Как открыть школу программирования и робототехники: рассказ от первого лица

Как открыть школу программирования

Три года назад Дарья Абрамова и Дмитрий Лоханский решили запустить свой некоммерческий образовательный проект по обучению детей программированию игр. Никаких вложений не требовалось, компьютеры были в обычных школах, деньги нужны были только на зарплату педагогам.

Какое-то время партнеры надеялись получить спонсорство от крупных IT-компаний, ориентируясь на опыт западных аналогов. Этого сделать не удалось, зато уже на второй год работы школа получила крупный грант.

Денег хватило на то, чтобы закупить 15 компьютеров и выйти на рынок с новым форматом обучения — воркшопами, мастер-классами и курсами для школьников с 1-го по 7-ой классы.

Обратите внимание

Сейчас на шести московских и двух петербургских площадках учатся почти тысяча детей.

В интервью Контур.Журналу Дарья Абрамова рассказала, как развивалась школа и какие факторы повлияли на успех. 

Запуск

Дарья Абрамова и Дмитрий Лоханский познакомились, когда вместе работали в IT-интеграторе Softline. Дмитрий когда-то давно преподавал в университете и теперь задумывался о том, чтобы обучать программированию детей.

Сам он стал программистом после того, как начал создавать свои игры, поэтому решил сосредоточиться именно на этой области.

Дмитрий поделился идеей с Дарьей, ей она понравилась, и коллеги стали изучать готовые визуальные языки, которые позволяют быстро обучать детей кодингу, и опыт американских некоммерческих образовательных проектов, спонсируемых IT-компаниями.

Самой привлекательной была модель, когда волонтеры приходят в школу преподавать, и партнеры сами пошли в ближайшую к офису школу. Ничего не вышло.

Договориться с руководством помогли друзья и по совместительству родители школьников, в итоге Абрамова и Лоханский провели первый урок создания игр для маленьких детей.

«Детям очень понравилось, мы были впечатлены количеством эмоций, в конце занятия они кричали: “Даша, Дима, не уходите, давайте еще программировать игры!”», – вспоминает Дарья Абрамова.

После занятий партнеры стали вести свой блог на портале «Хабрахабр», который вызвал отклик у множества людей, — они вызвались вести уроки сами, приходило по 15-20 запросов в день. Для них писались методички о том, как договариваться со школами, как общаться с детьми, как строить учебное занятие.  

Примерами для подражания для «Кодабры» еще на этапе запуска стали CodaClub.

org, всемирная волонтерская сеть, спонсируемая европейскими IT-компаниям, и IDTech, платные онлайн- и офлайн-программы для разного возраста.

Важно

«Мы смотрели, какие инструменты они запускают, что продают, чему учат, какие у них программы и подходы, — объясняет Дарья. – Они помогли нам выбрать, чему стоит обучать и на каких платформах».

Волонтерское движение быстро росло, к середине 2014 года в нем участвовали около 40 человек, занятия проводились в четырех городах — в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске и Волгограде. Возвращаться в офис не хотелось, решено было заниматься проектом дальше, дело оставалось за малым — найти спонсора.

Монетизация

Источник: https://kontur.ru/articles/5018

Робототехника: с чего начать изучение, где заниматься и каковы перспективы

Робототехника — одно из перспективнейших направлений в сфере интернет-технологий, а то, что за ИТ-сферой будущее, в наше время и объяснять не надо. Роботостроение — увлекательнейшая штука: сконструировать робота значит почти что создать новое существо, пусть и электронное.

С 60-х годов прошлого века автоматизированные и самоуправляющиеся устройства, делающие какую-либо работу за человека, стали использоваться для исследований и в производстве, затем в сфере услуг и с тех с каждым годом прочнее занимают свое место в жизни людей. Конечно, нельзя сказать, что в России все сплошь выполняется самостоятельными механизмами, однако определенный вектор в эту сторону точно намечается. Вот уже и Сбербанк планирует заменить три тысячи юристов умными машинами.

Вместе с экспертами попытаемся разобраться, зачем нужна роботехника и как к ней подступиться.

Если коротко, то робототехника для детей направлена на изучение предмета, тогда как профессиональная – на решение конкретных задач. Если специалисты создают промышленные манипуляторы, выполняющие разные технологические задачи, или специализированные колесные платформы, то любители и дети, конечно же, занимаются вещами попроще.

Татьяна Волкова, сотрудник Центра интеллектуальной робототехники: «Как правило, с чего все начинают: разбираются с моторами и заставляют робота элементарно ехать вперед, потом – делать повороты.

Когда робот выполняет команды движения, можно уже подключить датчик и сделать так, чтобы робот ехал на свет или, наоборот, «убегал» от него. А дальше идет любимая задача всех новичков: робот, который ездит по линии.

Устраиваются даже различные гонки роботов».

Для начала нужно купить конструктор и посмотреть, нравится ли ребенку собирать его. А дальше и в кружок можно отдать. Занятия помогут ему развить мелкую моторику, фантазию, пространственное восприятие, логику, концентрацию и терпеливость.

Совет

Чем быстрее получится определиться с направлением роботехники — конструирование, электроника, программирование — тем лучше. Все три области обширны и требуют отдельного изучения.

Александр Колотов, ведущий специалист STEM-программ в Университете Иннополис: «Если ребенку нравится собирать конструктор, то ему подойдёт конструирование. Если ему интересно изучать, как устроена вещь, то ему понравится заниматься электроникой. Если у ребенка тяга к математике, то его заинтересует программирование».

Начинать изучение и записываться в кружки лучше всего с детства, впрочем, не слишком рано — в 8-12 лет, говорят специалисты.

Раньше ребенку сложнее уловить понятные абстракция, а позднее, в подростковом возрасте, у него могут появиться другие интересы, и он станет отвлекаться.

Также ребенка необходимо мотивировать на изучение математики, чтобы ему было интересно и легко в будущем проектировать механизмы и схемы, составлять алгоритмы.

С 8-9 лет ребята уже могут понимать и запоминать, что такое резистор, светодиод, конденсатор, а позже и понятия из школьной физики осваивать с опережением школьной программы. Не важно, станут они специалистами в этой области или нет, полученные знания и навыки точно даром не пропадут.

В 14-15 лет нужно продолжать заниматься математикой, отодвинуть занятия в кружке по робототехнике на второй план и начать изучение программирования более серьезно – разбираться не только в сложных алгоритмах, но и в структурах хранения данных.

Далее идут математический базис и знания в алгоритмизации, погружение в теорию механизмов и машин, проектирование электромеханической оснастки робототехнического устройства, реализацию алгоритмов автоматической навигации, алгоритмы компьютерного зрения и машинное обучение.

Александр Колотов: «Если в этот момент познакомить будущего специалиста с основами линейной алгебры, комплексным счислением, теорией вероятности и статистики, то к поступлению в вуз он уже будет хорошо представлять, зачем ему стоит обращать дополнительное внимание на эти предметы при получении высшего образования».

Для каждого возраста существуют свои образовательные программы, конструкторы и платформы, различающиеся степенью сложности. Можно найти как зарубежные, так и отечественные продукты. Есть дорогие наборы для робототехники (в районе 30 тыс. руб. и выше), есть и подешевле, совсем простые (в пределах 1-3 тыс. руб.).

Обратите внимание

Если ребенку 8-11 лет, можно купить конструкторы Lego или Fischertechnik (хотя, конечно, производители имеют предложения как для более младшего, так и для старшего возрастов).

Конструктор Lego для робототехники обладает интересными деталями, яркими фигурками, он легок в сборке и снабжен подробной инструкцией.

Серия конструкторов Fischertechnik для робототехники приближает к настоящему процессу разработки, здесь вам и провода, и штекеры, и визуальная среда программирования.

В 13-14 лет можно начать работать с ТРИК или модулями Arduino, которые, по словам Татьяны Волковой, является практически стандартом в области образовательной робототехники, а также Raspberry. ТРИК сложнее Lego, но легче Arduino и Raspberry Ri. Последние две уже требуют базовых навыков программирования.

Что еще потребуется изучить?

Программирование. Избежать его возможно только на первоначальном этапе, потом же без него никуда. Начать можно с Lego Mindstorms, Python, ROS (Robot Operating System).

Базовую механику. Начинать можно с поделок из бумаги, картона, бутылок, что важно и для мелкой моторики, и для общего развития. Самого простого робота можно сделать вообще из отдельных деталей (моторчики, провода, фотодатчик и одна несложная микросхема). Познакомиться с базовой механикой поможет «Мастерилка с папашей Шперхом».

Основы электроники. Для начала научиться собирать простые схемы. Для детей до восьми лет эксперты советуют конструктор «Знаток», дальше можно перейти к набору «Основы электроники. Начало».

Где заниматься робототехникой детям?

Если видите у ребенка интерес, можно отдать его в кружки и на курсы, хотя можно заниматься и самостоятельно. На курсах ребенок будет под руководством специалистов, сможет найти единомышленников, займется робототехникой на регулярной основе.

Также желательно сразу понять, чего хочется от занятий: участвовать в соревнованиях и бороться за призовые места, участвовать в проектной деятельности или просто заниматься для себя.

Алексей Колотов: «Для серьезных занятий, проектов, участия в соревнованиях нужно выбирать кружки, с небольшими группами по 6—8 человек и тренером, который приводит учеников к призовым местам на соревнованиях, который постоянно сам развивается и дает интересные задачи. Для занятий в виде хобби можно пойти в группы до 20 человек».

При записи на курсы обратите внимание на педагога, рекомендует коммерческий директор компании Promobot Олег Кивокурцев. «Бывают прецеденты, когда педагог просто отдает ребятам оборудование, а дальше занимайтесь кто чем хочет», — согласна с Олегом Татьяна Волкова. От таких занятий толку будет мало.

Татьяна Волкова: Хороший педагог — тот, кто учит детей новым понятиям на достаточном уровне абстракции вне зависимости от используемого оборудования, а не только «сейчас нажать туда, здесь написать это»».

При выборе курсов также стоит обратить внимание и на имеющуюся материально-техническую базу. Есть ли там конструкторские наборы (не только Lego), имеется ли возможность писать программы, изучать механику и электронику, самому делать проекты.

На каждую пару учащихся должен быть свой робототехнический комплект. Желательно с дополнительными деталями (колесами, шестернями, элементами каркаса), если хочется участвовать в соревнованиях.

Если с одним набором работает сразу несколько команд то, скорее всего, никаких серьезных соревнования не предполагается.

Поинтересуйтесь, в каких соревнованиях участвует клуб робототехники. Помогают ли эти конкурсы закрепить полученные навыки и дают ли возможность для дальнейшего развития.

Соревнование Robocup 2014

Как изучать робототехнику самостоятельно?

Курсы требуют денег и времени. Если первого не хватает и регулярно ходить куда-либо не получится, можно заняться с ребенком самостоятельным изучением. Важно, чтобы родители обладали необходимой компетенцией в этой сфере: без помощи родителя, ребенку освоить робототехнику будет достаточно сложно, предостерегает Олег Кивокурцев.

Найдите материал для изучения. Их можно брать в Интернете, из заказываемых книг, на посещаемых конференциях, из журнала «Занимательная робототехника». Для самостоятельного изучения есть бесплатные онлайн-курсы, например, «Строим роботов и другие устройства на Arduino: от светофора до 3D-принтера».

Нужно ли изучать роботехнику взрослым?

Если Вы уже вышли из детского возраста, это не значит, что двери робототехники для Вас закрыты. Можно так же записаться на курсы или изучать ее самостоятельно.

Если человек решил заниматься этим как хобби, то путь его будет таким же, как у ребенка. Однако понятно, что дальше любительского уровня без профессионального образования (инженера-конструктора, программиста и электронщика) продвигаться вряд ли получится, хотя, конечно, устраиваться на стажировки в компании и упорно грызть гранит нового для вас направления никто не запрещает.

Олег Кивокурцев: «Взрослому будет проще освоить робототехнику, но важным фактором является время».

Важно

Для тех, у кого близкая специальность, но хочется переучиться, также есть разные курсы в помошь. Например, для специалистов по машинному обучению одойдет бесплатный онлайн-курс по вероятностной робототехнике «Искусственный интеллект в робототехнике».

Также существуют образовательная программа Intel, просветительский проект «Лекториум», дистанционные курсы ИТМО. Не забудьте и про книги, например, есть много литературы для начинающих («Основы робототехники», «Введение в робототехнику», «Настольная книга робототехника»).

Подберите то, что больше всего понятно и подходит вам.

Следует помнить, что серьезная работа отличается от любительского увлечения как минимум стоимостью затрат на оборудование и перечнем поставленных перед работником задач.

Одно дело – своими руками собирать самого простого робота, совсем другое – заниматься, например, машинным зрением.

Поэтому изучать основы конструирования, программирования и аппаратной инженерии все-таки лучше с ранних лет и впоследствии, если понравилось, поступать в профильный университет.

Читайте также:  Лизинг в бухгалтерском учете: практические примеры, основные проводки

В какие вузы идти учиться?

Направления, связанные с робототехникой, можно найти в следующих вузах:

— Московский технологический университет (МИРЭА, МГУПИ, МИТХТ);

— Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана;

— Московский государственный технологический университет «Станкин»;

— Национальный исследовательский университет «МЭИ» (Москва);

— Сколковский институт науки и технологий (Москва);

— Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II;

— Московский государственный университет пищевых производств;

— Московский государственный университет леса;

— Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения (СГУАП);

— Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (ИТМО);

— Магнитогорский государственный технический университет;

— Омский Государственный технический университет;

— Саратовский государственный технический университет;

— Университет Иннополис (Республика Татарстан);

— Южно-Российский федеральный университет (Новочеркасский ГТУ).

Самое главное

Знать азы робототехники в скором времени может оказаться полезно и обывателям, а возможность стать специалистом в этой сфере выглядит очень перспективно, так что хотя бы попробовать себя в «роботостроительстве» определенно стоит.

Источник: https://www.dgl.ru/articles/robototehnika-s-chego-nachat-izuchenie-gde-zanimatsya-i-kakovy-perspektivy_11654.html

Рассказ о профессии: Программист

Программист сегодня — одна из самых востребованных и распространенных профессий. Известность о ней такова, что, похоже, не нуждается в подробном рассказе. Популярными также стали и зарплаты программистов, и осведомленность в этом вопросе делает ее очень привлекательной. Но каков «входной билет», ведь если все так хорошо, какую цену придется заплатить?

Почему это так называется?

Программист — человек, который создает программы. Программа — перечень команд, которые должно выполнять какое-либо устройство. Шарманка, исполняющая мелодию при вращении барабана с колышками или при продвижении ленты с отверстиями (перфоленты) — пример такого программируемого устройства. А вот эти барабан или лента — программы для шарманки, и их создал программист.

Сегодня программист создает компьютерные программы — перечень команд для компьютера — программный код, и как они сами в шутку говорят: «программист кодит».

Совет

Код пишется на языке программирования. Практически все языки программирования содержат команды, выраженные словами английского языка. Образно говоря, программист пишет письмо компьютеру на специальном языке, который выглядит как англоязычный текст со множеством знаков препинания и отступов — как в поэмах Владимира Маяковского.

Какими они бывают?

Программисты специализируются по программам (системам), языкам, конкретным продуктам. Подробную классификацию приводить не буду, но ясно, что есть те, кто работает с прикладными программами и целыми системными.

Программисты находят работу в интернет-компаниях (Яндекс, Гугл и пр.), трудятся над бухгалтерскими и кадровыми программами (1С, Контур, Босс, Парус, АйТи, Галактика и пр.), поддерживают работу систем управления предприятиями (ERP) SAP R3, ORACLE, Axapta, Navision и пр. или их модулей (отдельных больших программ).

Есть те, кто специализируется на научных расчетах, на программах для мобильных телефонов, устройств связи и телевидения, для управления механизмами и производственными линиями, полетами летательных устройств.

Что делают современные программисты?

Сегодня все понимают, что профессия программиста сегодня становится профессией номер один. Программисты работают практически во всех областях. Даже в тех организациях, которые, казалось бы, были далеки от цифровых технологий: дошкольные учреждения, тюрьмы. Нынче ни одна организация не обходятся без доступа в интернет или какого-либо программного обеспечения.

Сегодня создаются продукты, анализирующие Big Date — огромные массивы данных, полученных из разных источников, например, перекрестная обработка данных из социальных сетей позволяет увидеть моральные ценности и политические взгляды разных категорий людей, их товарные предпочтения и пр. Этим пользуются политические партии, правительственные органы для управления мнениями и поведением людей. Скандал, поднятый в США по поводу вмешательства российских программистов в выборы президента, связан с эффектами именно таких технологий.

Другая прогрессивная и развивающаяся технология — робототехника. Робот — это не столько сервоприводы, видеокамеры и материалы, сколько программное обеспечение. Улыбку на человеческом лице создают несколько десятков пар мышц. Улыбку на лице робота создают несколько пар соленоидов, но управляют ими очень сложные программы.

Также непросто было заставить робота плавно ходить, перенося центр тяжести тела так, как это делает человек. Это было большим достижением, за которым последовали другие победы: бег, сальто и пр.

Еще одна прорывная технология: поиск конкретного человека через уличные камеры, оценка его эмоционального состояния, что связано с технологиями распознавания лица человека. Так ищут, например, злоумышленников. Вернее, пытаются это делать во всех странах мира, однако наши технологии в этой сфере — самые сильные.

Какими качествами надо обладать?

Обратите внимание

Создавая программу или сайт, программист должен представлять в голове сложные процессы и взаимосвязи данных.

Значит, он должен обладать незаурядным интеллектом, хорошим пространственным воображением, отличной памятью и так называемым алгоритмическим мышлением — способностью разложить сложный многомерный процесс на этапы и фрагменты, найти ключевые точки, требующие данных для решения задачи на этом этапе, подобрать операции, методы и средства решения задачи.

А об усидчивости программистов ходят легенды и шутки. Все знают, что программисты работают допоздна и даже ночами напролет. Хотя, это, скорее, объясняется высокой мотивацией к работе. Да, программисты — очень увлеченные люди. Они понимают, что создают что-то новое и полезное.

Как стать программистом?

Различают два уровня квалификации: техник-программист (образование средне-специального уровня) и инженер-программист — квалификация, присваиваемая при получении высшего образования.

Сегодня специалистов готовят по широкому спектру программистских специальностей:

«Прикладная математика и информатика», «Фундаментальная информатика и информационные технологии», «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем», «Программирование в компьютерных системах», «Информатика и вычислительная техника», «Прикладная информатика», «Информационная безопасность» и другие.

Сегодня практически в каждом университете или институте, где есть «кибернетический» факультет или хотя бы факультет математики, можно найти одну из перечисленных специальностей.

Понятно, что основным экзаменом для учебы в вузе по этой специальности является математика.

Вместе с тем, существует и другой путь в профессию: получение дополнительного образования и даже самообразование.

Мой отец говорил мне в семидесятых годах, возможно, повторяя слова кого-то из основоположников кибернетики: «Образованный человек должен знать хотя бы один язык программирования».

Важно

Слова пророческие, они означают, что программирование должен знать и неспециалист.

Хотя бы для того, чтобы общаться с программистами, которые порой представляются нам «инопланетянами», которые на понимают нас, но и мы не постигаем их языка.

Программистами становятся также люди, обладающие близкими специальностями: физики, инженеры, финансовые специалисты. Нередко они оканчивают специализированные курсы, а чаще всего, занимаются самообразованием, самостоятельно постигая программирование.

Как правило, они озадачены решением своих научных или практических проблем, требующих создания программ. И нередко они и сами разрабатывают для себя такие программы.

Создав программу для себя, они доводят ее до коммерчески значимого образца, выходят на рынок программных продуктов и становятся профессионалами.

Как строится карьера в этой профессии?

Есть программисты, которые работают в организациях — там они перемещаются по карьерному конвейеру малой скоростью, ведь он очень короток. Впрочем, как правило, программистом движет не высокая должность, а интересные задачи. В основном от высокой должности они ожидают возможность ставить задачи другим программистам при разработке комплексных проектов.

Другой класс программистов — самостоятельные специалисты. Некоторые из них получили известность, и для них — это вершина карьеры. Такие программисты, словно художники или писатели, создают оригинальные и сильные продукты, которые приносят им славу.

Лет тридцать назад основатель компании Microsoft Билл Гейтс предложил миру идею и даже чертеж карманного устройства, который заменит телефон, паспорт, кошелек и прочее. Тогда мир еще не был готов ее реализовать.

Совет

Сегодня мы видим ее воплощение. Но что важнее: устройство или программа, управляющая им? Он же как-то сказал про конкурента, сделавшего очередной компьютер, примерно следующее: «Ну сделал он очередную коробочку.

А кто напишет для нее программу, чтобы она заработала?».

Источник: https://prof-school9tihvin.eduface.ru/articles/post/1210833

Как открыть кружок робототехники для школьников начальных классов и чему их обучать

Робототехника в начальной школе играет огромную роль для продвижения мира технологий  в будущем.

Мы живем в то время, когда наука не стоит на месте, окружающие нас гаджеты постоянно поддаются прогрессу.

Как открыть кружок робототехники для школьников начальных классов самостоятельно? Где его организовать? Как набирать детей и их обучать? Ответы на эти и другие вопросы и обзор на несколько конструкторов.

Школьникам предстоит многое узнать и многому научиться, чтобы внести свой вклад в будущее.

Они будут работать на специальностях, которых еще не существует, научатся технологиям, которые тоже еще до конца не изобретены или не проработаны, смогут решать на уроках совершенно новые задачи для нашего поколения. Школьная образовательная программа по робототехнике должна отвечать, как минимум, 2 направлениям:

  • В учебную деятельность должны включать не только достижения прошлого, но и технологии для будущего.
  • Занятия должны включаться в себя как практику, так и теорию.

Приступим к самому интересному – погрузимся в мир робототехники.

Цели и задачи программы

Прежде, чем решать, как открыть кружок робототехники, обратите внимание на его предназначение. Дети и взрослые лучше усваивают материал на практике, то есть тогда, когда делают что-то своими руками. Во многих образовательных учреждениях как раз существует кружок робототехники.

В нем участники могут добиваться высоких результатов, показывать свои работы и соревноваться с остальными участниками проектов. Робототехника позволяет детям 21 века улучшить свои коммуникативные способности и раскрыть собственный потенциал благодаря активной групповой деятельности.

К целям робототехники относят:

  • развитие интереса к научным и естественным предметам;
  • выявление навыков в сфере инженерии и программирования;
  • проявление логики;
  • интерес к новому и познавательному;
  • стремление к правильному решению поставленных задач.

К задачам робототехники относят:

  • создание завершенных проектов с использованием технологических программ;
  • умение программировать устройства и заставлять их делать простые действия;
  • способность решать нестандартные задачи на практике, благодаря изученному материалу;
  • умение сопротивляться чужому мнению и отстаивать свою точку зрения.

Как открыть кружок робототехники: выбор места и поиск первых «клиентов»

Чтобы понять, как открыть кружок робототехники, стоит понаблюдать за опытом конкурентов. Или выкупить готовый бизнес. Самый простой и удобный вариант – заглянуть в уже созданный кружок.

Там есть готовые материалы, набранная группа (можно взять свою), но, пожалуй, главное – есть крыша над головой. Также приятным бонусом будет оплата ваших трудов, в среднем это 400 рублей/час.

В таких местах часто не хватает умных людей, поэтому даже если вы обычный человек с улицы, а не преподаватель, но прекрасно разбираетесь в своей специальности, вероятно, вам не откажут.

Обратите внимание

Так как мы все-таки говорим про школу, то вторым вариантом будет обучение детей в общеобразовательном учебном заведении. Практически везде есть компьютерные классы, поэтому есть возможность устроиться туда.

Самое неприятное в этом варианте – это сбор справок для официального трудоустройства. Также вам придется готовить учебный план и посещать педсоветы.

Заручитесь доверием и поддержкой у педагогического состава, и вам будет значительно легче и приятнее работать.

Третий вариант – это организация кружка в дополнительных учебных учреждениях, к примеру, в доме творчества юных мечтателей или творчески одаренных детей.

Такое место, конечно, очень схоже со школой, но там зарплата будет повыше. И последний вариант – поговорите с начальником, возможно, он отведет специальный кабинет в офисе для маленьких деток своих сотрудников.

Кроме того, организацию занятий можно организовать дома.

Чтобы отыскать заинтересованных детей, нужно прийти в класс и рассказать, чем они смогут у вас заниматься и каких достичь высот. Развесьте объявления в школе, в общеобразовательных учреждениях. Самопрезентация играет немаловажную роль.

Договоритесь с директором о проведении классного часа или продленки, принесите материалы и дайте детям самим попытаться выполнить задания.

Это позволит увидеть заинтересованных малышей, а также разделить их на группы по способностям и интересам.

Процесс обучения и материалы

Самое главное в обучении – мотивация. Вы должны настолько хорошо уметь объяснять материал, чтобы у школьников не возникало лишних вопросов.

Так вы научите их самостоятельности и научите задавать вопросы только в  случае реальных проблем. На первом занятии необходимо так заинтересовать, чтобы дети сами загорелись желанием создавать что-то новое.

Покажите им действующий робот, сигнализацию для умного дома, да все что угодно, ведь техника так близка современным детям.

Важно

Естественно, со временем интерес будет гаснуть и, чтобы его возобновить, вам необходимо будет устраивать конкурсы внутри школы, между городскими кружками, а дальше вы сможете выйти на всероссийский и мировой уровень. Азарт и соперничество поможет детям достичь высоких результатов.

Необходимо обзавестись учебным пособием, поскольку на начальном этапе способности у всех разные и вы чисто физически не сможете объяснять материал в индивидуальном порядке. Учебное пособие поможет отстающим детям догнать остальных.

Читайте также:  Бизнес-идея: продажа «сникерсов» — трендовой женской обуви с доставкой

Когда база будет освоена, вы сможете помогать каждому ученику с его индивидуальным проектом.

Материал для обучения

В вопросе, чему учить воспитанников, есть всего 2 варианта:

  • тому, в чем сами разбираетесь (например, созданию элементов умного дома или школьной сигнализации);
  • тому, чему учат специальные конструкторы (их придется прикупить).

В первом случае сложность состоит в написании собственного пособия. Вам придется вжиться в роль автора, не романа конечно, но все равно это довольно трудно и может занять много времени. Во втором случае играют роль только финансы. Если вы в состоянии приобрести подобные наборы, это самый простой вариант. Его и стоит его использовать.

Обзор популярных конструкторов:

ИллюстрацияНазвание набораОписание
LEGO WEDO 2.0 Набор предназначен для ознакомления учащихся с робототехникой, инженерией и программированием. Набор поставляется с достаточным количеством кирпичей LEGO, но самое главное – он включает в себя Bluetooth Low Energy на основе концентратора, который подключается к двигателю. Также в него входят датчики движения и наклона, которые являются частью базового пакета. Что касается программного обеспечения, WEDO использует интерфейс перетаскивания и падения для написания простых приложений, которые могут подключаться к концентратору и его датчикам.Само оборудование является лишь частью новой образовательной программы, хотя LEGO также предлагает школам учебный план с более чем 40 часовыми занятиями, построенными на ключевых стандартах науки, как правило, преподаваемых во второй половине четвертого класса. Некоторые из них являются основными инженерными проектами: например, строительство небольшого грузовика на уроках по утилизации, или использование LEGO кирпичей в обучении учеников технике опыления растений. Все это – научный проект настоящей жизни.
Fischertechnik или Huna Не столь популярные продукты, но они довольно хороши в использовании. Стоят немного дешевле LEGO, инфраструктура развита не очень хорошо и качество в целом ниже, но зато в них удобный и главное понятный интерфейс. Простая электроника, то есть можно что-то докупать, изобретать новое, в чем опять же приятное отличие от LEGO.
Конструкторы на базе Arduino Это уже готовые роботы, которые почти не нужно собирать. Стоимость в среднем около 4 тысяч рублей. Конструкторы могут ездить, выполнять какие-либо операции, толкать друг друга, поэтому упор здесь идет только на программирование.

Теперь вы знаете, как открыть кружок робототехники. На сегодняшний день создано огромное количество учебных программ, так что выбор стоит только за вами. Дети, проходя обучение, лучше адаптируются в социальной сфере, начинают помогать друг другу, сопереживать, стремятся и к самостоятельности, много общаясь со сверстниками.

Кроме того, они учатся работать в команде, добиваться результатов, работать на компьютере, работать по инструкции, творчески подходить к решению вопросов.

Ребята узнают основы программирования и моделирования, понятнее начинают излагать свои мысли и достойно принимать критику.

Занятия робототехникой позволяют ученикам окунуться с головой в мир техники, конструирования, физики, науки и программирования.

Источник: http://mojdetskijsad.ru/pora-v-shkolu/kak-otkryt-kruzhok-robototexniki-dlya-shkolnikov-nachalnyx-klassov.html

Первые роботы и история развития робототехники

В массовом сознании слово «робот» ассоциируется в основном с научными достижениями и идеями 20-21 веков. Особенно часто этот термин мало разбирающийся в технических областях человек встречает в произведениях научной фантастики – романах Айзека Азимова, сериях фильмов «Терминатор», «Трансформеры» и т.д.

Более продвинутые из них еще могут припомнить советские «Луноходы», промышленные или медицинские аппараты, зверо- или человекоподобных роботов из рекламных роликов компании Boston Dynamics.

Однако, как и многие другие великие идеи человечества, концепция автоматизированных механизмов, способных самостоятельно выполнять различные операции, появилась гораздо раньше и прошла длительный путь своего развития.

Определение понятия

Прежде, чем говорить о том, какими были самые первые роботы, следует определить, что именно подразумевается под данным понятием. Это имеет важное значение для понимания развития данной технологии и ее уникальности.

Первое появление слова «робот» относится к 1920 году, когда чешский писатель Карел Чапек употребил его в фантастической пьесе «Rossumovi univerzální roboti (R.U.R)». Там оно обозначало искусственно созданного человека, чей труд использовался на тяжелых и опасных производствах взамен человеческого (robota в переводе с чешского – каторга).

И хотя в этом произведении роботы изготавливались на фабриках из выращенных органических тканей, само понятие впоследствии было популяризировано именно в отношении механических устройств.

Робота следует отличать от простых механизмов и автоматов. Это устройство обладает способностью к более тесному и комплексному взаимодействию с оператором и внешней средой.

Совет

Если простой автоматический механизм при выполнении определенного действия слепо следует заранее заложенному в нем алгоритму, то робот способен воспринимать внешние сигналы и в соответствии с ними адаптировать свои действия. Таким образом его взаимодействие с внешней средой становится более гибким, точным и универсальным.

Даже самые первые в мире роботы, о которых будет сказано далее, имели примитивные аналоги органов чувств, без которых это принципиальное отличие было бы невозможным.

У истоков: первые прообразы роботов

Однако история создания роботов тесно переплетается с развитием механики и логически из нее проистекает. Поэтому для ее понимания необходимо углубиться на несколько веков назад, а именно в эпоху античности, когда процветала колыбель наук – Древняя Греция.

В этой стране появились автоматические устройства, созданные для выполнения практических задач и развлечения. В качестве примера можно привести описанную Филоном Византийским механическую женщину-слугу, которая наливала из кувшина вино во вставленный в ее руку стакан.

Древнегреческий математик и изобретатель Архит Тарентский еще в 5 веке до н. э. изобрел деревянного голубя, который запускался в небо с помощью паровой катапульты.

Многие историки технологий считают, что первый робот в истории был создан именно в этот момент, хотя корректнее считать его прототипом крылатой ракеты или реактивного снаряда.

Еще более сложное и грандиозное автоматическое устройство существовало в научной столице античного мира – великом городе Александрия. На расположенном здесь в начале нашей эры знаменитом Фаросском маяке были размещены величественные женские фигуры.

Они могли указывать направление ветра и движение небесных светил (Солнца и Луны), отсчитывать время и даже сигнализировать морякам об опасности во время шторма или тумана с помощью громкого трубного звука.

В древнегреческом городе Сиракузы на острове Сицилия жил великий греческий изобретатель и ученый Архимед, также прославившийся созданием автоматических механизмов. В частности, ему приписывается создание первого прообраза настоящего боевого робота.

Устройство под названием «коготь», устанавливаемое на крепостной стене, захватывало длинным крюком осаждавшие город римские корабли, поднимало их в воздух и переворачивало, стряхивая экипаж за борт.

Другой гениальный грек, Герон Александрийский, изобрел первый в истории программируемый автомат. Тележка, вывозившая на сцену механизированные марионетки, управлялась с помощью веревки и колышков.

Обратите внимание

Изменяя положение последних, Герон регулировал наматывание тросиков на независимые оси повозки, тем самым задавая ей траекторию движения.

Этот принцип в чем-то похож на перфорированные ленты и карты – средства записи и хранения информации, используемые в автоматических станках и ЭВМ вплоть до 80-х годов ХХ века.

История робототехники была бы неполной без достижений других государств того времени. Так, еще в конце 2 тысячелетия до н. э.

, задолго до древнегреческих механизмов, в Древнем Египте жрецы изготовили статую, которая поднятием руки указывала на наследника фараона во время религиозных церемоний.

А в Китае примерно в это же время местные мастера создавали первые прототипы роботов, приводимые в действие силой пороховых взрывов. Великий мудрец Лао-Цзы упоминал о механическом человеке, разработанном для императора на рубеже 1 и 2 тысячелетия до н. э.

И все же именно Древнюю Грецию можно считать родиной робототехники, потому как здесь были не просто построены многие автоматические устройства, но теоретизированы принципы их создания и функционирования.

«Роботы» Средневековья

Вопреки распространенному мнению, Средние века не были эпохой всеобщего упадка и технологического регресса. Наука, в том числе механика, хотя и с некоторой задержкой в первые века после падения античных держав, продолжала свое развитие.

Удивительно, но многие сложные устройства появились на свет благодаря силе, которая в массовом сознании ассоциируется только с мракобесием – а именно Церкви. В те времена католические монастыри были одним из центров научной и инженерной мысли.

В частности, легенды приписывают виднейшему ученому и теологу Альберту Великому создание «механической служанки», которая умела самостоятельно передвигаться и даже воспроизводить речь. Задокументированным, и, следовательно, более достоверным, выглядит свидетельство средневекового архитектора Виллара де Онекура (13 век н. э.

), который в своем труде описал зооморфные механизмы, а также фигуру ангела, поворачивающуюся вслед за движением солнца. К тому же 13 веку относится увеселительный сад в поместье графа Роберта II д’Артуа, заполненный автоматическими обезьянами, птицами и механизированными фонтанами.

Большое развитие механика получила в это время и на Востоке. Византия, практически не затронутая потрясениями Раннего Средневековья, славилась автоматонами, встречавшими иностранных гостей в императорском дворце.

Согласно свидетельствам, около царского трона были расположены два металлических льва, которые умели реветь и бить хвостами, а в кронах деревьев находились механизированные птицы, певшие и щебетавшие на разные голоса.

В мусульманских странах того времени механика и математика вышли на качественно новый уровень, благодаря чему их мастера создавали удивительные устройства. Так, братья Бану Муса в 9 веке н. э.

изобрели искусственного флейтиста, а видный ученый того времени Али ибн Халаф аль-Маради, живший в 11 веке, в своей «Книге тайн» описал около 30 сложных автоматонов.

Здесь же следует упомянуть и легенду о «железном мужике», созданном придворными мастерами Ивана Грозного.

Согласно ей, человекоподобный механический слуга при дворе русского царя подавал ему чашу с вином и кафтан, подметал пол, кланялся гостям и даже «побивал медведя».

Звучит фантастично, но следует учитывать, что эта легенда основана на письмах голландского купца Йохана Вема – человека крайне прагматичного и не склонного к фантазиям.

Леонардо да Винчи, будучи гением инженерной мысли, в своих зарисовках предложил схемы самых разных механизмов, одним из которых является фигура закованного в латы рыцаря, которая могла двигать руками и шеей, садиться и даже открывать рот.

Важно

Собранный образец демонстрировался изобретателем при дворе Людовика Сфорца, герцога Миланского, в 1495 году.

В 20 веке по сохранившимся чертежам была воспроизведена точная и функциональная копия этого устройства, сегодня хранящаяся в Миланском музее.

Новое время: золотой век автоматонов

Однако настоящую популярность и бурное развитие автоматические механизмы получили с началом эпохи Возрождения. Наука, вырвавшись из монополии Церкви, получила дополнительный импульс к развитию, в том числе за счет переосмысления достижения античных ученых. И на первую роль в новой волне старинной робототехники вышли часовщики.

Здесь стоит упомянуть о двух важных изобретениях, которые способствовали развитию технологии автоматонов – пружинному и маятниковому заводным механизмам. До этого подобные устройства приводились в движение гирями, что позволяло создавать только крупные и относительно несложные изделия.

Новые накопители энергии (пружина и маятник) стали настоящим прорывом в миниатюризации автоматических механизмов.

Особенно прославился на этом поприще мастер Жак де Вокансон, который жил в 18 веке – к слову, в детстве обучавшийся в иезуитской школе. Особенную популярность получили два его изобретения:

  • механическая утка, способная взмахивать крыльями, клевать зерно с руки и даже испражняться;
  • автоматический музыкант, умеющий наигрывать различные мелодии на флейте и свирели.

Другим известным мастером был швейцарец Пьер Жаке Дро, живший в том же 18 веке и основавший знаменитую часовую компанию Jaquet Droz. В то время он прославился не только своими хронометрами, но и множеством сложнейших устройств, среди которых особенно известно три его творения:

  • «Писарь» – автоматическая фигура мальчика, содержащая около 4 000 деталей, была способна написать любой текст из 40 знаков, самостоятельно макая перо в чернильницу;
  • «Художник» – похожий автомат, только вместо текста наносивший на бумагу различные рисунки, например портреты людей, изображения животных и т. д.;
  • «Девушка-музыкант» – автомат в виде органистки, который умел наигрывать на небольшом органе 5 различных мелодий, при этом двигая головой и телом, а в конце выступления изящно кланяясь.
Читайте также:  Интерактивная одежда suntex – новая идея для бизнеса 2014

Отличительной чертой этих автоматонов была возможность их программировать, для чего использовались барабаны или диски с насечками, в которых была закодирована последовательность действий.

Поменяв их расположение, мастер мог заставить свои устройства написать различные тексты, сыграть другую мелодию и т. д.

И все же утверждать, что именно он создал первого робота, нельзя – его механизмы еще слишком мало взаимодействовали с внешней средой, а их функции были сугубо развлекательными.

Технология создания подобных устройств получила широкое распространение не только в Европе, но и мире. В конце 18 века в Японии была создана автоматическая девушка, способная стрелять из лука.

В Эрмитаже выставлены знаменитые часы с павлином, купленные Екатериной Великой в Британии.

Вклад российских мастеров здесь тоже есть – при перевозке в Россию механизм сильно повредился, но знаменитый изобретатель Кулибин смог полностью восстановить его.

Изготовление автоматонов развивалось по пути не только усложнения, но и миниатюризации устройств.

Совет

Если первые образцы таких механизмов занимали достаточно много места, то к 19 веку их часто умещали в карманные часы.

В основном это были сугубо развлекательные устройства, изготавливаемые для аристократов, передвижных цирков, выставок и т. д. Однако пройдет совсем немного времени, и автоматы начнут помогать людям.

Современный этап развития робототехники

Механические игрушки-автоматоны изготавливались часовщиками вплоть до начала 20 столетия. Их главным недостатком был сильно ограниченное время действия и слабость из-за особенностей пружинного заводного механизма.

Однако развитие технологии электричества дало человечеству новый источник энергии, которым можно было питать устройства гораздо более продолжительное время. В то же время начинаются и первые попытки заставить сложные механизмы работать на человека, заменяя его труд на производстве.

Уже в 1808 году французский ткач Жозеф Мари Жаккар изобрел ткацкий станок, программируемый с помощью перфокарт. Пока это был еще не робот – скорее, аналог современных автоматизированных линий.

Но именно в нем впервые в промышленности был реализован принцип программирования, на котором держится современная робототехника.

Параллельно совершенствовались и способы управления – в частности проводной и радиоволновой. В 1898 году Никола Тесла впервые продемонстрировал самоходную лодку, управляемую дистанционно с помощью радио. Одновременно вместо сложных механических приводов устройства начали обзаводиться более простыми, мощными и миниатюрными электрическими двигателями.

Уже к началу 20 века сформировались все условия, обусловившие создание первых роботов. Электрический ток стал не только источником питания, но и средством получения, передачи и обработки информации.

Сложно сказать, когда появился первый робот в современном понимании этого слова. Многие компании и отдельные разработчики тех времен вели работу в области создания подобных машин.

В 20-30-е годы прошлого века было разработано более 30 механизмов, соответствующих требованиям полноценной робототехники.

И все же считается, что человек, создавший первого действующего робота – американский инженер Рой Уэнсли из корпорации Westinghouse Electric Company.

Обратите внимание

Разработанный им в 1928 году механизм под названием «Герберт Телевокс» представлял собой человекоподобную машину, способную открывать двери и окна, отключать духовку, электродвигатели и т. д.

Важнейшим отличием этого изобретения от автоматонов являлось умение отвечать и реагировать на команды, подаваемые ему по телефону. При этом робот был не подключен к линии напрямую – он, подобно человеку, с помощью встроенного микрофона слушал приказания.

Из-за несовершенства технологий того времени эти команды представляли собой не обычную речь, а определенную последовательность гудков, писков, скрежетов и других звуков различной тональности.

Первенство Роя Уэсли оспаривает Макото Нисимура – японский ученый-биолог, создатель первого действующего робота в Японии (1929 год).

Этот управляемый по проводам антропоморфный механизм был способен по командам выполнять различные манипуляции руками, в частности писать.

Еще одним претендентом на роль родоначальника роботов был Эрик, разработанный в том же 1928 году британским военным Уильямом Ричардсом. Механизм мог не только двигать конечностями, но и «осмысленно» отвечать на ряд вопросов, при этом даже умудряясь отпускать шутки.

Однако эти и многие другие роботы предназначались для демонстрации научных достижений, но не для практической деятельности.

Возникновение робототехники в производстве или сельском хозяйстве произошло позже, потому как такая работа требовала качественно нового уровня технологий.

Хотя стоит отметить, что первый прообраз промышленного робота появился еще в 1898 году – это был созданный американским инженером Бэббитом манипулятор, с помощью которого выхватывались заготовки из раскаленной печи.

В 1948 году в США компанией General Electric был создан первый промышленный робот для работы на атомном реакторе.

Его особенностью было наличие обратной связи – оператор мог не только видеть его перемещение в рабочем пространстве, но и чувствовать силу, которую развивал захват манипулятора, что позволяло управлять механизмом более точно.

Важно

В середине 50-х годов американец Джордж Девол основал компанию Unimation, которая занималась выпуском первых серийных промышленных роботов, программируемых с помощью перфокарт.

Уже к середине 60-х годов в развитых странах насчитывалось несколько десятков компаний, наладивших выпуск подобных машин. Особенно в этом преуспела Япония – закупив у «Юнимейшн» первые роботы в 1968 году, уже через 10 лет эта страна стала мировым лидером по выпуску собственных аналогов и оснащения ими производств.

Сегодня роботы проникли практически во все сферы деятельности. Промышленность, научные исследования, энергетика, медицина, развлечения, военные действия и даже космос – современные автоматические или дистанционно контролируемые механизмы используются очень широко и даже постепенно вытесняют человеческий труд.

Развитие роботов идет по нескольким направлениям – улучшение механизмов и приводов, совершенствование алгоритмов, внедрение самообучающихся систем управления (слабого искусственного интеллекта), а также разработка новых интерфейсов «человек-компьютер».

Роботизация тесно переплетается с биотехнологиями и кибернетикой, результатом чего является создание кибернетических организмов (киборгов), функциональных бионических протезов, полностью автономных автомобилей, кораблей, космических и летательных аппаратов (в том числе военных).

Так наше общество незаметно для себя вошло в будущее, которое всего лишь век назад описал в своей пьесе Карл Чапек.

Источник: https://robo-sapiens.ru/stati/pervyie-robotyi-i-kratkaya-istoriya-razvitiya-robototehniki/

Программирование для школьников: новые востребованные профессии и запросы бизнеса

Нужно ли школьникам стремиться поступить в Бауманку? Или достаточно пройти курсы по программированию, чтобы стать крайне востребованным на рынке труда в своем регионе и занять уникальную нишу? Замредктора Теплицы Наталья Баранова пообщалась с экспертами и узнала, почему в школах необходимо внедрять it-образование, и как это направление развивается в России.

Чем раньше, тем лучше

Программист — профессия будущего. В этом убеждены создатели образовательных школ и it-специалисты. Поэтому чем раньше подросток освоит навыки программирования, поймет как работают технологии изнутри, тем больше возможностей перед ним откроется.

«Навыки программирования будут востребованы, несмотря на то, что уже сейчас простая работа автоматизируется и передается роботам. Да, мы столкнемся с новыми вызовами, но «умные» дома тоже должен кто-то создавать, а роботов программировать. Этим будет заниматься человек», — рассуждает руководитель детской школы программирования «Кодабра» Дарья Абрамова

С экспертом согласилась веб-дизайнер, руководитель направления помощи НКО Теплицы социальных технологий Анна Ладошкина. «Без знания программирования, хотя бы базового, человеку в скором будущем будет сложно освоиться даже в бытовых вопросах», — отметила Ладошкина.

Специалисты уверены, что серьезно обучать детей программированию можно начинать с 7-9 классов.

Совет

По мнению сооснователя платформы HTML Academy Алексея Симоненко, главная проблема обучения в том, что внимание детей сложно долго удерживать. «Учитывая эту особенность, лучше выбрать формат коротких игр.

При этом важно ещё заинтересовать процессом, например, предложив создать собственную игру. Для этих целей идеально подходит программа Scratch», — уверен эксперт.

Например, в «Кодабре» обучают только в форме игры. Дети сами программируют игры, мультфильмы и роботов, начиная с 7 лет. «Это простые игры, которые не конкурируют с игровой индустрией, — объяснила Дарья Абрамова. — При этом собранный своими руками проект впечатляет юного создателя и вовлекает программирование и изучение технологий».

Какие специалисты нужны сейчас

Сегодня нет необходимости писать сложные программы с нуля. Таким навыком теперь никого не удивишь. Все потому что огромное количество компьютерного кода готовых программ уже выложены в свободный доступ.

По мнению директора по маркетингу сервисов компании «Яндекс» Андрея Себранта, сейчас свободна ниша специалистов, которые сумеют адаптировать программу для работы конкретного бизнеса.

«Большой универсальный код пишут тысячи программистов в немногих крупных организациях.

А потом в десятках и сотнях тысяч мелких компаний достаточно одного-двух программистов-ремесленников для адаптации этого кода под нужды конкретного бизнеса, — объясняет Себрант.

— И такие ребята всегда будут нужны на местах — им не обязательно гнаться поступать в Бауманку (Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана — прим.ред.) или идти на работу в Яндекс».

По словам эксперта, такие it-кадры будут точно востребованы в ближайшие 10-15 лет. Подготовкой будущих программистов занимается «Яндекс.Лицей».

Его бесплатная программа уже запущена Калуге, Пензе, Саратове и Тамбове и рассчитана на ребят 8 и 9 классов. Школьники работают на языке Python.

Андрей Себрант считает, что именно этот язык будет чаще других использоваться для работы с самообучающимися системами или машинным обучением.

Как развивается сфера

В России, по мнению экспертов, обучению программированию уделяется не так много внимания, как хотелось бы.

«К сожалению, сейчас приоритетной, для вложения денег в обучение, является подготовка к ЕГЭ, поэтому почти все школы и курсы сосредоточены на этом. Школы программирования или робототехники можно пересчитать по пальцам.

Я бы сказал, что в отличие от запада, в нашей стране этот рынок только зарождается», — поделился наблюдениями Алексей Симоненко.

Более того, российские IT-компании пока не готовы поддержать и выступить спонсорами для проведения таких курсов.

Обратите внимание

Также эксперт считает, что уроки информатики в школах нужно преобразовать в более современные занятия. «Зачастую преподаватели учат на устаревших программах и языках, которые не вызывают никакого интереса у ребенка, если он самостоятельно не мотивирован», — говорит Дарья Абрамова.

Несмотря на все сложности в последние годы в России появилось много стартапов. Большинство проектов носят коммерческий характер, но есть и те, кто работает на безвозмездной основе и старается сделать занятия по программированию доступными для большинства подростков.

Например, бесплатные курсы для школьников организовывает петербургский проект «Эко Гейм Джем». Координатор проекта Илья Роговенко признался, что главная цель — увлечь программированием обычных ребят с улицы.

В феврале 2017 года вместе с единомышленниками он открыл занятия, на которых школьники в командах учатся делать компьютерные игры и получают за это призы.

По мнению Роговенко, подобные командные конкурсы должны быть в каждом городе страны, но сейчас их не так много.

Также бесплатные занятия по программированию проводят «Кодабра» и «Яндекс.Лицей»,компания КРОК основала «Школу IT-решений», а еще более чем в 20 городах России запущена IT-школа от Samsung.

Более того, осенью 2017 года в разных городах страны пройдут образовательные мероприятия: хакатоны, лекции или мастер-классы на тему программирования. Получить финансирование на проведение такого события может любая НКО.

Для этого нужно до 15 сентября подать заявку на участие в инициативе Meet and Code. Отбор заявок и координацию финансируемых проектов в России будет проводить Теплица социальных технологий.

Источник: https://te-st.ru/2017/08/30/programming-for-children/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector