории, определяемых Правительством Российской Федерации; 2) могут располагаться на территориях нескольких муниципальных образований; 3) могут включать в себя полностью территорию какого-либо административно -территориального образования; 4) в туристско-рекреационных ОЭЗ допускается размещение объектов жилищного фонда;

5) оказание туристических и оздоровительных услуг.

Под туристско-рекреационной деятельностью понимается: — деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по строительству, реконструкции, эксплуатации объектов туристской индустрии, объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и отдыха граждан;

— туристская деятельность и деятельность по разработке месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, их добыче и использованию, в том числе деятельность по санаторно-курортному лечению и профилактике заболеваний, медицинской реабилитации, организации отдыха граждан, промышленному розливу минеральных вод.

Совет

Резидентами туристско-рекреационной ОЭЗ признаются индивидуальный предприниматель, коммерческая организация (за исключением унитарного предприятия), зарегистрированные в соответствии с законодательством РФ на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона (на территории одного из муниципальных образований, если туристско-рекреационная особая экономическая зона расположена на территориях нескольких муниципальных образований), и заключившие с органами управления особыми экономическими зонами соглашение об осуществлении туристско-рекреационной деятельности.

Читайте также:  Копирайтинг как бизнес: что требуется и с чего начать

Налоговые льготы для резидентов туристско-рекреационной ОЭЗ: — налог на имущество организаций — освобождение в течение пяти лет; — земельный налог — освобождение в течение пяти лет; — применение в отношении основных средств к основной норме амортизации специального коэффициента, но не выше двух; — акты законодательства о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщиков, не применяются в течение срока действия соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности; — арендная плата за земельные участки — не более 2% их кадастровой стоимости в год.

Целью создания портовых ОЭЗ на территории РФ является стимулирование развития портового хозяйства и развитие портовых услуг, конкурентоспособных по отношению к зарубежным аналогам.

Источник: https://psyera.ru/osobye-ekonomicheskie-zony-v-rf_9868.htm

Особые экономические зоны

Особые экономические зоны (ОЭЗ), которые также именуются свободными (СЭЗ), представляют собой ограниченные территории внутри стран и регионов, обладающие особым правовым статусом и более привлекательными экономическими условиями относительно других государственных или региональных субъектов.

Вышеуказанное определение прекрасно отражает сущность и цель создания таких зон – стратегическое развитие экономики государства и решение целого ряда важных задач: торговых, социальных и научно-технических. Функционирование любой СЭЗ ограничено сроком в сорок девять лет, не подлежащим продлению.

Понятие «свободная экономическая зона» означает рай для среднего и крупного бизнеса! Льготная политика властей, касающаяся налогообложения «своих» и иностранных предпринимателей обеспечивает им максимально комфортные условия работы. Международная классификация выделяет следующие виды СЭЗ:

  • Торговые зоны (свободные порты и города).
  • Промышленно-производственные зоны (моноотраслевые, эспортно- производственные).
  • Технико-внедренческие зоны (технопарки, технополисы).
  • Офшорные зоны (территории свободной предпринимательской деятельности).

Также ОЭЗ подразделяются на национальные (территория в пределах одного государства) и трансграничные (частично располагается в двух и более странах). По системам льгот, среди всех свободных экономических зон можно выделить налоговые, таможенные, финансовые и административные.

По системам льгот, среди всех свободных экономических зон можно выделить налоговые, таможенные, финансовые и административные.

Свободные экономические зоны в России выделены на территории некоторых регионов для привлечения прямых инвестиций от зарубежных экономических партнеров.

Создание и развитие СЭЗ в нашей стране началось после принятия ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» № 116-ФЗ.

Основные задачи работы особых экономических зон в РФ – развитие высокотехнологичных отраслей промышленности, туристической сферы и частичное импортозамещение.

Существуют следующие типы ОЭЗ, действующие на территории Российской Федерации:

  • Промышленно–производственные: способствуют увеличению объемов промышленного производства.
  • Технико-внедренческие: разрабатываются инновационные технологии с последующим внедрением в «массы».
  • Туристско-рекреационные: способствуют освоению рекреационного потенциала региона.
  • Портовые: стимулируют развитие морского и авиационного сообщения.

Время функционирования вышеперечисленных зон ограничено и составляет 15 лет у технико-внедренческих и 20 лет у всех остальных. К началу 2017 года количество созданных в РФ свободных экономических зон составляет 24. В них уже зарегистрировалось 257 инвесторов, объем инвестиций от которых превысил 200 миллиардов рублей.

Важный нюанс: в российских СЭЗ законодательно не допускается разработка месторождений полезных ископаемых, а также производство подакцизных товаров (исключение – легковые автомобили и мототехника).

У свободных экономических зон имеются свои плюсы и минусы. Примерный перечень положительных сторон выглядит так:

  • ОЭЗ – отличный универсальный инструмент для развития отстающей экономики.
  • Минимальные проблемы при осуществлении таможенного контроля.
  • Возможность использование самых выгодных схем торговли для развития внешнеэкономических отношений.
  • Привлекательность государства для важных иностранных инвесторов.
  • Реструктуризация региональной экономической системы.
  • Обогащение потребительского рынка новыми товарами и возникновение здоровой конкуренции.
  • Рост инновационного производства, сопровождающийся переходом предприятий на новый технологический уровень.
  • Практическое отсутствие рисков для страны, в случае возможной неудачи создания ОЭЗ.
  • Активизация и повышение качества деятельности крупных и средних предпринимателей.
  • Активное развитие инфраструктуры региона, туристической деятельности и строительства.
  • Новые рабочие места, как для высококвалифицированного персонала, так и для работников низкого уровня.

В список минусов можно включить следующие аспекты:

  • Формирование «черного рынка». Из-за нулевого таможенного режима товары со всей планеты смогут беспошлинно экспортироваться и импортироваться в СЭЗ, и эти неконтролируемые передвижения могут способствовать развитию контрабандного бизнеса.
  • Довольно узкая специализация свободной экономической зоны.
  • Рост жесткой конкуренции между производителями товаров из других областей государства, которые не располагают таможенными послаблениями.
  • Повышенная вероятность трансформации СЭЗ в очаг контрабандного ввоза товаров в страну.

Когда государственным властям приходит осознание нереальности поднятия экономики «с колен» в короткий срок, они принимают решение о создании одной или нескольких СЭЗ в своей стране.

Особая экономическая зона дает мощный импульс развитию экономики, под который попадают не только отдельные регионы, но и вся территория государства.

Что ни говори, а преимущества СЭЗ все же преобладают над недостатками.

Источник: https://zhazhda.biz/base/osobye-ekonomicheskie-zony

Особенности, виды и характеристика особых (свободных) экономических зон в России

Ключевые слова: особые, свободные, экономические, зоны, ОЭЗ, СЭЗ, ОЭЗ в России

Свободные экономические зоны (особые экономические зоны) — это территории, которые государство наделяет особым юридическим статусом и экономическими льготами для привлечения российских и зарубежных инвесторов в приоритетные для России отрасли.

В России системное развитие особых экономических зон началось в 2005 году, с момента принятия Федерального Закона об ОЭЗ 22.07.2005.

Цель создания особых экономических зон — развитие высокотехнологичных отраслей экономики, импортозамещающих производств, туризма и санаторно-курортной сферы, разработка и производство новых видов продукции, расширение транспортно-логистической системы.

В России существуют особые экономические зоны четырёх типов:

– Промышленно-производственные зоны или промышленные ОЭЗ.

– Tехнико-внедренческие зоны или инновационные ОЭЗ.

– Портовые зоны.

– Туристско-рекреационные зоны или туристические ОЭЗ.

Промышленные ОЭЗ

Обширные территории, расположенные в крупных промышленных регионах страны.

Близость к ресурсной базе для производства, доступ к готовой инфраструктуре и основным транспортным артериям — это лишь основные характеристики промышленных (промышленно-производственных) зон, определяющие их преимущества.

Размещение производства на территории промышленных зон позволяет повысить конкурентоспособность продукции на российском рынке за счет снижения издержек.

Обратите внимание

Промышленные зоны располагаются на территории Елабужского района Республики Татарстан (ОЭЗ «Алабуга») и Грязинского района Липецкой области (ОЭЗ Липецк). 12 августа 2010 года подписано постановление Правительства РФ о создании особой экономической зоны промышленно-производственного типа в Самарской области, территория которой непосредственно примыкает к Тольятти.

В числе приоритетных направлений деятельности промышленных зон производство:

–  автомобилей и автокомпонентов;

–  строительных материалов;

–  химической и нефтехимической продукции;

–  бытовой техники и торгового оборудования.

Инновационные ОЭЗ

Расположение инновационных (технико-внедренческих) ОЭЗ в крупнейших научно-образовательных центрах, имеющих богатые научные традиции и признанные исследовательские школы, открывает большие возможности для развития инновационного бизнеса, производства наукоемкой продукции и вывода ее на российские и международные рынки.

Пакет таможенных льгот и налоговых преференций, доступ к профессиональным кадровым ресурсам наряду с растущим спросом на новые технологии и модернизацию различных отраслей российской экономики делает инновационные ОЭЗ привлекательными для венчурных фондов, а также разработчиков и производителей высокотехнологичной продукции.

Четыре инновационные зоны расположены на территории Томска, Санкт-Петербурга, Москвы и Дубны (Московская область).

Приоритетными направлениями развития инновационных зон являются:

–  нано- и биотехнологии;

–  медицинские технологии;

–  электроника и средства связи;

–  информационные технологии;

–  точное и аналитическое приборостроение;

–  ядерная физика.

Туристические ОЭЗ

Располагаясь в самых живописных и востребованных туристами регионах России, туристические (туристско-рекреационные) ОЭЗ предлагают благоприятные условия для организации туристического, спортивного, рекреационного и других видов бизнеса.

Семь туристических зон располагаются на территории Иркутской области, Алтайского края, Республики Алтай, Республики Бурятия, Калининградской области, Ставропольского края, Приморского края.

Еще шесть вновь созданных ОЭЗ располагаются в северо-кавказском федеральном округе. Особая экономическая зона «Куршская коса» в Калининградской области прекратит свое существование.

Как говорится в соответствующем постановлении правительства от 22 декабря 2012 года, за пять лет работы там не было зарегистрировано ни одного резидента.

Портовые ОЭЗ

Важно

Портово-логистические особые экономические зоны находятся в непосредственной близости от основных глобальных транзитных коридоров. Их положение позволяет получить доступ к быстрорастущему рынку крайне востребованных портово-логистических услуг как на Дальнем Востоке, так и в центральной части России.

Отличительной особенностью особой экономической зоны на базе аэропорта «Ульяновск-Восточный» является её близость к предприятиям ульяновского авиационного кластера. Это создаёт предпосылки для развития проектов, связанных с техническим обслуживанием и переоборудованием воздушных судов.

Основное направление развития портово-логистической зоны в Хабаровском крае — формирование современного многопрофильного портового, судоремонтного центра, который опирается на удобное географическое положение и уже существующую инфраструктурную базу.

2 октября 2010 года Премьер-Министр России Владимир Путин подписал постановление № 800 Правительства РФ о создании ПОЭЗ «Мурманск». На территории ОЭЗ «Мурманск» возможно строительство контейнерного терминала, модернизация действующих и возведение новых портовых мощностей по приему, перевалке и погрузке насыпных и наливных грузов.

Кроме того, возможна сборка буровых установок, что имеет большое значение для успешного освоения шельфовых месторождений нефти и газа. Инвесторы портовой ОЭЗ «Мурманск» получат налоговые и таможенные льготы, а также подключения к инфраструктурным объектам.

Инвесторам гарантируется неизменность налоговых льгот в течение всего срока существования особой экономической зоны.

ОАО «Особые экономические зоны» — управляющая компания, в ведении которой находятся действующие и вновь создаваемые особые экономические зоны России. Из 24 действующих ОЭЗ 4 специализируются на развитии промышленного производства, 4 на технологических инновациях, 13 на развитии туристско-рекреационного бизнеса, 3 на развитии портово-логистических и транспортных узлов.

ОАО «ОЭЗ» создано в 2006 году, его единственным акционером является государство. С момента принятия закона об ОЭЗ в 2005 году и до 2010 компания действовала как заказчик строительства инфраструктуры, накопив уникальный для России опыт в этой сфере. С 2006 года бюджетные вложения на развитие особых экономических зон России составили более 44 миллиардов рублей или порядка $1,5 миллиардов.

С 2006 года по 2010 год в особые экономические зоны России пришло 238 инвесторов из 18 стран, и этот процесс набирает обороты. Среди них есть такие транснациональные гиганты как Yokohama, Isuzu, Itochu, Sojitz, Air Liquide, Bekaert, Rockwool и другие. Объем заявленных резидентами инвестиций — более 150 миллиардов рублей или порядка $ 5 миллиардов.

ОАО «ОЭЗ» привлекает инвесторов из числа крупнейших международных и российских корпораций либо независимых специализированных компаний среднего размера и работает с ними, аккумулируя лучший мировой опыт в области развития и управления особыми экономическими зонами, что позволяет … читать далее …

Источник: http://newinspire.ru/lektsii-po-mirovoy-ekonomike/osobennosti-vidi-i-charakteristika-osobich-svobodnich-ekonomicheskich-zon-v-rossii-1709

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector