Как происходит взаимодействие бизнеса и государства в россии

Актуальные проблемы взаимодействия бизнеса и власти в России

Современная рыночная экономика представляет собой своеобразный механизм взаимодействия органов законодательной и исполнительной власти с бизнес-сообществом.

Свое реальное воплощение это взаимодействие находит в единстве многообразия различных форм и направлений: создание непосредственно инфраструктуры экономической системы; обеспечение благоприятных условий эффективного функционирования экономики; формирование и реализация промышленной политики; размещение государственных и муниципальных заказов; институционализация лоббистской деятельности структур бизнеса; институциональное оформление корпоративного сектора и т.д.

Возрастание значимости и актуальности взаимодействия государственной власти и бизнеса приобретает в периоды радикальных социально-экономических изменений.

Обратите внимание

Институциональные преобразования относятся к фундаментальным реформам экономической, политической и социальной жизни российского общества, со всей определенностью, акцентируя внимание на необходимости коренного пересмотра природы властных отношений в отечественном обществе, роли и места властных структур в организации конструктивного диалога с субъектами бизнеса. Однако, в настоящее время, в отечественной экономике практика такого рода институционализированного (узаконенного) взаимодействия и разрешения, возникающих перед властью и бизнесом проблем находится в процессе своего становления. Это в значительной мере сдерживает формирование эффективного механизма их взаимообусловленного сотрудничества.

В современной России сформировалась специфическая модель взаимоотношений власти и бизнеса, определяемая в первую очередь особенностями государственной политики в данной сфере и характером функционирования основных административно-политических институтов страны.

Во многом поведение государства в отношении частных компаний зависит от конкретных политических интересов, а не от потребностей экономического развития.

Существенную роль играет обеспечение интересов отдельных групп политической и экономической элиты, для которых используются неформальные механизмы влияния и давления, включая и коррупционные связи бизнеса с административным аппаратом.

Очевидно сохранение приоритетных позиций в системе отношений власти и капитала за крупным бизнесом, тесно интегрированным с политической элитой страны. Сложившаяся ситуация ставит российское государство перед неизбежностью перспективы дальнейшей олигархизации, все более тесного слияния крупного бизнеса и власти при отсутствии реальных успехов в модернизации отечественной экономики.

Немало важным аспектом является то, что ресурсы госрегулирова- ния развития экономики в современной России используются неэффективно.

Основными причинами такой неэффективности являются: слабая развитость рыночных отношений и политической системы демократического типа, фактическое отсутствие правового государства, подмена политических ресурсов административными, отчужденность бюрократического аппарата от нужд общества, высокая криминализация общественных отношений, несовершенство законодательной базы, противоречивое использование ресурсов федеральной и региональной властей, противоречивые аспекты духовной культуры и другие.

Политические и общественные организации в нашей стране, на словах, признают значение развития экономики и бизнеса в решении социальных и общественных проблем. Однако, на практике все эти организации отстаивают только собственные интересы или выражают интересы власти, при этом зачастую ущемляя интересы бизнеса.

Важно

Одной из причин становления такой неэффективной системы взаимоотношений власти, общества и бизнеса является зависимость от власти политических (негосударственных) институтов и институтов гражданского общества в нашей стране. Отсутствие самостоятельности не позволяет этим институтам проводить иную, отличную от государственной, политическую и общественную линию.

По сути, вся деятельность этих институтов сводится к обеспечению лояльности бизнеса к власти.

В области отношения крупного бизнеса к среднему и малому бизнесу проявляется отсутствие заинтересованности со стороны первого в развитии второго и третьего.

Причиной этому служит нежелание крупных предприятий заниматься инновационной деятельностью, так как большинство из них занимает монопольное положение в сфере использования природных ресурсов или, как государственные корпорации, пользуется надежной финансовой поддержкой со стороны власти. Результатом подобного отношения стало неэффективное взаимодействие малого и среднего бизнеса с крупным бизнесом в России.

Малое и среднее предпринимательство в современных условиях выступает в качестве фундамента рыночной экономики, генератора инновационных идей и технологий, что и объясняет потребность общества в стимулировании их развития, включая и создание надлежащих условий со стороны государства.

Для современной России характерен низкий уровень развития малого и среднего бизнеса, что связано с непрорабо- танностью государственной политики в данной сфере, многочисленными барьерами при регистрации и функционировании малых и средних предприятий, выстраиваемыми административными структурами или их отдельными коррумпированными представителями, преследующими собственные интересы. Сфера малого и среднего предпринимательства нуждается в качественной оптимизации и увеличении количества малых и средних фирм и предприятий, а также индивидуальных предпринимателей. Реализация этой цели зависит не только от улучшения государственной политики в сфере экономики, включая и соответствующие коррективы в нормативно-законодательной базе, но и от изменения в характере функционирования административных институтов.

Оптимизация взаимоотношений между властью и бизнесом в современной России возможна лишь в случае выработки такой стратегии взаимодействия, которая бы в наиболее оптимальной степени учитывала как экономические интересы и потребности социально-экономической модернизации страны, так и социокультурную составляющую.

Специфика исторического развития страны и особенности системы ценностей россиян актуализируют модель «сильного государства», регулирующего отношения в экономической сфере и контролирующего ключевые отрасли экономики, обладающие стратегическим значением для страны.

Совет

Вместе с тем государству следует оказывать более существенную поддержку как крупным компаниям в международном масштабе, так и малому и среднему предпринимательству в масштабах страны.

Успех совершенствования системы взаимоотношений и сотрудничества между бизнесом и властными структурами зависит и от создания соответствующих механизмов и институтов взаимодействия предпринимателей и государства, в частности, от институционализации лоббизма и консолидации предпринимателей в объединения, способные к активному позиционированию на федеральном и региональном уровнях, к реальной защите прав и интересов предпринимателей. Только развитие партнерских отношений власти и бизнеса может явиться в настоящее время гарантией дальнейшей модернизации российской экономики и повышения общего уровня демократии в стране.

П. В. Кашинская, А П. Анкудинова Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)

Конкурентоспособность территорий.

Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 4. Направления: 6. Правовые аспекты развития экономики, 8.

Формирование и развитие финансовой и налоговой политики, 20. Бизнес и власть: модернизация отношений, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012

Количество показов: 11606

Источник: http://arbir.ru/articles/a_3569.htm

Взаимодействие органов власти с предприятиями малого бизнеса: анализ проблем и путей их решения



Актуальность рассматриваемой темы высока, так как именно малый бизнес может повысить эффективность отечественной экономики. Малый бизнес формирует основу для развития совершенствования больших предприятий, является, в большинстве своем, обслуживающим звеном. Вследствие этого необходим открытый, честный и взаимовыгодный диалог между властями и малым бизнесом.

1 Характерные черты взаимодействия предприятий малого бизнеса и с органами власти в РФ

Развитие бизнеса — одно из ключевых условий роста эффективности современной отечественной экономики. А сама экономика должна быть своеобразным механизмом взаимодействия органов власти с малым бизнесом. Необходимо, чтобы это взаимодействие развивалось в оптимальных для нынешней экономики формах и направлениях [2, с. 36]:

‒ формирование непосредственно инфраструктуры экономической системы, создание и поддержание оптимальных условий для эффективного развития экономики;

‒ размещение государственных и муниципальных заказов;

‒ институциональное оформление корпоративного сектора и т. д.

Обратите внимание

Взаимодействие малого бизнеса и органов власти — система партнерства органов государственной власти и местного самоуправления, профсоюзов, организаций работодателей и бизнес-структур в рамках регулирования социально-экономических проблем.

Теоретическая концепция механизма этого взаимодействия и сотрудничества подразумевает такую его трактовку.

Это все формы среднесрочного и долгосрочного взаимодействия органов власти и малого бизнеса с целью решить общественно существенные задачи на выгодных для всех условиях.

Систему представительства интересов малого бизнеса в органах власти надо сделать гибкой и многоуровневой. Вместе с тем подобного рода система даст возможность свести к минимуму возможности их соединения и выстраивать взаимоотношения на цивилизованной основе.

На сегодняшний день динамику пути взаимодействия органов власти и малого бизнеса стало определять, в первую очередь, общество, для которого необходимо, чтобы бизнес скорректировался и не был больше частью проблемных мест государства, а стал обязательным компонентом их решения.

То есть, отечественному малому бизнесу надо постепенно уходить к новой модели самоорганизации при общении с органами власти, обеспечивая вместе с государством, в первую очередь, социальную опору населения.

Становление экономического порядка, что обеспечивает условия эффективного функционирования бизнеса, в существенной мере находится в зависимости от нормативно-правовых актов, что обеспечивают его работу.

Основные документы, на основании которых выстраивается взаимодействие органов власти и малого бизнеса, это [6]:

‒ Конституция Российской Федерации;

‒ Гражданский Кодекс РФ;

‒ Указы Президента РФ.

Важно

Власти также разработали несколько законопроектов, которые направлены на поддержку малого и среднего бизнеса.

Важная веха — написание и утверждение закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (2007 г.

), где прописаны характеристики субъектов малого и среднего предпринимательства, указаны ключевые цели и принципы политики государства по отношению их развития и механизмы взаимодействия власти с ними.

Существующая модель взаимодействия органов власти и малого бизнеса — это три обособленные зоны их взаимодействия: белая, черная, серая. Белая зона опирается на формирование общих для всех представителей малого бизнеса правил игры и обязательности их выполнения.

Черная и серая зоны подразумевают формирование льготных режимов для малого бизнеса и избирательное манипулирование санкциями со стороны органов власти. Отношения черной зоны опираются на личные корыстные интересы чиновников, а инструмент их достижения — взятка.

Отношения серой зоны выстраиваются на интересах реализации властью личных публичных функций и заинтересованности в развитии /выживании территории.

Сегодня характерные черты взаимодействия органов власти и малого бизнеса связаны с последствиями мирового финансового и экономического кризиса, что обострил ситуацию как в экономической, так и в социальной сфере развития территориальных систем в качестве таких проявлений, как потеря работы жителями страны, падение уровня оплаты труда и, как результат, снижение общего уровня жизни населения.

Ниже рассмотрим органы власти, которые могул оказывать влияние на деятельность малого бизнеса [3, с. 29].

Таблица 1

Органы власти, от которых зависит текущая деятельность бизнеса

Название органа власти Функции
Федеральная налоговая служба Контроль и надзор за выполнением законодательства страны в области налогов и сборов
регистрация открытия, реорганизации и ликвидации юридических лиц; ведение и внесение правок в ЕГРЮЛ, ЕГРИП и ЕГРН.
Федеральная служба по труду и занятости Государственный надзор и контроль за выполнением законодательства о труде и прочих нормативных правовых актов, что содержат нормы трудового права.
МЧС РФ Реализует надзор за выполнением организациями и гражданами установленных требований по гражданской обороне и пожарной безопасности.
Федеральная антимонопольная служба Контроль за реализацией антимонопольного законодательства, законодательства в области рекламы, а также контроль в области размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд государства.
Арбитражные суды Разрешение споров в сфере экономической деятельности.
Суды общей юрисдикции Разрешение административных, гражданских и трудовых споров, обжалование действий должностных лиц.
Прокуратура РФ Реализация надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, которые действуют на территории РФ, проверки, участие в изучении дел судами
Правительство субъекта РФ Проведение тендеров, конкурсов, публичных торгов, управление собственностью субъекта РФ.
Администрация муниципального образования Проведение тендеров, конкурсов, публичных торгов, управление муниципальной собственностью.
Читайте также:  Как открыть клуб с нуля: подробная инструкция

Для перевода экономики на инновационный путь развития необходим системный подход. Основное требование, чтобы у предпринимателя был заинтересованность в интеграции новаций (будь то новации в сфере управления или производства). Необходимо полное поощрение государством перехода бизнеса на внедрение инноваций.

Существующие проблемы взаимодействия бизнеса ивласти

В развитых государствах малому бизнесу отведена важная роль в социально-экономическом развитии и совершенствовании уровня благосостояния граждан, он поддерживает существенную долю валового внутреннего продукта и занятость жителей страны.

Вместе с тем малому бизнесу необходимо стимулирование и поддержка со стороны органов власти, так как в большинстве своем они не могут полностью реализовывать управленческие функции.

Совет

В первую очередь, это относится к ресурсному обеспечению в начале бизнеса и сведению к минимуму издержек на сервисные управленческие функции, например, анализ рынка, поиск контрагентов и заказов, информационное и правовое обеспечение и т. п.

Ключевая проблема взаимодействия малого бизнеса и органов власти в нашей стране заключается в том, что государству нужен бизнес в большей степени, чем бизнесу нужно государство.

Органы власти в нашей стране обращаются к бизнесу в целях сотрудничества, вместе с тем как в большинстве западных государств именно представители малого бизнеса выступают «инициаторами общих инфраструктурных проектов», а органы власти обеспечивает ему хорошую прибыльность.

Совершенствование малого бизнеса в нашей стране существенно отстает от возможностей и запросов отечественной экономики и общества. Есть существенная разница в уровне развития и системе поддержки малого предпринимательства в некоторых областях нашей страны.

Самое существенное развитие малого бизнеса отмечается там, где органы власти целенаправленно и регулярно поддерживают малый бизнес (Москва, Санкт-Петербург, Краснодарский край и др.).

Вместе с тем, в остальных областях страны малый бизнес не выступает сферой серьезного внимания со стороны органов власти.

Однако при должном уровне внимания органов власти в регионах, малый бизнес может стать надежным источником социально-экономической стабильности в регионах, решать проблемы с трудоустройством, повышать собираемость региональных и местных бюджетов, увеличить объем ВРП [4, с. 45].

Сегодня у бизнеса большое число проблем. Основные из них:

‒ несовершенство законодательства в сфере малого бизнеса, неразвитость системы налогообложения малого бизнеса;

‒ отсутствие сильной финансово-кредитной поддержки малого бизнеса;

‒ большое количество многочисленных административных барьеров;

‒ отсутствие полноценной имущественной поддержки малого бизнеса;

‒ низкая развитость системы информационной поддержки малого бизнеса;

‒ сложности с кадровом обеспечением и подготовкой специалистов для малого бизнеса;

‒ недобросовестная конкуренция в отношении малого бизнеса;

‒ отсутствие развитой системы поддержки малого бизнеса в целом со стороны государства.

Основная проблема, что тормозит на сегодняшний день развитие малого бизнеса, — этонесовершенство законодательства, налогообложения и финансово-кредитных механизмов. Также, предприятия малого бизнеса ориентируется по большей части на обслуживание населения, вследствие этого его сложности, в основном, имеют связь и с низким платежеспособным спросом жителей страны.

Также можно сказать, что развитие сферы малого бизнеса тормозится большим количеством административными барьерами, особенно при регистрации компаний, лицензировании видов деятельности, выделении производственных и торговых помещений, реализации контролирующими организациями своих функций, большим числом проверок, не всегда нужных и оправданных.

Решение проблем

Обратите внимание

Чтобы власть и малый бизнес понимал друг друга, необходимы прозрачность и ясность. Это возможно лишь тогда, когда ест четко прописанная нормативная база. Вследствие этого, я вижу одно из решений проблем — вовлечение предпринимателей в процесс разработки нормативных актов, разработки правок в нормативно-правовую базу, которая относится к малому предпринимательству.

Также считаю, что решить проблемы можно следующим путем:

‒ сформировать представление о предпринимательстве: чтобы его считали общественно-полезным и достойным занятием. Для этого необходимо тесное сотрудничество власти и малого бизнеса;

‒ необходимо развивать партнерство между малым бизнесом и властями с целью снижения предпринимательских рисков, а также рисков инвестиций. Необходимо вовлекать малый бизнес в развитие новых технологий, в совершенствование инфраструктуры региона.

Также считаю, что необходима устойчивая налоговая система, чтобы власти и малый бизнес взаимодействовали более активно.

Частая смена направления налогового законодательства не дает малому бизнеса планировать свои доходы и расходы, иногда это влечет за собой незапланированное увеличение налоговых обязательств, которые он выплатить не в состоянии. Эта мера позволит малому бизнесу четче планировать свои обязательства перед государством.

То есть, взаимодействие власти и малого бизнеса должно осуществляться на регулярной основе. Такое постоянное общение позволит не только выявить существующие проблемы, но и позволит сообща найти направления для их решения.

Необходимо дат возможность предпринимателю почувствовать, что у него есть поддержка, что его собственные интересы имеют связь с общенациональными.

Для этого необходимо сформировать крепкую и не меняющуюся нормативно-правовую базу, при разработке которой будут участвовать и представители малого бизнеса.

Литература:

  1. Дрегало А. А. Стратегическое партнерство власти, бизнеса и общества. Монография / Поморский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. Архангельск. 2014. — 346 с.
  2. Куршиева Н. М. Взаимодействие власти и бизнеса как фактор инновационного развития экономики региона. М.: МФПА, 2015. — 545 с.
  3. Организация предпринимательской деятельности / А. С. Пелих [и др.]; под ред. А. С. Пелиха. — Ростов-на-Дону: МарТ, 2014. — 384 с.
  4. Основы предпринимательства: для студ. вузов / под ред. М. М. Баранникова. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. — 352 с.
  5. Райзберг Б. А. Государственное управление экономическими и социальными процессами: учеб. пособие / Б. А. Райзберг. — М.: Инфра-М, 2015. — 384 с.

Источник: https://moluch.ru/archive/155/43886/

Проблемы взаимодействия бизнеса и государства

Балашов А. М.

Кандидат экономических наук, доцент Новосибирского государственного педагогического университета.

Проблемы взаимодействия бизнеса и государства

Аннотация

В статье указывается на необходимость усиления социальной ответственности бизнеса и предпринимательства и его партнерство с государством и обществом, что диктуется огромной социальной дифференциацией между различными слоями населения России и неспособностью государства самостоятельно справиться с социальными проблемами. Этот процесс обуславливается также необходимостью инновационного развития и встраиванием российского бизнеса в мировую экономику, что требует от него выпуска более конкурентоспособной продукции.

Ключевые слова: предпринимательство, социальная ответственность, нравственность бизнеса, благоприятная предпринимательская среда.

Balashov A. M.

The candidate of economic sciences, the reader GOU VRO, Novosibirsk State Pedagogical University

PROBLEMS OF COOPERATION OF BUSINESS AND THE STATE

Abstract

Важно

The necessity of strengthening the social responsibility of business and business  undertakings and their partnership with the state and the society what is dictated by huge social differentiation between various levels of population in Russia and inability of the state to cope with social problems independently are underlined  in the  article. This process is also caused by the necessity of innovative development and embedding of the Russian business into the world economy and it demands to release  more competitive production from it.

Keywords: business, social responsibility, moral of the business, the favorable enterprise environment.

Переход к инновационной экономике требует не только модернизации народного хозяйства, но и справедливого распределения ресурсов между всеми членами общества. Гарантированный уровень жизни должен быть обеспечен каждому человеку.

Тогда как рыночная модель, по которой  сегодня идет Россия, не согласуется с продекларированными в Конституции принципами социально ориентированного государства.

Поэтому проблемы социальной ответственности бизнеса и его взаимодействие с государством и гражданским обществом приобретают особо актуальное значение.

На Западе вопросам социальной ответственности начали уделять внимание ещё в 1930-е гг. Так, отдельные аспекты социальной ответственности бизнеса были освещены в трудах Ф. Берли и Г. Минза [1]. Их идеи продолжил М. Додд, который полагал, что корпорации должны заботиться не только о своем богатстве, но и об увеличении вклада в благосостояние местного сообщества [2].

Однако, широкие дискуссии о сущности социальной ответственности бизнеса  в западной научной среде начались только в 1950-х гг., особенно они активизировались в связи с выходом книги Г. Боуэна «Социальная ответственность бизнесмена» [3].

Впоследствии вышли в свет многие работы по данной тематике.  Так, американский ученый русского происхождения И. Ансофф  отмечает, что «ничем не ограничиваемое поведение фирмы порождает серьезную социальную несправедливость»[4].

Он подробно останавливается на ответственности фирмы за окружающее сообщество.

В России впервые заговорили о социальной ответственности бизнеса в 2003 г., когда правительство поняло, что средств на социальные мероприятия недостаточно. Сегодня в социальной сфере наблюдается деградация. Требуется новая стратегия формирования социальной политики.

Совет

Причина включения проблемы социальной ответственности предпринимательства в число приоритетных состоит, с одной стороны, в нехватке ресурсов бюджета, а, с другой стороны, в том, что устойчивое развитие самого предпринимательства неразрывно связано с социальным благополучием и стабильным развитием общества.

Задача государства в этих условиях заключается в том, чтобы устанавливать ключевые параметры ответственной деятельности предпринимательства, заинтересовывать фирмы быть социально ответственными благодаря учреждению стимулов и вознаграждений. Оно также должно стимулировать развитие инициативы населения по обеспечению своего благосостояния.

Социальное государство постепенно отказывается от патерналистской роли, ориентируя работоспособных граждан на устранение иждивенчества, но, заботясь о тех, кто не может трудиться.

Современный период развития российской социальной политики можно охарактеризовать, как этап продолжения диалога бизнеса, государства и строящегося гражданского общества и начало  институционализации  его субъектов.

В настоящее время социальная ответственность предпринимательства является неформальным институтом, который складывается как под влиянием государства, так и под воздействием мировых рынков.

Однако, на сегодняшний день власть в России пока не создает благоприятную предпринимательскую среду и не воспитывает бизнес в духе национальных традиций благотворительности и ответственности за своих тружеников. Чиновники больше «вытрясают» из бизнесменов средства, причем подчас на свои нужды.

Поэтому многие российские предприниматели стремятся вкладывать средства в западные экономики и там участвуют в социальной ответственности. Социальная ответственность должна быть выгодна предпринимательству. Это необходимо прописать и отработать в законодательстве.

Тогда социальная ответственность поможет создать на предприятиях демократическую обстановку, даст возможность самореализоваться личности, позволит соблюдать права и интересы всех сторон, что станут основой полноценного гражданского общества.

Обратите внимание

Сегодня крупный бизнес в России под давлением власти и мирового опыта стал принимать Кодексы деловой этики, целью которых является повышение эффективности работы компании. Однако, многие положения существуют только на бумаге. Фирмы подчас только делают вид социальной ответственности, а сами выпускают некачественную, а подчас и вредную для населения продукцию, загрязняют окружающую среду.

Анализ сложившейся ситуации показывает, что от того насколько успешно сумеет предпринимательство объединить усилия с государством и общественными организациями в формировании активной стратегии социального развития, во многом будет зависеть возможность создания благоприятной предпринимательской среды в стране, а также повышение благосостояния населения.

Читайте также:  Пункты обогрева: горячие напитки и еда на улице - идея бизнеса

Если в конце 1990–х гг. коэффициент дифференциации доходов составлял 13-14 раз, то в 2006 г. уже 25,3 раза [5]. И эта пропасть постоянно увеличивается. В то время, как в развитых экономиках коэффициент дифференциации доходов не превышает 6-8 раз.

Существенный разрыв в уровне жизни отдельных слоев населения привел к некачественному социальному капиталу и утрате политического единства страны.

Поэтому несправедливость эпохи первоначального накопления капитала должна быть отчасти компенсирована благодаря социальной ответственности бизнеса, которая призвана стать инструментом достижения баланса интересов общества, предпринимательства и государства, сформировать климат общественного доверия и социально-политической стабильности.

Таким образом, сегодня не только на Западе, но и в России поняли, что без контроля над деятельностью компаний, они начинают «кусать руку дающую», выражаясь словами И. Ансоффа, поэтому необходим контроль над ними.

Возникнув на заре постиндустриального общества, концепции КСО постоянно наполняются новым содержанием, и социальная ответственность фирм охватывает все больше сфер деятельности, в них решающее значение начинает придаваться этике в деятельности компаний. В России данный процесс только начал набирать темпы.

Государство пока не создало для предпринимательства благоприятную среду, отсутствуют законы, стимулирующие социальную ответственность бизнеса.

Литература

  1. Социальная ответственность бизнеса в современных условиях России: теория и практика. Материалы заседания «круглого стола».// Под ред.В.С. Комаровского , Н.А. Волгина.- М., 2005.-250 с.
  2. Dodd E.M. For whom are corporate managers trustees? Harvard Law Review 45 1932.P.1145-1163.
  3. Bowen H.R. Social Responsibilities of the Businessman N.Y.,Harper&Row,1953.
  4. Ансофф И.Стратегическое управление. – М., 1989.С.99.
  5. Кузык Б.Н. Россия в цивилизованном измерении: фундаментальные основы стратегии инновационного развития. – М., 2008.С.386.

References

  1. Sotsial’naya otvetstvennost’ biznesa v sovremennykh usloviyakh Rossii: teoriya i praktika. Materialy zasedaniya «kruglogo stola».// Pod red. V.S. Komarovskogo , N.A. Volgina. -M., 2005.-250 с.
  2. Dodd E.M. For whom are corporate managers trustees? Harvard Law Review 45 1932.P.1145-1163.
  3. Bowen H.R. Social Responsibilities of the Businessman N.Y.,Harper&Row,1953.
  4. Ansoff I.Strategicheskoe upravlenie. -M., 1989.
  5. Kuzyk B.N. Rossiya v tsivilizovannom izmerenii: fundamental’nye osnovy strategii innovatsionnogo razvitiya. – M., 2008.S.386.

Источник: https://research-journal.org/economical/problemy-vzaimodejstviya-biznesa-i-gosudarstva/

Государство и бизнес: эволюция форм взаимодействия (Киварина М.В., 2015)

Эволюция рыночной экономики демонстрирует последовательную смену периодов усиления влияния либо государства, либо бизнеса, поэтому к началу XXI века вопрос о соотношении их роли вновь стал актуальным не только в странах с транзитивной экономикой, но и в тех, где рыночные институты уже давно сформированы, а система государственного регулирования вполне отлажена.

Трансформация экономических систем бывших социалистических стран способствовала существенному снижению роли государства в решении социально значимых проблем.

В результате системы социального обеспечения этих стран потеряли значительную часть своей бывшей эффективности, а уровень доступности населения к основным социальным услугам и социальному обеспечению резко снизился.

Важно

Поляризация общества на «бедных» и «богатых» стала серьезным препятствием на пути становления эффективной рыночной экономики.

В настоящее время в России сложился устойчивый слой так называемых «новых бедных», включающий граждан, доходы которых, несмотря на наличие постоянного места работы, ниже прожиточного минимума. В 2013 г. Россия стала страной с наивысшим социальным неравенством: в то время как, в среднем по всей планете один миллиардер приходится на 170 млрд. долл. мирового богатства, у нас в стране эта цифра в 14 раз выше [1].

Существующие на сегодняшний день в России институты демонстрируют неспособность разрешать приоритетные социально-экономические проблемы страны, более того, при их решении не учитывается мнение населения, что неизбежно подрывает в обществе доверие к власти.

Ситуация усугубляется недостаточной эффективностью механизмов государственного регулирования экономики, а также ограниченностью возможностей использования в российской практике цивилизованных инструментов общественного влияния как на бизнес, так и на власть.

В результате, актуализируется необходимость поиска новых, более эффективных моделей и организационных форм взаимодействия властных и предпринимательских структур.

В настоящее время в России можно констатировать наличие двух альтернативных базовых моделей взаимодействия власти и бизнеса, названных авторами «атомистическая» и «ассоциированная».

Атомистическая модель формируется в условиях экономической слабости бизнес-сообщества, которое представлено отдельными разрозненными конкурирующими между собой предпринимательскими структурами, осуществляющими с государством, в зависимости от степени доверия к нему, одностороннее (лидерство власти) или двустороннее (частное) взаимодействие.

Государство в данной модели рассматривается как внешняя сила, при этом его основной функцией является совместная с бизнесом разработка правил регулирования экономики, разрешения деловых конфликтов (которые не могут быть преодолены предпринимательским сообществом самостоятельно), а также мер поддержки национальных производителей на международных рынках.

Совет

В условиях высокой экономической силы бизнеса атомистическая модель трансформируется в ассоциированную, для которой характерна ориентация на сотрудничество различных социальных и профессиональных групп с целью обеспечения успешного и стабильного развития национальной экономики в целом.

Государство в данной модели является одним из взаимодействующих субъектов, обеспечивающим разработку и соблюдение общих «правил игры».

Являясь важнейшим социально-экономическим институтом и консолидированным работодателем, государство несет ответственность за развитие всего гражданского общества, и поэтому имеет право выдвигать определенные требования к бизнесу.

В рамках ассоциированной модели бизнес эволюционирует от экономического актора, ориентированного на максимизацию прибыли, до корпоративного гражданина – социально ответственного субъекта гражданского общества.

При этом во взаимодействие вступают уже не отдельные предпринимательские структуры, а их объединения и союзы, оформленные институционально, имеющие возможность участвовать в выработке законопроектов и принятии политических решений в обмен на добровольное выполнение части социальных функций, традиционно осуществляемых государством.

Следует отметить, что в хозяйственной практике ни атомистическая, ни ассоциированная модель взаимодействия властных и предпринимательских структур не существует в чистом виде. Национальная экономика чаще всего представляет собой их смешение и переплетение.

Преобладание одной модели над другой определяется уровнем социально-экономического развития государства. В промышленно развитых странах преобладает ассоциированная модель, а в развивающихся – атомистическая, которая с развитием экономики трансформируется в ассоциированную.

Таким образом, на взгляд авторов, первая модель, по сути, является начальным этапом формирования второй.

Обратите внимание

Изучение и обобщение отечественных и зарубежных исследований [2, 3, 4] позволило выделить четыре формы взаимодействия властных и пред­принимательских структур, возникающих в рамках той или иной модели, и проявляющихся в зависимости от экономической силы взаимодействующих субъектов и степени их доверия друг к другу (рисунок 1).

Рисунок 1. Современные модели и формы взаимодействия властных и предпринимательских структур

(источник – составлен автором)

«Лидерство власти» – это простейшая форма взаимодействия, выступающая как особый экономический ресурс социально-экономического развития, используемый властными структурами для осуществления своих основных функций, связанных с производством и распределением общественных благ, а также созданием инфраструктурных и социальных условий предпринимательской деятельности. В подобной ситуации бизнес-структурам приходится следовать директивам власти, так как «социальная нагрузка» является обязательным условием вхождения в рынок или одним из способов преодоления существующих административных барьеров.

«Лидерство бизнеса», также как и «лидерство власти» представляет собой одностороннюю форму взаимодействия властных и предпринимательских структур.

При этом власть де юре принадлежит органам государственного управления, тогда как де факто реализуется одной или несколькими крупными, капиталоемкими, структурообразующими компаниями, где занята большая часть трудоспособного населения территории их присутствия.

Как правило, подобные компании имеют общегосударственное значение, а руководители региона или муниципалитета являются их «ставленниками».

Поскольку на данной территории власть фактически принадлежит бизнесу, компании вынуждены осуществлять компенсирующую функцию, то есть «достраивать» территорию своего присутствия до уровня, обеспечивающего не только простое, но и расширенное воспроизводство. В результате компании оказываются перегруженными социальными обязательствами перед местным сообществом и по сути выполняют функции, традиционно закрепленные за органами государственной власти. Таким образом, в подобной форме взаимодействия главной движущей силой и лидером социально-экономического развития территорий становится бизнес.

«Частное взаимодействие власти и бизнеса» предполагает совокупность экономических отношений между властными и отдельными разрозненными предпринимательскими структурами или их группами, не способными диктовать ни друг другу, ни власти собственные «правила игры».

В данной форме взаимодействия основными функциями государства являются: создание нормативно-правовой базы страны, гарантирование соблюдения законов, обеспечение безопасности страны (обороноспособность, сохранение природной и технологической среды), стратегическое планирование, производство и распределение общественных благ, а также социальное обеспечение и защита. Однако в условиях дефицита бюджетных ресурсов и поиска дополнительных источников финансирования территорий органы власти и управления вступают с бизнесом в переговоры (торги) по поводу определения величины общественной нагрузки на доходы бизнеса с одной стороны, и уровня его государственной защиты и поддержки – с другой. Таким образом, во взаимоотношениях бизнеса и власти возникает так называемая «система обменов», которая предполагает, что вероятность и величина государственной поддержки предпринимательских структур напрямую зависит от их участия в развитии территории присутствия посредством дофинансирования различных социо-эколого-экономических проектов и программ [5].

В современной России процесс преобразования атомистической модели в ассоциированную находится на начальном этапе, поэтому преобладающей формой является частное взаимодействие властных и предпринимательских структур. Однако уже наметилась явно выраженная тенденция эволюционного перехода к становлению более высокой формы, но с сохранением «системы обменов», имманентно присущей предшествующей форме взаимодействия.

Особенностью «системы обменов»является ее высоко персонифицированный характер, проявляющийся в том, что процесс обмена осуществляется, главным образом, на личных контактах и заинтересованности отдельных экономических субъектов.

Это ведет к созданию заведомо неравных условий для функционирования различных предпринимательских структур, в зависимости от их доступности к тем или иным представителям органов власти.

В то же время бизнес часто сам оказывается заинтересованным в финансировании различных социально-экономических проектов и программ, так как при этом получает улучшенные инфраструктурные условия и стабильность социального окружения, а также дополнительные выгоды в виде роста собственной репутации.

«Партнерство власти и бизнеса» предполагает, что органы государственной власти и предпринимательские структуры осознают всю важность эффективного взаимодействия.

Важно

Представители власти стараются не принуждать бизнес к осуществлению социальных инвестиций, а ведут с ним конструктивный диалог, обосновывая необходимость социального инвестирования [6]. При этом в диалог вступают не отдельные предприниматели, а их объединения, ассоциации.

Таким образом, координатором социальных вложений бизнеса выступают органы власти и союзы предпринимателей. Следовательно, двустороннее взаимодействие эволюционирует в многостороннее (рисунок 2).

Рисунок 2. Эволюция форм взаимодействия власти и бизнеса в рамках ассоциированной модели

 (источник – составлен автором)

В условиях, когда во взаимодействие власти и бизнеса включаются общественные организации, представляющие интересы населения территории присутствия предпринимательских структур, «партнерство власти и бизнеса» эволюционирует в социальное партнерство.

Социальное партнерство представляет собой специфический феномен, присущий современным экономическим системам, содержание которого носит многоаспектный характер.

Исторически основные идеи социального партнерства сформировались в социально-трудовой сфере, в качестве вынужденной реакции предпринимателей на обострение противоречия между трудом и капиталом, выражающегося в абсолютном и относительном ухудшении положения наемных работников, что актуализировало необходимость инициации социального диалога.

С другой стороны, властные структуры, заинтересованные в поддержании социальной стабильности общества, также вовлекаются в социально-трудовые отношения, исполняя роль гаранта соблюдения достигнутых договоренностей.

Читайте также:  Производство вязаной одежды: бизнес идея на изготовлении вязаных вещей, вложения: от 300000 руб.

Данный поход не утратил своей актуальности и в настоящее время.

Так, Трудовой Кодекс Российской Федерации определяет социальное партнерство как систему взаимоотношений между работниками (или их представителями), работодателями (или их представителями), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленную на согласование интересов взаимодействующих сторон по вопросам регулирования трудовых и других непосредственно связанных с ними отношений [7, ст. 23].

Однако сфера социального партнерства не ограничивается только социально-трудовыми отношениями.

Совет

Выходя за рамки социально-трудовых отношений, социальное партнерство можно определить как институт, призванный обеспечивать баланс интересов властных структур, предпринимателей и общества при решении особо значимых проблем в социо-эколого-экономической сфере.

При этом социальное партнерство, выступающее как специфический тип общественных отношений, присущий цивилизованному рынку и создающий условия для стабильного и устойчивого социально-экономического развития общества, зависит от степени социализации бизнеса и возникает лишь на определенном этапе зрелости корпоративной социальной ответственности.

Таким образом, социальное партнерство следует рассматривать как развитую форму корпоративной социальной ответственности в рамках взаимодействия властных и предпринимательских структур, включающую учет интересов населения территорий присутствия бизнеса, представляемых различными общественными организациями. Следовательно, можно констатировать двуединую сущность категории «социальное партнерство», представленную на рисунке 3.

Рисунок 3. Двуединая сущность социального партнерства

(источник – составлен автором)

Как видно из рисунка 3, социальное партнерство объединяет два содержательно близких, но, тем не менее, различных по своей сути явления:

1) социальное партнерство как элемент сферы социально-трудовых отношений – представляет собой сотрудничество между предпринимателями (работодателями) и представителями трудящихся (профсоюзов) в правовом поле, определяемом государством, с целью улучшения условий труда, повышения жизненного уровня трудящихся и развития экономики в целом.

2) социальное партнерство как форма реализации корпоративной социальной ответственности – предполагает оптимально организованную на взаимовыгодных началах модель взаимодействия органов государственной власти, предпринимательских структур и общественных организаций с целью создания условий для устойчивого социо-эколого-экономического развития общества, основным критерием которого является повышение качества жизни и рост благосостояния населения.

Более высокой эволюционной формой социального партнерства является мультистороннее взаимодействие представителей всех секторов (власти, бизнеса и населения), осуществляемое равноправными стейкхолдерами (заинтересованными сторонами) на основе добровольного соглашения и принципов доверия с целью решения актуальных проблем социально-экономического развития. Необходимость подобного взаимодействия обусловлена тем, что каждая из взаимодействующих сторон, обладая определенными специфическими ресурсами, не способна в одиночку удовлетворить необходимые общественные потребности. Объединение ресурсов взаимодействующих сторон порождает синергетический эффект, суть которого состоит в том, что слияние ресурсов в единую систему дает возможность получить больший социально-экономический результат, чем тот суммарный результат, который был бы получен при использовании каждого из ресурсов в отдельности.

Любая сторона, действующая в рамках мультистороннего взаимодействия, будь то: собственники, акционеры, инвесторы, потребители, бизнес ассоциации, НКО и любые другие структуры, – создает предпосылки к формированию гражданского общества, достижению социальной стабильности и устойчивого экономического роста (рисунок 4).

Обратите внимание

Мультистороннее взаимодействие в настоящее время используется как беспроигрышная модель с высоким потенциалом, в которой партнерские отношения между равноправными стейкхолдерами расширяют возможности решения актуальных социо-эколого-экономических проблем и вносят существенный вклад в развитие гражданского общества.

Рисунок 4. Модель мультистороннего взаимодействия

(источник – составлен автором)

Для властных структур партнерство с общественными организациями повышает потенциал в разработке и реализации политики, способной улучшить легитимность государственного сектора.

Для общественных организаций партнерство обеспечивает организационное развитие, появление дополнительных ресурсов, навыки цивилизованного лоббизма, признание и повышение статуса.

Для бизнес-структур партнерство способствует росту репутации, лояльности к нему на местных рынках, расширяет возможности управления рисками, предоставляет преимущества в привлечении, мотивации и удержании работников, а также способствует гуманизации и дальнейшей социализации бизнеса.

Как представляется авторам, именно такая форма взаимодействия является наиболее эффективной в повышении благосостояния населения регионов и страны в целом, поскольку в ней используются так необходимые цивилизованному рынку инструменты и механизмы привлечения инвестиций. Именно объединение ресурсов и профессионализма каждого из участников взаимодействия способствует разрешению важнейших социально-экономических задач.

Опыт внедрения мультистороннего взаимодействия в различных регионах России показывает, что его партнерские институты наиболее востребованы на уровне муниципальной власти.

Использование модели мультистороннего социального партнерства не только обеспечивает устойчивость социально-экономического развития территории присутствия бизнес-структур, но и активизирует накопление в регионе отношенческого капитала, образующегося на основе доверия взаимодействующих субъектов друг к другу. Являясь составной частью общественного капитала, отношенческий капитал формируется в условиях наличия четких «правил игры», устанавливаемых органами власти, социально ответственных бизнес-структур, развитости гражданских институтов в обществе и наличия эффективных форм их взаимодействия с властными структурами, включая процедуры выявления и согласования интересов взаимодействующих сторон.

В условиях ограниченности материальных и финансовых ресурсов отношенческий капитал может стать ключевым фактором социально-экономического развития российских регионов.

Источник: https://creativeconomy.ru/lib/9791

Бизнес и государство: формы и проблемы взаимодействия

Вряд ли вызовет сомнения тот факт, что бизнес и государство не могут функционировать независимо друг от друга.

Именно по этой причине правительственная политика любой страны всегда направлена на построение механизма взаимодействия с бизнесом.

Бесспорным является и то, что деятельность обеих сторон имеет целью обеспечение полноценной жизни общества, которое одновременно является и результатом их совместных усилий, и целью сотрудничества.

Триединство бизнес-государство-общество

Примечательным является то, что оба эти явления – государство и бизнес – созданы самим обществом, перед которым они, собственно, и несут ответственность за свои действия. И если государство действует исключительно в общественных интересах, то предпринимательство подотчетно и тому, и другому.

В то же время в основе бизнеса лежит интерес частный, который может как совпадать, так и не совпадать с общенациональным.

Первое, что объединяет две структуры: это то, что они обе заинтересованы в платежеспособном населении. Более того, государству выгодно, чтобы социальная атмосфера внутри него была благополучная, ибо управлять таким обществом гораздо проще, чем тем, в котором постоянно происходят конфликты на почве экономических и социальных проблем.

Важно

Если рассматривать экономику, то бизнес в ней играет ведущую роль, поскольку ему принадлежат трудовые, материальные и финансовые ресурсы.

В свою очередь, правильно организованный и ориентированный на общественные нужды бизнес является основой благополучия в любом государстве. От него зависит и создание рабочих мест, и наполнение бюджета, и уровень дохода населения.

Таким образом, можно сказать, что взаимодействие бизнеса и власти в своей основе предполагает их взаимную заинтересованность друг в друге. Создание крепкого и надежного тандема может гарантировать:

  • целостное экономическое пространство;
  • благоприятный климат для ведения дел;
  • формирование среднего класса населения;
  • повышение авторитета страны в рамках международного сотрудничества.

Сохранить социальный мир без совместных усилий власти и бизнеса не представляется возможным.

К содержанию

Влияние государства на бизнес

Исходя их этого, определить задачу государства вполне легко – создать условия для успешного развития и функционирования различных форм бизнеса. И если бизнес перед государственными органами отвечает только за выплату налогов и соблюдение законов, то государство несет ответственность за все экономические, политические и социальные процессы, которые происходят в стране.

К сожалению, подобное взаимопонимание в рамках российского государства еще далеко от идеального. Именно этот фактор и лежит в основе такого явления, как теневая экономика. Нежелание чиновников идти навстречу предприятиям, присутствие давления и коррупции со стороны контролирующих органов, отсутствие поддержки – все это заставляет бизнес-круги уходить «в тень».

Сущность таких противоречий заключается в том, что поддерживать бизнес власть стремится только тогда, когда соблюдаются определенные условия, а именно:

  • работа ведется согласно правилам поведения, разработанным для бизнеса;
  • соблюдается социальная ответственность предпринимателей перед обществом;
  • наполняется казна.

Как известно, для власти значение имеет не промежуточный, а конечный результат. В случае, если он не достигается, она берет под контроль все финансовые и товарные потоки.

К содержанию

Влияние бизнеса на государство

Четких форм и моделей, как можно построить взаимоотношения двух сторон, пока не существует. В лучшем случае можно наблюдать согласие предпринимателей вкладывать деньги в развитие бизнеса на равных паях с государством.

Предпринимательская сфера, в свою, очередь, так же не остается безучастной и стремится всячески влиять на власть при малейшем ее ослаблении.

Это проявляется в навязывании своих правил, игнорировании законов и предписаний, создании различных теневых схем, финансовые потоки которых проходят мимо государственной казны.

Все, что необходимо в этот момент, – это усиление власти и готовность обеих сторон идти на взаимные уступки, что позволит восстановить баланс во взаимоотношениях.

К содержанию

Формы взаимодействия

В широком смысле отношения бизнеса и государства можно разделить на формальные и неформальные, индивидуальные и коллективные, скрытые и гласные, частные и общественно значимые.

Формальные отношения выражаются в генеральной договоренности, которая достигается между правительством, профсоюзами, объединениями работодателей. Неформальные отношения, в свою очередь, не имеют документального подтверждения, а преимущество их находится на стороне предпринимателей.

Формы взаимодействия власти и бизнеса можно выделить следующие:

  • коррупция, являющаяся результатом теневой экономики. Привлекательность ее заключается в том, что она позволяет быстро и с минимальным риском решать мелкие бытовые проблемы. Она же выступает в качестве платы за возможность нарушать закон или инструкции, за принятие положительных решений в пользу предпринимателей;
  • лоббизм – проявляется в виде попыток рабочих групп или общественных организаций влиять на различные органы власти с целью принятия выгодных для данных групп решений;
  • заключение соглашений – является уже более цивилизованным методом достижения договоренностей. Чаще всего встречается в таких формах, как создание квот на рабочие места,выполнение экономических и социальных планов, реструктуризация задолженностей, размещение заказов;
  • согласительные процедуры – предусматривают возможность возражать решениям регулирующих органов. Федеральное законодательство такие процедуры пока не предусматривает, но они наличествуют в качестве нового явления, открывающего возможности для ведения переговоров между предпринимателями и государством.

К содержанию

Проблемы взаимодействия

Если говорить о проблемах взаимодействия бизнеса и власти, то в качестве основной можно назвать неспособность последней обеспечить игру по установленным правилам. Она, в свою очередь, зависит от:

  • неэффективности механизмов принятия решений;
  • коррупции;
  • отсутствия прозрачности государственных служб;
  • стремления государства преследовать сразу две цели – игру в рамках закона и достижение конкретной цели;
  • не слишком высокое качество решений, принимаемых властными структурами;
  • низкой квалификации чиновников на некоторых этапах власти.

Все это непременно ведет к тому, что предпринимательские круги лишаются возможности работать в нормальных здоровых условиях и вынуждены искать обходные пути, которые уже ведут к соблюдению интересов не общества, а в первую очередь самих предпринимателей.

Подводя итог, можно отметить, что для успешного сосуществования двух важных составляющих нашей жизни им необходимо научиться договариваться и не исключать из триединства важный элемент – общество.

К содержанию

Государство и малый бизнес. Что мешает развитию: Видео

Источник: http://IPinform.ru/razvitie-biznesa/o-biznese/biznes-i-gosudarstvo.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector