Экспорт сырой нефти – главного стратегического ресурса и существенного источника дохода

Проблема российского экспорта в свете текущего момента

Капустьян И. Проблема российского экспорта в свете текущего момента // Молодой ученый. — 2016. — №17.1. — С. 95-98. — URL https://moluch.ru/archive/121/33586/ (дата обращения: 19.03.2019).



Данная статья посвящена проблеме зависимости российской экономики от экспорта сырьевых ресурсов. В статье приведён краткий обзор показателей экспорта и его структуры в динамике.

Дана оценка факторов, оказывающих воздействие на сложившуюся ситуацию.

Сделаны заключения о том, что изменить ситуацию можно лишь применив радикальные меры по диверсификации российской экономики в целом и структуры экспорта в частности.

Ключевые слова: экспорт, диверсификация, реструктуризация экспорта.

Современную глобальную экономику продолжают сотрясать кризисы, причём масштаб этих явлений становится всё более угрожающим.

Обратите внимание

Причины глобальных кризисов кроются в глобальных проблемах (рост населения планеты в геометрической прогрессии, дефицит продовольствия и пресной воды, связанные с расходованием не возобновляемых ресурсов, бедность населения в развивающихся странах и другие геополитические проблемы).

Российские экономические проблемы связаны с несколько иными факторами: определённым отставанием развития НТП (научно технического прогресса), недостаточностью трудовых ресурсов и их качеством, неблагоприятными для развития многих отраслей народного хозяйства географическими и климатическими условиями, особенностью российского менталитета.

По моему мнению, одной из главных проблем в современной российской экономики является проблема сырьевой зависимости нашего бюджета, т.е. так называемая «сырьевая игла». Целый ряд действующих программ экономического развития России, всевозможные концепции реформаций и прочие мероприятия правительства направлены на диверсификацию экономики.

На данный момент происходит снижение доходов российского бюджета в результате падения экспортной валютной выручки. Есть, как минимум, три причины, среди которых трудно выделить главную: все они в едином комплексе воздействовали на объем экспорта российской продукции негативно.

– неуклонное восьмимесячное снижение нефтяных цен на мировом рынке (по итогам января-февраля 2015 средняя цена экспортной нефти «Urals» составила примерно 51,8 доллара за бочку – это в два с лишним раза меньше, чем за тот же период прошлого года);

– внутри-экономические проблемы России, связанные как с мировым экономическим кризисом, так и с введенными западными странами санкциями (что существенно снизило зарубежные инвестиции в нашу экономику). В связи с этим объемы обрабатывающих производств снизились почти на треть;

– удешевление национальной валюты, которому также есть свои причины и поводы, но в рамках данной статьи они нам не интересны. Существеннее то, что девальвация рубля привела к существенному снижение цен на экспортные российские товары. [4]

В итоге сложилась такая ситуация, когда цены на российские товары упали, но объемы поставок либо сократились (в большинство стран СНГ), либо их рост в большинстве случаев не смог компенсировать снижение цен.

Основой российского экспорта в страны дальнего зарубежья являются топливно-энергетические товары (около 70%), металлы и металлоизделия (9,7%), продукция химической промышленности (5,8%).

Кроме того, определенную долю (от 3 до 5 процентов) составляют машины и оборудование, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье, драгоценные камни, металлы и изделия из них, древесина и целлюлозно-бумажные изделия.

Другие товары (пушнина, текстиль и прочие), оказать существенное влияние на показатели экспорта не могут.

Важно

Премьер Дмитрий Медведев подписал постановление о порядке деятельности Российского экспортного центра и его взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти. Об этом сообщает пресс-служба правительства.

Одна из ключевых задач модернизации действующей системы поддержки экспорта — создание для российских компаний единой клиентской службы, оказывающей содействие по сопровождению их внешнеэкономической деятельности за рубежом.

Федеральным законом предусмотрено создание Центра поддержки экспорта, реализующего функцию одного окна для экспортеров, посредством учреждения Внешэкономбанком дочернего общества в форме акционерного общества «Российский экспортный центр» (далее — Центр) с передачей ему полномочий по владению акциями АО «ЭКСАР» и АО «Росэксимбанк».

Центр должен обеспечивать комплексную поддержку экспорта как финансовыми механизмами, так и другими способами, включая содействие в подготовке и сборе необходимых документов, организацию рассмотрения документов и формирования перечня услуг экспортеру, обеспечение оперативного взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и организациями по предоставлению мер поддержки. Кроме того, Центр должен оказывать поддержку российским инвесторам за рубежом.[1]

Рассмотрим динамику и структуру экспортного товарооборота российской федерации по последним данным Госкомстата за 2015 год в сравнении с 2 предыдущими годами.

Таблица 1

Динамика и структура экспортного товарооборота РФ

Январь-ноябрь 2015г. В том числе ноябрь 2015г. Справочно январь-ноябрь 2014г.
Млн.долларов США В % к январю-ноябрю 2014г. В % к итогу Млн. долларов США В % к октябрю 2015г. В % к январю-ноябрю 2013г.
Экспорт 314250 68,3 100 25655 93,4 96,3
Из него:
Топливно-энергетические товары 200470 62,1 63,8 15570 93,2 96,0
Из них:Нефть сырая 83326 57,6 26,5 6586 92,0 91,4
Газ природный 38393 75,3 12,2 3236 83,1 86,4
Металлы и изделия из них 30383 82,3 9,7 2434 95,9 99,5
Из них:
Черные металлы и изделия из них 16152 74,6 5,1 1322 104,1 101,7
Цветные металлы и изделия из них 13292 93,4 4,2 1023 86,6 96,8
Машины, оборудование и транспортные средства 21519 93,1 6,8 2301 106,1 90,0
Продукция химической промышленности, каучук 23253 87,4 7,4 1799 77,7 94,0
Из них: удобрения минеральные азотные 2379 81,2 0,8 228 111,7 96,0
Удобрения минеральные калийные 2820 120,9 0,9 69,5 28,1 113,9
Древесина и целлюлозно-бумажные изделия 8849 82,9 2,8 781 97,3 107,4
Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырьё 14395 83,7 4,6 1442 85,3 118,9
Из них злаки 4945 77,3 1,6 521 81,5 154,3

Здесь и далее- по данным ФТС России, включая данные о взаимной торговле со странами Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Данные представлены по состоянию на 14 января 2016 года. [6]

Принимая во внимание структуру экспорта, легко подсчитать, что падение выручки только от продажи товаров топливно-энергетической отрасли не в состоянии компенсировать ни металл, ни продовольствие.

В итоге мы пришли к тому, что выручка от экспорта в январе-ноябре составила лишь три четверти от дохода за аналогичный период в прошлом году.

Совет

Что же касается отдаленных перспектив, то Министерство экономического развития подготовило «Основные направления развития экспорта на период до 2030 года». В которых главными задачами считаются увеличение не сырьевого экспорта, а рост объема поставок технически и технологически сложной продукции.

В принципе, структура экспорта меняется уже сейчас. В январе-ноябре 2015 года доля топливно-сырьевого экспорта составила 63,8%, а в 2014 году – 70%.

Общий объем экспорта не сырьевых товаров за 2015 на 6%, «Направления» предусматривают, что экспорт ежегодно будет увеличиваться в среднем на 6,1%, в том числе не сырьевой – на 6,3%.

Цифры видятся реальными при условии, что над нами не будут довлеть перечисленные в начале статьи причины, негативно влияющие на экспорт.

Если же сложности во взаимоотношениях с другими государствами из-за конфликта на Украине и ближнем востоке будут продолжаться, выполнение амбициозных планов может быть, к сожалению, поставлено под угрозу. Что же произойдет на самом деле – жизнь покажет. [2]

Рассматривая нынешнее положение экспорта в России, хотелось бы отметить экспорт ресурсов и продукции Сахалинской области. [3]

Период был взят с января по сентябрь 2015 года и в нём мы видим следующее:

Таблица 2

Товарная структура экспорта Сахалинской области в январе – сентябре 2015 года

Страныдальнегозарубежья Государства-участникиСНГ Всего В % китогуРоссии
Сахалинская область 8623316,3 356,4 8623672,8 3,3
Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного) 460249,6 460249,6 4,1
Минеральные продукты 7717710,4 7717710,4 4,5
Топливно-энергетические товары 7717706,5 7717706,5 4,6
Продукция химической промышленности, каучук 322,0 1,9 323,8 0,0
Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них 0,5 25,9 26,5 0,0
Древесина и целлюлозно-бумажные изделия 2280,8 2280,8 0,0
Текстиль, текстильные изделия и обувь 144,0 198,7 342,6 0,0
Другие товары 22,8 22,8 0,0
Драгоценные камни, драгоценные металлы и изделия из них
Металлы и изделия из них 23393,4 37,1 23430,6 0,1
Машины, оборудование и транспортные средства 419192,8 92,8 419285,7 2,5
По данным ФТС России. Данные включают экспорт по участникам внешнеэкономической деятельности, зарегистрированным на территории Сахалинской области, с учетом данных взаимной торговли со странами ЕАЭС, в соответствии с пунктом 13 Порядка ведения таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, утвержденного приказом ФТС России от 18 июля 2011г. №1470.[5]

Статистические данные экспорта по сахалинской области показали:

Ключевыми экспортными позициями в Сахалинской области являются топливно-энергетические товары, минеральные ресурсы, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырьё (кроме текстильного).

То, что является главной «болезнью» российской экономики, на примере нашей области проявляется особенно остро. Региональная экономика совершенно не ориентирована на производство конечного продукта.

Не с проста нашу область называют сырьевым придатком.

Мы видим, как меняется инфраструктура областной столицы в целом, во многом благодаря нефтегазовым доходам Сахалинского бюджета. Так же влияет на инфраструктуру такие новые объекты как дворец спорта «Кристалл», Ледовый комплекс «Арена сити» или Эскейп-квесты «игры разума». Нельзя сказать, что Сахалинцы стали богаче в результате разработке нефтепроектов.

Обратите внимание

Целый ряд социальных программ финансируется и направлены на незащищённые слои населения, уровень заработной платы один из самых высоких в стране, однако всё это нивелируется очень высоким уровнем цен на продовольствие, промышленные товары, коммунальные услуги и другое.

В результате продолжается отток населения области, что свидетельствует о неблагоприятном экономическом фоне для обычных граждан со средним уровнем дохода.

Исходя из этих слов, я как коренной сахалинец хотел бы предложить свои меры привлечения дохода в бюджет области, имея в виду именно валютную выручку.

  1. Благодаря развитому рыболовству в нашей области и рыбным ресурсам, необходимо создать благоприятный инвестиционный климат для развития промышленности, направленной на изготовление готовой морепродукции.
  2. Углеводороды – это сырье для изготовления нефтепродуктов. Используя наши запасы нефти и газа, необходимо наладить производство бензина, керосина, дизельного топлива и другой продукции в Сахалинской области, это даёт нам возможность не только внутреннего потребления, но и реализации нерезидентам (например, заправка иностранных авиасудов, трауллеров, лайнеров, паромов).
  3. Используя обширную растительность нашей области, а именно лекарственные, редкие растения, можно развивать фармацевтика.
  4. Темнохвойной тайгой покрыто около 80% территории области, необходимо создать больше предприятий по переработке этого сырья, реализация изделий всегда более ретабельна, чем продажа сырья.
  5. Благодаря красотам нашего края, можно заинтересовать туристов различных стран и расширить экотуризм, спортивный туризм, этнотуризм. Наличие термальных вод, лечебной грязи, минеральных источников дает возможность развивать санаторно-курортные зоны.
  6. Дополнительным источником дохода для КМНС может являться реализация продукции национальных народных промыслов.

Литература:

  1. http://www.rg.ru/2015/05/28/prezident.html
  2. http://www.rosbalt.ru/federal/2016/02/10/1488393.html
  3. http://sakhalinstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/sakhalinstat/resources/b
  4. http://www.gks.ru/
  5. http://www.customs.ru/

Основные термины (генерируются автоматически): Сахалинская область, товар, изделие, Россия, российская экономика, Российская Федерация, структура экспорта, металл, химическая промышленность, экспорт.

Источник: https://moluch.ru/archive/121/33586/

Влияние доходов от экспорта нефтегазовых ресурсов на денежно-кредитную политику России

главный научный сотрудник Института Гайдара (Москва)

При обсуждении перспектив российской экономики и возможностей снизить ее нефтегазовую зависимость необходимо поставить точный диагноз и выявить механизмы ее реализации.

Как в зарубежной, так и в российской литературе немало работ посвящено анализу нефтегазовой зависимости стран — экспортеров нефти и других природных ресурсов (см., например: Хамфрис и др.

, 2011; Всемирный банк, 2006; Гайдар, 2006; Золотарева и др., 20011). Автор статьи также неоднократно обращался к этой теме2.

Правительство России и ЦБ РФ выработали политику снижения зависимости экономики и бюджетной системы от нефтегазовых доходов, сформировали нормативную базу для сбережения их части в резервных фондах и, что очень важно, проверили эффективность этой политики в кризисный период.

Теперь надо проанализировать ее результаты и подвести промежуточные итоги, чтобы определить пути снижения такой зависимости в ближайшие годы.

Политика снижения зависимости экономики от нефтегазового сектора в конечном счете должна привести к диверсификации экономики.

Однако для этого требуются комплексные усилия по ряду направлений: обеспечение макроэкономической стабильности, включая низкую инфляцию и понятные правила изменения курса национальной валюты; содействие конкуренции; развитие финансового рынка с «длинными» деньгами; создание государством необходимой инфраструктуры; стимулирование развития отраслей с высокой добавленной стоимостью; поддержка институтов инноваций; снижение административных барьеров. Такая политика приводит к изменению структуры экономики не в результате государственной экспансии в отдельных секторах, это — эволюционный процесс раскрытия рыночного потенциала новых отраслей. Нельзя и ослаблять усилия по развитию нефтегазового комплекса, но со временем доля ТЭК в структуре экономики будет уменьшаться.

В данной статье мы рассмотрим влияние нефтегазовых доходов на основные параметры денежно-кредитной политики и бюджетной системы, обеспечивающих макроэкономическую стабильность, а также соответствующие действия Центрального банка и правительства. Очевидно, что влияние нефтегазового сектора и экспортных доходов на экономику России не ограничивается этими сферами.

Влияние экспорта нефтегазовых ресурсов: основные итоги

В 2000-е годы в мире сложились высокие цены на нефть и газ, и Россия стала получать огромные доходы от их экспорта. Удержаться от соблазна активно тратить эти доходы было трудно, ведь с 1992 по 1998 г.

Важно

ВВП страны снизился на 39,5%. Финансирование всех секторов национального хозяйства, в том числе государственного, включающего здравоохранение, образование, науку, инфраструктуру, было недостаточным.

Действия правительства после сложных 1990-х годов определялись необходимостью повысить жизненный уровень граждан, расширяя социальную поддержку, увеличить вложения в инфраструктуру и содействовать развитию бизнеса. Благодаря росту цен на нефтегазовые ресурсы на мировом рынке возникли условия для решения этих задач.

ВВП на душу населения в России с 2000 по 2012 г. вырос с 1,8 тыс. до 14,0 тыс. долл., средняя заработная плата — с 79 долл. в 2000 г. до 835 долл. в 2012 г.

Вместе с тем положительное влияние нефтегазового сектора на экономику к настоящему времени существенно снизилось, а на протяжении всего периода одновременно увеличивались риски зависимости российской экономики от ТЭК.

Основным каналом влияния доходов от экспорта углеводородов на российскую экономику прежде всего выступает курс национальной денежной единицы — его движение в зависимости от предложения валюты на рынке. Соответственно на курс влияют и прогнозы конъюнктуры, и соотношение спроса на валюту или рублевую денежную массу и их предложения.

Это соотношение наиболее полно характеризуется сальдо платежного баланса: при положительном платежном балансе национальная валюта укрепляется. Однако в странах — экспортерах природных ресурсов сальдо платежного баланса может меняться быстрее, чем в развитых странах, не зависящих от экспорта минерального сырья.

Увеличение притока валюты от продажи сырья на мировых рынках по высоким ценам может сменяться его снижением, тогда предложение валюты на внутреннем рынке уменьшается, и курс может быстро падать.

Поскольку доля нефтегазовых ресурсов в экспорте России составляет 65,5%, это движение курса особенно чувствительно, и хотя он также зависит от других факторов — динамики ВВП, роста инвестиционной привлекательности и др., — основной риск всегда представляла зависимость от цен на нефть и газ.

Совет

Поэтому курс, как правило, двигался за ценой на нефть (см. рис. 1). Показатели быстрого роста ВВП на душу населения и средней заработной платы в долларовом выражении также отражают движение курса национальной валюты.

Нужно учитывать, что в условиях сохраняющейся инфляции и укрепления рубля возникает спекулятивный приток иностранных «коротких» инвестиций на фондовом рынке. Временно это приводит к дополнительному укреплению валюты, но при снижении цен на нефть курс рубля падает сильнее.

Приток валюты в виде доходов от нефтегазового экспорта в прошедшем десятилетии заметно превышал соответствующие доходы в 1990-е годы. Это существенно повлияло на динамику реального курса. Экспорт нефти, нефтепродуктов и газа в 1992 — 1999 гг. составлял в стоимостном выражении от 23 млрд до 31 млрд долл.

в год, а всего за эти годы общие поступления от их экспорта равнялись 200,6 млрд долл. Уже с 2000 г. в условиях роста цен на указанные товары экспорт превышал 50 млрд долл. в год, затем он продолжал расти и достиг 218 млрд долл. в 2007 г. Суммарный объем их экспорта за 2000—2007 гг. составил 893,5 млрд долл.

Если сравнивать два последовательных восьмилетних периода, то во втором в страну пришло в 4,5 раза больше валюты от экспорта этих товаров, чем в первом. После падения в 2009 г. до 190,7 млрд долл. в 2010 г. рост экспорта возобновился и в 2012 г. достиг рекордной отметки — 347,0 млрд долл.

Суммарные поступления от нефтегазового экспорта в 2000—2012 гг. составили 2,3 трлн долл.

В этот период курс рубля стабильно укреплялся (см. рис. 2). Под напором огромного притока валюты на российский рынок Центральный банк РФ был вынужден уменьшать свое участие в формировании курса и смириться с реальным укреплением рубля на протяжении 2000-х годов.

Средний эффективный курс в 2000—2007 гг. укрепился на 77,2%, среднегодовой курс рубля к доллару — на 123%. После девальвации в 2009 г. укрепление рубля возобновилось. В результате за 2000—2012 гг., несмотря на девальвацию 2009 г.

, средний эффективный курс укрепился на 90,1%, а среднегодовой курс рубля к доллару — на 142,6%.

Обратите внимание

Но меры Центрального банка РФ и правительства по сдерживанию укрепления рубля через покупку валюты на рынке не позволяли снизить инфляцию. Она опустилась до 9% к 2006 г., но впоследствии снова выросла и оставалась достаточно волатильной и высокой в 2010-2012 гг. (см. рис. 3).

Политика центрального банка

Из-за притока иностранной валюты по счетам текущих и капитальных операций платежного баланса, отражающих экспортные торговые операции, продажу услуг, приток инвестиций, росли валютные доходы хозяйствующих субъектов в России.

За исключением платежей последних в валюте по внешним обязательствам, этот поток направлялся на рынок для покупки необходимых рублевых средств.

Именно доходы от нефти и газа способствовали существенному росту предложения валюты на внутреннем рынке (см. табл. 1)

Таблица 1

Динамика некоторых показателей текущего счета (млрд долл.)

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006
Сальдо текущего счета 46,8 33,9 29,1 35,4 59,5 84,6 94,7
Экспорт товаров 105,0 101,9 107,3 135,9 183,2 243,8 303,6
Нефтегазовый экспорт 52,8 52,2 56,3 73,7 100,2 148,9 190,8
2007 2008 2009 2010 2011 2012
Сальдо текущего счета 77,8 103,7 49,4 71,1 98,8 81,3
Экспорт товаров 354,4 471,6 303,4 400,6 522,0 530,7
Нефтегазовый экспорт 218,6 310,1 190,7 254,0 341,8 347,0

Источник: Банк России.

В условиях сильного платежного баланса центральный банк может выбрать одну из трех стратегий: 1) невмешательство на рынке предложения валюты; 2) участие в интервенциях как по покупке иностранной валюты, так и по ее продаже; 3) валютное правление (currency board), практически сейчас не встречающееся, — эмиссия, ограниченная объемом покупки валюты. Центральный банк РФ должен был выбрать либо первую, либо вторую стратегию. Каждая из них имеет свои положительные и отрицательные стороны.

В рамках первой стратегии курс полностью следует за соотношением спроса на валюту и рублевую денежную массу и их предложения. Увеличение притока валюты в условиях благоприятной внешней конъюнктуры в отсутствие вмешательства ЦБ РФ привело бы к еще большему укреплению рубля в 2000—2008 гг.

В этом случае всю предложенную на рынке валюту приобретают хозяйствующие субъекты для осуществления внешних платежей.

Тогда она ушла бы из страны в виде оплаты текущего импорта, услуг и оттока инвестиций, и все операции по притоку валюты в страну и оттоку из нее были бы полностью сбалансированными.

Основное негативное последствие такой политики заключается в том, что импортные товары дешевеют и импорт растет3.

Российскому потребителю становится все доступнее импортная продукция, которая начинает создавать серьезную конкуренцию отечественным товарам, поскольку внутренние производители не могут так быстро сокращать издержки и снижать цену вслед за импортными товарами. Экспортерам, наоборот, становится труднее продать свои товары.

Проявляется так называемый эффект «голландской болезни». Это главная опасность данной стратегии. Положение некоторых отраслей обрабатывающего сектора или сельского хозяйства и раньше ухудшалось из-за наплыва импортных товаров.

Важно

Снижение барьеров для импортных товаров примерно на 50% было обусловлено ростом реального эффективного курса, что существенно превышает соответствующий эффект в результате вступления России в ВТО. Поэтому манипулирование курсом в современной экономической политике различных стран считают более эффективным методом повышения конкурентоспособности отечественных товаров, чем установление протекционистских барьеров (это сейчас называют «валютными войнами»).

В то же время у данной стратегии есть важное преимущество — Центральный банк РФ не эмитирует рублевую денежную массу в связи с покупкой валюты. Другими словами, основной источник монетарной инфляции при сильном платежном балансе отсутствует. Подобную стратегию рекомендовали России на протяжении 2000—2008 гг. эксперты МВФ.

На встрече министров финансов и управляющих центральными банками стран «Группы 20» (G20) в Москве 16 февраля 2003 г.

было заявлено: «Мы подтверждаем свою приверженность более быстрому движению в направлении рыночных систем обменных курсов и гибкому обменному курсу, которые отражали бы фундаментальные экономические показатели, позволяли избегать постоянной несбалансированности обменных курсов… Мы воздержимся от конкурентной девальвации валют…»4.

Именно к такой стратегии переходит Центральный банк РФ5. Впоследствии он должен практически отказаться от покупки валюты и не наращивать ЗВР. В таком случае при невмешательстве ЦБ в процесс курсообразования для достижения целевых показателей инфляции правительству придется проводить более жесткую финансовую политику.

Чтобы сдерживать укрепление валюты в условиях сильного платежного баланса, ЦБ должен придерживаться второй стратегии, что и наблюдалось в России в последние 12 лет.

Тем самым допускалась значительная дополнительная денежная эмиссия на внутреннем рынке и не удавалось справиться с монетарной инфляцией (рис. 3). В результате покупки ЦБ валюты и сформировались нынешние ЗВР.

Очевидно, что рубль укрепился в меньшей степени, чем в случае отказа Банка России от покупки валютных ресурсов на рынке.

Источник: http://institutiones.com/general/2211-vliyanie-doxodov-ot-eksporta-neftegazovyx-resursov-na-denezhno-kreditnuyu-politiku-rossii.html

Нефтяная зависимость России: возможность или угроза для развития национальной экономики? (Козлова Е.Е., Удальцова Н.Л., 2017)

Введение

Широко известно, что со времен формирования рыночной экономической модели в России российскую экономику относят к сырьевой модели, которая построена в основном на добыче и экспорте природных ресурсов и полезных ископаемых.

Данная модель часто подвергается критике с экономической точки зрения, поскольку расходование полезных природных ресурсов является по своей сути нерациональным при рассмотрении вопроса в долгосрочной перспективе.

Однако мы можем наблюдать, что такие сырьевые страны-экспортеры, как Россия, Норвегия, Канада на протяжении многих лет применяют практику диверсифицированного экспорта сырьевых ресурсов, которая способствует поддержанию стабильного уровня национальной экономики.

Совет

На основе вышеизложенной проблематики целью исследования является выявление и анализ возможностей и угроз нефтяной зависимости России, а также определение их влияния на развитие национальной российской экономики.

Небезызвестно, что Россия в эпоху современности сумела пережить «голландскую болезнь» в 2015 году.

Справиться с ней помогли два основополагающих фактора: накопленные резервы в период высокой цены на углеводороды и относительно большая степень либерализованности экономических отношений в стране, то есть созданные предприятиями резервы и основные фонды, а также установленный баланс спроса и предложения на рынках препятствовали экономическому краху страны и помогли преодолеть «нефтяной шок» 2015 года.

Также очевидно, что курсовая стоимость российского рубля находится в глубокой зависимости от мировых цен на нефть и нефтепродукты, что влечет за собой появление таких проблем, как снижение реальных доходов населения, снижение темпов роста ВВП, рост инфляции и общей экономической нестабильности [7] (Kutuzova A.O., 2017).

Поэтому ключевой задачей 2016 года стала остановка экономического спада посредством обеспечения устойчивого бюджета и установления стабильной системы налогообложения, а также снижение зависимости экономики России от цен на углеводороды, в частности, на нефть, поскольку зависимость от последних уже дважды за период новейшей истории негативно сказывалась на экономической ситуации в России.

В 2017 году мы можем наблюдать выполнение вышеописанной задачи. Так, в 2014 году доходы от нефтяной отрасли в составе всех доходов бюджета Российской Федерации занимали 51,3 %, в 2017 году данный показатель составил всего лишь 39 %.

Стоит отметить, что общие доходы федерального бюджета страны с 2014 года по 2017 год возросли на 0,5 % к уровню валового внутреннего продукта (ВВП), а в планах верхнего эшелона власти стоит задача по снижению нефтегазового дефицита бюджета с 8,5 % до 5,9 % ВВП к 2019 году [1].

Таким образом, возникает вопрос: какое значение имеет нефть в составе национальной экономики России – это одна из эффективных отраслей страны, с помощью которой происходит пополнение государственного бюджета или же потенциальная угроза причины очередного экономического кризиса в перспективе?

Обратите внимание

Очевидно, что само по себе слово «зависимость» вызывает негатив, но, по мнению многих экспертов, зависимость России от экспорта нефти сильно преувеличена и данные о ней несут в себе только деструктивный и дезинформирующий характер.

Ведь доходы от добычи природных полезных ресурсов можно косвенно рассматривать за счет использования мультипликативного эффекта как возможность для развития других основных отраслей страны, таких как сельское хозяйство, металлургия, обрабатывающая промышленность и так далее.

В доказательство положительного влияния нефтяной зависимости на динамику развития национальной экономики можно привести аргумент, что основой любой прочной и стабильной экономики является энергетика, которая, в свою очередь, неразрывно связана с потреблением природных сырьевых ресурсов.

Процесс добычи последних требует постоянного внедрения результатов научно-технического прогресса, усовершенствования технологий производства переработки, а также модернизации деятельности по транспортировке и реализации продуктов нефтепереработки в связи с тем, что добыча нефти является весьма высокотехнологичной и развивающейся отраслью. Отметим, что Россия входит в список стран, которые располагают индивидуальными технологиями и методами во всех протекающих бизнес- процессах нефтяной отрасли, что позволяет говорить о нефтяной индустрии как о движущей силе развития внутренней и внешней торговли для России.

Стоит сказать о развитии альтернативных источников энергии, которые по факту являются угрозой замещения природных сырьевых ресурсов.

Но на сегодняшний день солнечная, ветряная энергия недостаточно эффективны для внедрения в крупномасштабное производство, и государство не может идти на риски, связанные с нестабильностью работы и дороговизной вышеописанных источников.

Также нельзя не отметить разработку добычи сланцевой нефти, которая является альтернативой для традиционной.

Но необходимо учесть тот факт, что себестоимость добычи сланцевой нефти значительно превышает себестоимость добычи традиционной нефти, что делает сланцевую более затратной и менее привлекательной для инвестирования. Также многие международные нефтяные компании, такие как BP, Shell, Exxon Mobil, дистанцируются от добычи сланцевой нефти, что еще раз подтверждает важность добычи традиционной нефти и необходимость в развитии нефтяной отрасли в целом [2] (Koryagin V., 2014).

Финансовое состояние России в общем и в целом зависит от нефтяной промышленности, так как основным структурно-образующим элементом национальной российской экономики является топливно-энергетический комплекс [6] (Kankia A.G., 2015).

Но поскольку Россия является важным игроком на мировом нефтяном рынке, она также зависит и от общей конъюнктуры, которая может сложиться неблагоприятно, как, например, в 2014 году, когда цены на нефть и продукты нефтепереработки упали за период 2014–2016 года в 2 раза, что сильно ударило по российской экономике в целом. Безусловно, можно утверждать, что волатильность российского рубля напрямую зависит от волатильности официального курса нефтяных котировок, и в кризисные годы данная зависимость усиливается, что приводит экономику России в состояние нестабильного положения на мировом рынке [5] (Parfenov A.A., 2016).

Важно

Для предотвращения подобных ситуаций в перспективе Россия взяла курс на сокращение доли экспорта нефти в составе ВВП страны путем повышения пошлины на экспорт нефти на 9,3 % с 1 ноября 2017 года. Кроме этого, можно наблюдать общую тенденцию сокращения экспорта сырой нефти и нефтепродуктов в Российской Федерации (табл.).

Таблица

Объем экспорта нефти и нефтепродуктов

Год Экспорт сырой нефти(млрд $) Экспорт нефтепродуктов(млрд $)
2010 135,80 70,47
2011 181,81 95,71
2012 180,93 103,62
2013 173,67 109,41
2014 153,89 115,81
2015 89,59 67,45
2016 73,71 46,11

Источник: [3].

Также отметим, что Россия стремится осуществить плавный переход от экспорта сырой нефти к, преимущественно, экспорту переработанной нефти и ее нефтепродуктов, поскольку экспорт последних не только существенно прибыльней для страны, но и благоприятно сказывается на инновационном и технологическом развитии отрасли в целом.

В доказательство реализации вышеописанной стратегии можно привести тот факт, что за период 2015–2016 года было введено в эксплуатацию 23 нефтеперерабатывающих завода (НПЗ), а также увеличена глубина переработки нефти на основных заводах по нефтепереработке в России до 75 %, что существенно повышает качество и конкурентоспособность отечественных нефтепродуктов на мировых рынках [10].

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод о том, что экспорт углеводородов, в частности нефти в России, нельзя назвать острой угрозой для развития национальной экономики страны в целом, поскольку одним из преимуществ российской экономики является обладание полиресурсной природной базой, что является абсолютной возможностью для России и позволяет ей быть конкурентоспособным участником одновременно всех экспортно-сырьевых международных рынков за счет диверсификации экспортируемой продукции, которая, в свою очередь, снижает риски появления экономической нестабильности. Безусловно, обладание обширной базой природных ресурсов не препятствует России достигать высокого уровня технологического развития, а также развитию инновационной и инвестиционной активности, а наоборот, стимулирует к достижению высокого уровня благосостояния в целом.

Кроме того, рекомендуется переориентация нефтяной отрасли преимущественно на внутренние рынки, а также увеличение инвестирования в инновационную техническую составляющую нефтяной отрасли для улучшения качества добываемого сырья. Также необходимо отметить важность усиления контроля за энергетической безопасностью российской нефтяной отрасли с целью упрочения конкурентных позиций России на мировом нефтяном рынке.

Источник: https://creativeconomy.ru/lib/38647

Проблемы и перспективы российского экспорта нефти – международный студенческий научный вестник (электронный научный журнал)

1Федоров Е.С. 1В данной статье рассмотрены основные проблемы и перспективы российского экспорта нефти, а также возможные пути повышения эффективности экспортной деятельности нашей страны.

Актуальность данной темы имеет важное значение в современных условиях и сложившейся ситуации как на мировом рынке так и на политической арене, ввиду нынешней ситуации с низкой ценой на нефть, слабыми позициями рубля и санкций в отношении России.

Наша страна обладает богатыми запасами природных ресурсов и казалось бы это должно способствовать лишь ускоренному развитию, но нет, сильная зависимость экономики страны от цен на нефть несет множество проблем, если не решить которые страна так никогда и не выберется из числа развивающихся стран.1.

Газета ведомости: Статья Алены Махневой “Газ подешевел”: [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2016/05/04/639842-gaz-podeshevel2. Жилина Л.Н. Особенности развития приграничного сотрудничества России и Китая / Л.Н. Жилина // Азимут научных исследований: экономика и управление. – 2016. Т. 5.- № 4 (17).

– С. 159-163.3. Онлайн нефтяной каталог: Российские нефтяные компании: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.oilcatalog.ru/stat/rusnaftyankomp.html4. Сайт РИА новости: Мировой финансовый кризис 2008 года и последствия для России: [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ria.ru/spravka/20130816/956672411.html5. Строганов А.О.

Совет

Российско-китайское сотрудничество в области энергетики // А.О. Строганов // Фундаментальные исследования. – 2016. – № 11-5. – С. 1066-1071.6. Центральный банк Российской Федерации: Статистика внешнего сектора: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.cbr.ru/statistics/?PrtId=svs

Введение

Актуальность вопроса, выбранного для исследования связана напрямую со специализацией России в сфере международной торговли. Россия обладает богатейшими запасами природных ресурсов, которые составляют основу хозяйства страны и определяют сырьевую направленность экономики.

Также наличие обильных запасов природных ресурсов является финансовой основой для совершенствования экономики и увеличения производства внутри страны.

От запасов и грамотного использования природных ресурсов напрямую зависят темпы экономического роста страны, роль и вовлеченность в международное разделение труда, успешное развитие внешнеэкономических связей и социальная стабильность населения.

Исследования данного вопроса связано с поиском перспективных на данный момент партнеров для торговли, способов улучшения регулирования внутреннего использования и поиском путей решения проблем, связанных с сырьевой направленностью внешнеэкономической торговли страны.

Россия обладает богатейшими запасами природных ресурсов, на сегодняшний день занимает первое место в мире по добыче нефти, а именно 10 млн. бар. в сутки.

На рисунке 1 показаны 10 ведущих стран по добыче нефти.

Рисунок 1

На сегодняшний день и в обозримом будущем нефть остается основным российским экспортируемым товаром, по данным на 2016 год экспорт сырой нефти составил 255 млн. т.

(236 в страны дальнего зарубежья и 19 в страны СНГ), или 74 млрд. долл. в денежном выражении, что составляет 26% от всего экспорта страны по состоянию на 2016 год.

Под контролем России находится около 15% мирового нефтяного рынка и 7 крупнейших месторождений [6].

Обратите внимание

На сегодняшний день нефть является самым перспективным и конкурентоспособным видом сырья, это связано с постоянным высоким спросом и относительно высокой, хоть и не всегда стабильной ценой.

На графике показана динамика изменения цены на нефть в период с 2008 по начало 2017 года.

Как видно из графика в периоды кризисов цена на нефть существенно падает так в 2008-2010 годах цена на нефть снизилась с 134 долл. за бар. до 46 долл. за бар., однако в следующие пару лет цена стабилизировалась и снова выросла до 115 долл. за бар.

в 2012 году, аналогичная ситуация произошла и в 2014-2016 годах-падение цены до 33 долл. за бар., правда более плавное и последующее, постепенное повышение и стабилизация цены, по прогнозам специалистов цена будет держаться на уровне 50 долл. за бар.

В течении нескольких лет, однако есть предпосылки и к повышению стоимости нефти со временем [1].

Огромное количество компаний пытается занять достойную позицию на рынке добычи нефти, несмотря на это существует лишь несколько крупнейших компаний по добыче нефти в России. В таблице 1 представлены 8 крупнейших компаний по добыче и переработке нефти России из них четыре компании принадлежат государству и четыре частным инвесторам.

Таблица 1

8 крупнейших компаний по добыче и переработке нефти России [3]

Нефтяная компания Основной акционер Добыча нефти, млн т./год Переработка нефти, млн т./год
ОАО НК «Роснефть» государство 350 84,9
ОАО «ЛУКОЙЛ» частная 110 44,3
ОАО «Сургутнефтегаз» частная 68 21,24
ООО «Газпромнефть» государство 55 33,8
ОАО «Татнефть» частная 33 0,287
ОАО НГК «Славнефть» государство 26 22,9
ОАО АНК «Башнефть» государство 18 24,1
ОАО НК «РуссНефть» частная 15 6,6

Основная проблема как российской нефтяной промышленности, так и экономики в целом-сильная зависимость от мировых цен на нефть, доля нефти в экспорте страны очень велика и от выручки от продажи нефти напрямую зависят средства, которые будут потрачены на модернизацию и обновление производства.

Очень хорошо заметно это в период кризиса 2008-2010 года, когда упала цена на нефть в следствии чего сократились мероприятия по разведке новых месторождений, модернизации и постройке новых производственных мощностей. Некоторые компании перестали заключать контракты на долгосрочной основе.

Другая, не менее важная проблема, это дефицит инвестиций, отсутствие необходимых объемов инвестирования серьезно тормозить развитие нефтяной отрасли в России.

Важно

Все мероприятия такие как поиск и разработка новых месторождений, бурение скважин, постройка насосов, транспортировка, требуют немалых вложений [4].

Сегодня одним из перспективных направлений является разработка новых месторождений так как запасы нефти с каждым годом все больше истощаются, также не стоит забывать и совершенствовании технологий добычи и переработки нефти. Благодаря новым технологиям можно повысить качество продукции, снизить количество отходов, увеличить процент конечного продукта в структуре экспорта нефтепродуктов.

В качестве путей повышения эффективности Российской нефтедобывающей отрасли можно предложить следующие действия:

1) Обеспечить расширенное воспроизводство сырьевой базы нефтедобывающих и газодобывающих секторов, более рациональное использование разведанных запасов углеводородов.

Настало время внести ясность в уровень обеспеченности страны нефтяными ресурсами, произвести компетентную оценку промышленных извлекаемых запасов нефти в тесной привязке к уровню мировых цен на нее, обеспечив надежную сопоставимость этих показателей с данными по другим странам на базе общепринятых в мировой практике критериев [5,2];

2) Последовательно реализовывать программы ресурсоснабжения и энергоснабжения, сокращения потерь на всех стадиях технологического процесса при подготовке запасов, добыче, транспортировке, что должно позитивно сказаться на повышении международной конкурентоспособности отечественного топливно-энергетического комплекса;

3) Обеспечить развитие транспортной инфраструктуры по энергоносителям с целью повышения эффективности диверсификации поставок на внешний рынок по направлениям, способам и маршрутам;

4) Осуществить разработку и реализацию конкретного механизма создания государственных резервных запасов нефти, в которые уходило бы избыточное количество нефти в периоды превышения предложения над спросом и низких мировых цен на нее, и, наоборот, использование сформированного при низких ценах экспортного фонда в периоды благоприятной конъюнктуры на мировом нефтяном рынке;

Совет

5) Усилить государственную поддержку участия российских компаний в международных энергетических проектах за рубежом, имеющих стратегическое значение с позиций государственных интересов России и экономически привлекательных для корпоративного сектора. Добиваться присутствия российских энергетических компаний в энергодобывающих странах, их участия в производственных, транспортных и сбытовых структурах за рубежом;

6) Ускорить формирование стабильной, рассчитанной на достижение стратегического результата целостной системы законодательных актов в сфере добычи и использования топливно-энергетических ресурсов в виде Энергетического кодекса России; добычу нефти и других энергоресурсов необходимо регулировать отдельным законодательством о недрах и недропользовании [5,2];

7) Разработать правовые основы механизма взаимоотношений государства с недропользователем: закрепление взаимных обязательств, ответственности и финансовых гарантий государства и недропользователя на весь срок разработки нефтяных месторождений, исключающих их неэффективное использование и выборочную отработку наиболее доступных ресурсов;

8) Ввести принцип диверсификации налоговой нагрузки для недропользователей, работающих на месторождениях углеводородов с отличающимися горно-геологическими, географическими, экономическими и другими условиями их разработки более доступных ресурсов [5,2];

9) Отказаться от унаследованного от советского периода экспорта энергоносителей по ценам ниже мировых и перейти к общепринятым в мировой практике экономическим моделям поведения на мировом энергетическом рынке, ибо только в этом случае можно строить деловые отношения на прочной, стабильной, взаимовыгодной основе и не создавать потенциала для будущих конфликтов.

Заключение

Дальнейшее укрепление позиций России на мировых рынках энергоносителей будет иметь большое политическое и экономическое значение.

Благодаря этому вырастет авторитет и политический вес России на мировой арене, углубится и примет конкретные формы ее участие в международном разделении труда, возрастет экономический потенциал страны, повысится конкурентоспособность отечественной экономики, ее экономическая и энергетическая безопасность.

В заключении хочется сказать, что Россия-это страна с огромным потенциалом к развитию и при должном внимании и правильном руководстве нефтеперерабатывающая отрасль страны и ее экономика могут стать если не сильнейшими, то явно занять место в числе лидеров.

Библиографическая ссылка

Федоров Е.С. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИЙСКОГО ЭКСПОРТА НЕФТИ // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 3.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=17227 (дата обращения: 19.03.2019).

Источник: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17227

Нефтяная отрасль и инвестиционная рента: трудные дилеммы ближайшего будущего

© Александр Малышев / Фотобанк Лори

Решение ОПЕК о сокращении добычи нефти вызвало значительные повышательные колебания цены на нефть и возродило иллюзию восстановления привычной для России (да и для целого ряда других стран) модели роста потребления за счет нефтегазовой ренты.

Однако колебания ценовой конъюнктуры начала марта сформировали в целом скептический настрой относительно возможности дальнейшего роста цен. Правда, видимо, в прошлом остались и сверхнизкие цены на нефть: вероятность падения цены до уровня в 20 долларов сейчас низка в том числе и потому, что в целом спрос на углеводороды растет.

Однако принципиально то, что возможность получения «сверхренты» на рынке сырой нефти, вероятно, также осталась в прошлом.

Другая важная тенденция, определяющая ситуацию: цены на нефть сейчас управляются не практическими рисками, а некими ожиданиями. Конечно, ожидания всегда были фактором в развитии цен на нефть, но никогда раньше они не имели веса большего, чем реально существующие обстоятельства и риски.

Обратите внимание

Это отражает сложившуюся в последнее десятилетие неблагоприятную ситуацию нарастающей спекулятивности рынка нефти.

Вопрос в том, что «нефть» как глобальная экономическая категория – это не только сырье и не только биржевой товар, «бумажная» версия которого уже давно оторвалась от реальности, но и полноценный инвестиционный процесс, который подчиняется законам именно инвестиционного пространства.

Россия, обладая значительными возможностями влиять на рынок «реальной», товарной нефти, более того, – пользуясь этими возможностями, не обладает способностью управлять процессами в сфере «бумажной» нефти. И появление такого потенциала в обозримой перспективе маловероятно, если только на финансовом рынке не возникнет некий глобальный форс-мажор, который сломает существующую систему спекуляций.

Увы, но сегодня нефть не может рассматриваться в качестве устойчивого источника инвестиционных ресурсов и стабилизации уровня потребления.

Придется согласиться с либеральными экономистами, которые возражали против включения доходов от высоких цен на нефть в бюджет и планирования на этой основе каких-либо долгосрочных изменений в российской экономике.

Это было рискованно и в начале «десятых» годов XXI века, тем более это рискованно сейчас. Следует признать, что постановка в основу бюджетного планирования заниженных цен на нефть была правильным решением.

Внутри нефтяной отрасли традиционно сосуществуют разнонаправленные инвестиционные тенденции. Ключевым вопросом будет локализация инвестиционного вектора и повышение управляемости инвестиционных процессов – в том числе, через выбор инвестиционных приоритетов, на которые будет расходоваться нефтяная рента.

Система приоритетов должна, конечно, контролироваться государством, но при этом – быть предметом консенсуса с ответственной частью бизнеса. Такое взаимодействие, к слову, могло бы вывести отношения бизнеса и власти на существенно иной уровень, нежели сейчас.

Участие в проектах по управляемому и согласованному распределению инвестиционной ренты от доходов на нефть могло бы стать основной и наиболее понятной обществу и отрасли формой неизбежного «социального обременения» и «точкой сборки» нового консенсуса власти и ключевых сырьевиков.

 В конечном счете, если государство подстраивается под интересы сырьевиков (прежде всего, нефтяников) в таких фундаментальных вопросах, как курс рубля, то и они не могут ограничивать свое взаимодействие с государством и обществом стандартными формулами о создании рабочих мест и уплате налогов.

Другой вопрос, что взаимодействие сырьевиков и власти должно носить взаимовыгодный и коммерчески наполненный характер. Сегодняшняя экономическая конъюнктура такие возможности объективно дает.

Важно

В целом попытка извлечения нефтяной ренты только за счет налоговых решений будет деструктивной. Необходим иной механизм извлечения и управляемого реинвестирования нефтяной ренты, который бы воспринимался всеми участниками системы как справедливый, разумный. 

Ключевая проблема нового механизма изъятия и  реинвестирования сырьевой ренты заключается в необходимости использовать внеэкономические инструменты. То есть государству придется идти на политические непростые решения. С точки зрения инвестиционного потенциала доходов от нефти, видятся четыре направления расширения «окна возможностей» в нефтяной отрасли:

  • Создание на тендерной основе государственного резерва нефти и нефтепродуктов, который мог бы стать не столько «стратегическим кризисным запасом», хотя и эту функцию отрицать полностью не стоит, а стратегическим государственным инвестиционным ресурсом, который в современных условиях может оказаться несколько надежнее (особенно с точки зрения политических рисков) иных вложений в ценные бумаги некоторых государств.
  • Создание системы портфельного инвестирования для нефтяных компаний. Конвертация средств нефтяных компаний в проектные облигации с особым режимом обращения, причем по относительно небольшому объему проектов. Во всяком случае, стоило бы исключить ситуацию, когда даже нестабильная нефтяная рента оседала бы в крупнейших банках, которые фактически неэффективно выполняют свою функцию по кредитованию реального сектора экономики.
  • Частичная демонополизация внутреннего рынка нефти и нефтепродуктов, возможность к чему открывает наличие целого ряда относительно истощенных месторождений, сокращающих рентабельность добычи в крупных компаниях. Такие производства логично будут постепенно уходить, уступая место малым компаниям. Задача государства сделать этот процесс планомерным и предотвратить неконтролируемый (нелегальный или демпинговый) экспорт нефти, канализируя конкуренцию с внешнего на внутренний рынок.
  • Введение особого инвестиционного налога на деятельность в России предприятий по нефтедобыче (но не нефтепереработке) с доминирующим иностранным участием. В отличие от российских компаний, для которых участие в проектах по реинвестированию «нефтяной ренты» может быть и «добровольным», по «убеждению», в отношении иностранных компаний изъятие части инвестиционной ренты, например, в форме автоматической покупки инвестиционных облигаций, должно стать обязательным. Опыт нефтедобывающих стран Ближнего Востока – тех же ОАЭ – мог бы быть весьма полезен.

Естественно, могут быть и другие варианты реструктурирования отрасли.

Очевидно также, что России необходима программа по деофшоризации иностранного бизнеса, действующего в стране, и начинать стоило бы с нефтяного бизнеса и нефтесервисных компаний.

Необходимо не абстрактное «слезание с нефтяной иглы», а реструктуризация отрасли. Не стоит нацеливаться на форсированное быстрое развитие мощностей по нефтепереработке и сокращение экспорта сырой нефти.

Это не всегда целесообразно с экономической точки зрения. Но задачу убрать существенную часть российской сырой нефти низкого качества с мирового рыка, безусловно, следует рассматривать как ключевую.

Для российской экономики большой проблемой стала незавершенность «нефтехимической революции Костандова».

Современная Россия, конечно, обладает значительным потенциалом нефтехимической и химической промышленности, однако он требует модернизации в соответствии с новыми задачами и условиями глобальной экономики.

На повестке дня в России, да и в других странах постсоветского пространства, стоит новая нефтехимическая революция, которая не может быть осуществлена в отрыве от глобальных тенденций и глобальных инвестиционных процессов.

И потому относительная открытость отрасли добычи и переработки углеводородов, во всяком случае, в ближайшее время, неизбежна.

Но эта тема станет актуальной, только если будет решен принципиальный вопрос о механизмах аккумулирования и экономически эффективного инвестирования нефтяной ренты.

Источник: https://www.if24.ru/neftyanaya-otrasl-i-investitsionnaya-renta/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector