Государственная стратегия развития малого бизнеса до 2030 года

Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года

9 июня 2016 12:40

Распоряжение от 2 июня 2016 года №1083-р. Цель Стратегии – развитие сферы малого и среднего предпринимательства как одного из факторов инновационного развития страны и улучшения отраслевой структуры экономики.

Стратегия направлена на создание конкурентоспособной, гибкой и адаптивной экономики, которая обеспечивает высокий уровень индивидуализации товаров и услуг, высокую скорость технологического обновления и стабильную занятость.

Справка

  • Распоряжение от 2 июня 2016 года №1083-р в действующей редакции

Подготовлено Минэкономразвития во исполнение перечня поручений Президента России (Пр-815ГС от 25 апреля 2015 года, пункт 5, подпункт «а») и в соответствии с решением Правительственной комиссии по вопросам конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства.

Подписанным распоряжением утверждена Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года (далее – Стратегия).

Стратегия разработана в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 года №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».

Обратите внимание

Стратегия – межотраслевой документ стратегического планирования в сфере развития малого и среднего предпринимательства.

Она является основой для разработки и актуализации государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъектов Федерации, муниципальных программ, а также плановых и программно-целевых документов, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства.

Цель Стратегии – развитие сферы малого и среднего предпринимательства как одного из факторов инновационного развития страны и улучшения отраслевой структуры экономики. Стратегия направлена на создание конкурентоспособной, гибкой и адаптивной экономики, которая обеспечивает высокий уровень индивидуализации товаров и услуг, высокую скорость технологического обновления и стабильную занятость.

Приоритетные направления Стратегии:

– интеграция функций поддержки малого и среднего предпринимательства;

– стимулирование спроса на продукцию малых и средних предприятий, в том числе на основе расширения доступа таких предприятий к закупкам товаров, работ, услуг организациями государственного сектора экономики;

– создание условий для повышения производительности труда на малых и средних предприятиях;

– обеспечение доступности финансовых ресурсов для малых и средних предприятий;

– совершенствование политики в области налогообложения и неналоговых платежей;

– повышение качества государственного регулирования в сфере малого и среднего предпринимательства;

– стимулирование развития предпринимательской деятельности на отдельных территориях.

Обратите внимание
Важно

Реализация Стратегии к 2030 году позволит увеличить долю малых и средних предприятий в валовом внутреннем продукте в два раза (с 20 до 40%), оборот малых и средних предприятий – в 2,5 раза, производительность труда в этом секторе – в два раза, долю обрабатывающей промышленности в обороте сектора малого и среднего предпринимательства (без учёта индивидуальных предпринимателей) – до 20% и долю количества занятых в этой сфере в общей численности занятого населения – до 35%.

[/su_box]

Принятое решение направлено на обеспечение координации действий органов власти всех уровней, представителей предпринимательского сообщества и организаций, образующих инфраструктуру поддержки, в сфере развития малого и среднего предпринимательства.

Источник: http://government.ru/docs/23354/

Стратегия развития малого и среднего предпринимательства на период до 2030 года

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА

О. В. Михалева*, К.О. Мутылина

Курский государственный университет Россия, 305000, г. Курск, ул. Радищева, 33 * email: kiss2135@mail.ru

В статье проанализирована значимость малого бизнеса в развитии экономики Российской Федерации, а также состояние развития малого и среднего предпринимательства на современном этапе. В работе рассмотрены перспективы и цели развития данного сектора экономики.

Реформы, проведенные в сфере малого и среднего бизнеса, призваны решить ряд проблем, с которыми сталкиваются данные предприятия: стимулирование спроса на продукцию малого и среднего предпринимательства, доступ к государственным закупкам, обеспечение доступности финансовых ресурсов, стимулирование развития предпринимательской деятельности на территории отдельных регионов и другие.

Важно

Ключевые слова: экономика, экономический прогноз, реформы малого бизнеса, малое и среднее предпринимательство, перспективы развития бизнеса.

STRATEGY OF DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES FOR PERIOD UP TO 2030

O. V. Mikhaleva*, ^ О. Mutilina

Kursk state University

33 Radischeva St., 305000, Kursk, Russia

* email: kiss2135@mail.ru

The article analyzes the importance of small business in economic development of the Russian Federation, as well as the state of development of small and medium enterprises at the present stage. The paper considers the prospects and development goals of this sector of the economy.

Reforms in the sphere of small and medium business designed to solve a number of problems facing these enterprises: to stimulate demand for the products of small and medium enterprises, access to public procurement, ensuring availability of financial resources, stimulating the development of entrepreneurial activities on the territory of separate regions, and others.

Keywords: economy, economic outlook, reforms for small business, small and medium enterprises, prospects of development of busines.

На сегодняшний день малый бизнес играет важную роль в развитии экономики любой страны, и Российская Федерация не исключение. От состояния малого бизнеса зависит насыщение рынка товарами необходимого качества, количество занятых лиц на предприятиях малого бизнеса.

Такие предприятия быстрее адаптируются к постоянно меняющейся конъюнктуре рынка и поэтому способны смягчать влияние структурных изменений, они вносят значительный вклад в развитие регионов, также способны быстро внедрять технические нововведения и обновлять производственную базу.

В настоящее время организации малого и среднего предпринимательства делятся на 3 группы: микро предприятия, малые предприятия, средние предприятия. В основе данной классификации лежит признак числа занятых на предприятии людей и предельное значение выручки от реализации товаров за год без учета НДС. Данную классификацию можно наблюдать на рисунке 1.

Стоит отметить, что за период 2015г. Доля ВВП, приходящаяся на предприятия малого и среднего бизнеса, составляет 19,2% ; количество субъектов малого и среднего предпринимательства на территории РФ – 5,6 млн. единиц; доля от общего числа занятых – 18млн. человек или 25%.

Совет

Эти данные с уверенностью дает нам право сказать о том, что одна четвертая часть трудоустроенного населения страны занята на предприятиях малого и среднего бизнеса. В 2015г. На предприятия малого и среднего бизнеса пришлось 6% экспорта, что также является неплохим показателем.

Средние

– от 101 до 250 человек

– не более 2 млрд. руб.

Малые

– от 16 до 100 человек

– не более 800 млн. руб.

Микро

– до 15 человек

– не более 120 млн. руб.

Рис.1. Классификация предприятий малого и среднего бизнеса

При этом стоит отметить, что малый и средний бизнес не стал пока драйвером развития экономики.

Миссия стратегии развития данного сектора экономики состоит в том, чтобы создать конкурентоспособную, гибкую и адаптивную экономику, которая могла бы обеспечить высокую скорость технологического обновления производства и стабильную занятость. Эту цель правительство решило достигнуть при помощи развития малого и среднего предпринимательства, что способствовало бы устойчивому повышению качества жизни и роста доли среднего класса.

К основным задачам стратегии развития малого и среднего

130

Juvenis scientia 2016 № 2 | ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

предпринимательства (МСП) можно отнести следующие:

• Интеграция функций поддержки малого и среднего бизнеса;

• Стимулирование спроса на продукцию МСП, также и на основе доступа к государственным закупкам;

• Обеспечение доступности финансовых ресурсов;

• Совершенствование политики в области налогообложения и неналоговых платежей;

• Повышение качества государственного регулирования в сфере МСП;

• Стимулирование развития предпринимательской деятельности на территории отдельных регионов;

• Укрепление кадрового потенциала;

• Повышение производительности труда.

Также, в стратегии развития малого и среднего бизнеса определены и способы достижения поставленных задач.

Системным интегратором мер поддержки МСП выступит АО «Корпорация «МСП», в компетенции которой будет входить создание единого центра финансово-кредитной поддержки субъектов МСП, разработка и внедрение стандартов оказания поддержки предприятиям малого и среднего бизнеса, пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности, организация системы информационно-консультационной и маркетинговой поддержки МСП. Помимо этого в обязанности данной организации будет входить мониторинг оказания поддержки субъектам МСП и реализация комплекса мер по увеличению доли закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц у субъектов МСП.

Еще одним способом достижения целей стратегии является создание отдельной ниши для предприятий малого и среднего бизнеса. К мероприятиям, способствующим этому, можно отнести:

1. Развитие конкуренции на локальных рынках:

• Внедрение Стандарта развития конкуренции в субъектах РФ;

• Ограничение права создания и сохранения государственных и муниципальных предприятий и учреждений на конкурентных рынках;

• Разработка банков «готовых решений» для эффективного ведения бизнеса.

2. Поддержка МСП в социальной сфере:

• Снятие ограничений на вхождение новых компаний на рынок социальных услуг;

• Дополнительные механизмы поддержки субъектов МСП, осуществляющих деятельность в области социального предпринимательства.

3. Стимулирование спроса на продукцию МСП:

• Внедрение простых и понятных способов закупок, формирование единых закупочных политик;

• Внедрение технологий электронных торгов;

• Разработка стандартов осуществления закупок у МСП;

• Рост обязательной квоты по закупкам у МСП с 18 % в 2016 г. до 25 % в 2018 г.;

• Методическое содействие МСП для участия в закупках;

• Организация мероприятий, направленных на повышение уровня технологической и организационной готовности малых и средних предприятий к участию в закупках.

4. Развитие торговли и потребительского рынка:

• Учет потребностей МСП в сфере торговли при проектировании и реализации проектов городского транспорта, общественных пространств, жилых микрорайонов;

• Развитие ярмарочной торговли (в т.ч. ярмарок выходного дня);

• Развитие автоматизированных форм торговли;

• Организация современных сельскохозяйственных и продовольственных рынков;

• Развитие дистанционной торговли, системы электронных платежей;

• Развитие франчайзинга;

• Развитие многоформатной торговой инфраструктуры, прежде всего несетевых объектов МСП.

Следующим способом достижения цели является технологические развитие предприятий малого и среднего бизнеса. Одной из организаций, способствующих этому, является Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

В рамках повышения технологического развития создается инфраструктура для поддержки МСП: установление единых требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки МСП в области инноваций и промышленного производства, развитие региональных инновационных кластеров, создание инфраструктуры – бизнес-инкубаторов, технопарков и т.п.

Обратите внимание

Также к поддержке технологического развития МСП можно отнести реализацию программ готовности МСП к выполнению заказов со стороны крупных организаций.

Помимо этого, предусмотрены меры по повышению квалификации руководящих кадров на предприятиях малого и среднего бизнеса, создание ресурсных центров по подготовке рабочих кадров на базе ВУЗов и НИИ, создание дополнительных стимулов для сертификации производственных процессов МСП по стандартам систем качества. Приоритетное место занимает поддержка предприятий малого и среднего бизнеса в сфере импортоза-мещения.

Читайте также:  Производство столешниц из искусственного камня (жидкого гранита) как бизнес, вложения: от 395700 руб.

Для предприятий малого и среднего бизнеса предусмотрен комплекс мер финансовой поддержки. Это такие меры как стимулирование коммерческих банков к расширению кредитования МСП, микрофинансирование, долгосрочное финансирование, программы субсидирования затрат субъектов МСП, инструменты прямого финансирования и т.д.

Значительное влияние на развитие малого и среднего бизнеса оказывает фискальная политика государства, поэтому ее контролю в отношении субъектов МСП следует уделить особое внимание.

К комплексу мер поддержки малых предприятий в этой области стоит отнести мораторий на рост налоговых платежей до 2018 года, повышение пороговых значений доходов по упрощенной системе налогообложения и патентной системе налогообложения, повышение порогового значения стоимости имущества для использования упрощенной системы налогообложения, развитие патентной системы налогообложения, ревизия неналоговых платежей.

Дополнительными мерами по стимулированию развития МСП являются: повышение предельного размера дохода, который позволяет налогоплательщикам по налогу на прибыль перейти на квартальный порядок уплаты авансовых платежей; повышение порога стоимости имущества, характеризующего его в качестве основного средства ; установление инвестиционной льготы по налогу на прибыль организаций, предусматривающей уменьшение налоговой базы на сумму произведенных капитальных вложений.

Приоритетом государственной политики в области стимулирования развития МСП является сокращение контрольно-надзорной нагрузки. В период 2015-2017 гг. предусмотрены следующие направления государственной поддержки предприятий малого бизнеса:

• Формирование и ведение единого реестра проверок;

• Обеспечение трехлетнего моратория на проведение плановых проверок в отношении МСП;

• Апробация риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного и муниципального контроля;

• Проведение ревизии положений в отношении осуществления контрольно-надзорной деятельности с целью их упорядочивания и унификации, дифференциации по уровню риска.

Данные меры помогут сделать проверки малых и средних предприятий ожидаемыми и сократят количество выявленных нарушений, поскольку МСП будут четко знать сроки проверок и готовиться к ним. Это снижает нагрузку на данный сектор экономики.

Важно

После 2017г. мероприятия по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности будут прописаны в Федеральном законе «Об основах государственного и муниципального контроля и надзора в Российской Федерации», который направлен на переход к риск- ориентированному подходу при проведении мероприятий по контролю (надзору).

Также, к направлениям государственной поддержки предприятий малого и среднего бизнеса можно отнести следующие:

• Повышение гибкости регулирования рынка труда;

• Упрощение процедур доступа МСП к использованию объектов недвижимого имущества;

• Расширение информационной поддержки МСП;

• Упрощение отчетности;

• Развитие механизмов обратной связи и общественного мониторинга решений в сфере развития МСП;

• Информационное обеспечение государственной политики в сфере развития МСП.

Таким образом, государство старается создать наиболее комфортные условия для развития и расширения предприятий малого и среднего бизнеса.

Немаловажным фактором, способствующим развитию субъектов малого и среднего предпринимательства, является кадровый состав предприятий. В стратегии развития МСП в России особое внимание уделяется подготовке кадров и раскрытию предпринимательского потенциала.

В частности, для подготовки квалифицированных кадров предлагается разработать и внедрить стандарты оказания образовательной поддержки субъектам МСП, реализовать образовательные программы по основам предпринимательства, налогам, бухучету и проектной деятельности через сеть организаций инфраструктуры поддержки субъектов МСП, создать и развить институт наставничества при участии предпринимательского сообщества, вузов, организаций инфраструктуры поддержки субъектов МСП.

Предпринимательский потенциал правительство предлагает раскрывать посредством проведения года предпринимательства, тиражирования историй успешного предпринимательства, популяризации конкурсов СМИ по пропаганде роли МСП в развитии экономики, решении социальных, экологических проблем, организации мероприятий в рамках международных событий, связанных с популяризацией предпринимательства, поддержки молодежного предпринимательства и ряда других мер.

Реализация стратегии развития предприятий малого и среднего производства разделена на 3 этапа: 2016-2018 гг., 2019-2025гг. и 2026-2030 гг.

У каждого из этих этапов определены основные задачи, которые представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Этапы реализации стратегии

Совет

Общее управление Стратегией осуществляет Правительственная комиссия по вопросам конкуренции и развития МСП.

Координацию деятельности осуществляет Минэкономразвития России при участии АО «Корпорация «МСП». Предусмотрена разработка двухлетних «дорожных карт» по реализации Стратегии.

Порядок предоставления отчета о реализации Стратегии предусмотрен законодательством о стратегическом планировании.

Для всех направлений реализации стратегии разработаны целевые индикаторы. К ключевым индикаторам можно отнести :

• Увеличение в 2,5 раза оборота МСП по отношению к 2014 году (с 41,8 трлн. руб. в 2014 году до 104,7 трлн. руб. в 2030 году);

• Увеличение в 2 раза оборота на одного работника в секторе МСП по отношению к 2014 году (с 2,3 млн. руб. в 2014 году до 4,6 млн. руб. в 2030 году);

• Увеличение доли обрабатывающей промышленности в обороте МСП с 11,8 до 20 % (с 4,9 трлн. руб. в 2014 году до 20,9 трлн. руб. в 2030 году);

• Увеличение доли занятых на субъектах МСП в общей численности занятого населения с 25 до 35 % (с 18 млн. чел. в 2014 году до 25 млн. чел. в 2030 году).

Таким образом, можно сказать, что стратегия развития малого и среднего предпринимательства на период до 2030г.

призвана снизить давление государственных и налоговых органов на субъекты МСП, увеличить обеспеченности финансовыми ресурсами, расширить программ субсидирования, обеспечить предприятия малого и среднего бизнеса квалифицированными кадровыми ресурсами. Это, несомненно, положительно отразится на экономике каждого из регионов и страны в целом.

ЛИТЕРАТУРА

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/strategiya-razvitiya-malogo-i-srednego-predprinimatelstva-na-period-do-2030-goda

Медведев подписал Стратегию развития малого и среднего бизнеса до 2030 г

МОСКВА, 9 июня. /ТАСС/. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев утвердил Стратегию развития малого и среднего бизнеса (МСБ) в РФ на период до 2030 года. Об этом он сообщил на заседании правительства России.

“Я подписал документ – Стратегию развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года. Конечно, наша задача – поддерживать людей, которые хотят развивать свое дело”, – сказал премьер, констатировав, что по уровню малого и среднего бизнеса Россия пока отстает от развитых стран.

“Задача стратегии – помочь малому и среднему бизнесу занять большую долю в экономике нашей страны”, – пояснил глава правительства.

По словам Медведева, Стратегия, в частности, предполагает “упрощение доступа для малого и среднего бизнеса к деньгам, к инженерным сетям, конечно, снижение административной нагрузки, чем мы с вами постоянно занимаемся, но с переменным успехом скажем прямо”.

“Нужно помочь людям осваивать новые ниши, внедрять передовые технологии”, – добавил Медведев, указав среди целей стратегии рост числа занятых в МСБ, увеличение производительности труда и доли обрабатывающих производств. “И нужно поддержать спрос на товары и услуги, в том числе через расширение квоты в закупках государственных компаний”, – сказал премьер-министр.

Обратите внимание

Как указывается на сайте правительства РФ, реализация Стратегии к 2030 году “позволит увеличить долю малых и средних предприятий в валовом внутреннем продукте в два раза (с 20 до 40%)”.

В свою очередь, оборот малых и средних предприятий должен вырасти в 2,5 раза, производительность труда в этом секторе – в два раза, доля обрабатывающей промышленности в обороте МСБ – до 20%, а доля занятых в этой сфере в общей численности работающих – до 35%.

О производительности труда на малых предприятиях 

В опубликованной Стратегии говорится, что производительность труда на малых и средних предприятиях в РФ, по оценке Министерства экономического развития, ниже уровня развитых стран (США, Японии, стран Европейского союза) в два-три раза.

В документе отмечается, что вклад малого и среднего предпринимательства в общие экономические показатели в РФ существенно ниже, чем в большинстве не только развитых, но и развивающихся стран. Малое и среднее предпринимательство в России – это в первую очередь микробизнес (95,5% общего числа субъектов малого и среднего предпринимательства). Число средних предприятий сравнительно невелико.

“На малые и средние предприятия приходится только 5 – 6% общего объема основных средств и 6 – 7% объема инвестиций в основной капитал в целом по стране”, – говорится в стратегии.

В последние годы динамика развития малого и среднего предпринимательства является отрицательной.

Доля малых и средних предприятий в обороте предприятий по экономике в целом, по данным Федеральной службы государственной статистики, поступательно снижается.

“Падение показателя только в 2014 году по сравнению с 2013 годом составило 1,8 подпунктов – с 34,2% в 2013 году до 32,4% в 2014 году”, – подчеркивается в документе.

В опубликованной стратегии также сообщается, что сегодня малые и средние предприятия – это 5,6 млн хозяйствующих субъектов, рабочие места для 18 млн граждан.

Около одной пятой валового внутреннего продукта РФ, а во многих субъектах страны треть и более валового регионального продукта создаются такими организациями. Сектор малого предпринимательства сосредоточен в основном в сферах торговли и предоставления услуг населению.

Средние предприятия в большей степени представлены в сферах с более высокой добавленной стоимостью – в обрабатывающей промышленности, строительстве, сельском хозяйстве.

Доля экспорта малого бизнеса в экспорте РФ должна вырасти к 2030 г. в два раза

В Стратегии также указано, что доля экспорта малых и средних предприятий в общем объеме экспорта РФ должна вырасти почти в два раза – до 12% в 2030 году с 6,5% в 2015 году.

 Согласно прогнозам, доля экспорта малого бизнеса в 2018 году должна вырасти до 7%, в 2020 году до 7,5%, в 2025 году до 9%. Прогнозные показатели рассчитаны Федеральной таможенной службой (ФТС) России.

В стратегии отмечается, что доля малого бизнеса в общем объеме экспорта довольно мала по сравнению с другими странами.

“В 2014 году доля экспорта малых и средних предприятий в общем объеме экспорта РФ, по данным ФТС, составила около 6%.

В то же время вклад малых и средних предприятий в экспорт развитых стран довольно значителен – их доля в общем объеме экспорта, по данным Организации экономического сотрудничества и развития, составляет от 25 до 35%.

В отдельных развивающихся странах вклад малых и средних предприятий в экспорте продукции еще выше – в Южной Корее около 40%, в Китае – более 50%”, – говорится в документе.

Только 4,7% россиян являются начинающими предпринимателями против 13,8% в США

Согласно данным, содержащимся в Стратегии, только 4,7% граждан РФ трудоспособного возраста являются начинающими предпринимателями, при том, что в других странах БРИКС этот показатель существенно выше.

Согласно данным проекта “Глобальный мониторинг предпринимательства 2014”, которые приводятся к документе, в странах БРИКС фиксируется более высокое значение этого показателя (Бразилия – 17,2%, Китай – 15,5%, Индия – 6,6 %, ЮАР – 7%).

Читайте также:  Pravoved для малого бизнеса в качестве аутсорсинга юридических услуг

“В США доля граждан, начинающих собственный бизнес, в общей численности трудоспособного населения составляет 13,8%”, – приводят пример авторы документа.

Кризис оказал негативное воздействие на сектор малого и среднего бизнеса в РФ

Кризисные явления оказали сильное негативное воздействие на сектор малого и среднего предпринимательства, говорится в опубликованной Стратегии.

 “Рост процентных ставок и кризис ликвидности – эти и другие смежные факторы отрицательно повлияли на себестоимость продукции и рентабельность бизнеса, инвестиционные планы и финансовую устойчивость малых и средних предприятий”, – говорится в документе.

В условиях действия кризисных явлений в экономике в конце 2014 года и в 2015 году обострилась ситуация со спросом на продукцию малых и средних предприятий.

Отдельные меры проводимой государственной политики в социально-экономической сфере не до конца обеспечили учет интересов малых и средних предприятий.

Важно

“Среди таких мер – отмена льготы по налогу на имущество организаций для плательщиков специальных налоговых режимов, введение торгового сбора, произвольные изменения схем размещения нестационарных торговых объектов в отдельных субъектах РФ и ряд других мер”, – следует из стратегии.

Авторы документа также указывают и на нерешенный вопрос доступа малых и средних предприятий к финансовым ресурса для целей развития бизнеса. Так, по данным Банка России, в 2015 году доля малых и средних предприятий в общем кредитном портфеле юридических лиц и индивидуальных предпринимателей составила 16,9% при среднемировом уровне в 23%.

К 2030 г. на одну тысячу россиян должно быть 46 предприятий малого бизнеса

В документе значится, что к 2030 году в России число субъектов малого и среднего предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей) в расчете на 1 тыс. человек населения должно вырасти до 46 компаний против 39 в 2015 году. 

Согласно документу, в 2018 году на 1 тыс. россиян должно приходиться 39 предприятий малого и среднего бизнеса, в 2020 году – 40, в 2025 – 44. Прогнозные данные представлены Росстатом и Федеральной налоговой службой (ФНС) России.

Кроме того, должен увеличиться и коэффициент “рождаемости” субъектов малого и среднего бизнеса (то есть количество созданных в отчетном периоде малых и средних компаний на 1 тыс. действующих на дату окончания отчетного периода таких предприятий). Так, в 2018 году в отчетном периоде должно быть создано 16,5 предприятий, в 2020 году -17,5, в 2025 году – 20, в 2030 году – 22,5.

Доля малых предприятий в ВВП РФ к 2030 году должна увеличиться вдвое – до 40%

Главным ориентиром стратегии развития малого и среднего предпринимательства в РФ до 2030 года является увеличение доли малых и средних предприятий в валовом внутреннем продукте в 2 раза – с  20% до 40%, что будет соответствовать уровню развитых стран. 

“Ежегодный прирост указанной доли должен составлять 1 п.п. и более. Это, в свою очередь, требует значительного расширения инвестиционного потенциала сектора малого и среднего предпринимательства, привлечения инвестиций домохозяйств, крупного бизнеса, институтов развития в объеме, достаточном для обеспечения выполнения указанного ориентира”, – говорится в документе.

К базовым индикаторами достижения указанной цели в 2030 году закладывают увеличение в 2,5 раза оборота малых и средних предприятий в постоянных ценах по отношению к 2014 году (в реальном выражении), а также  увеличение в 2 раза производительности труда в секторе малого и среднего предпринимательства в постоянных ценах по отношению к 2014 году (в реальном выражении).

Стратегия предусматривает увеличение доли обрабатывающей промышленности в обороте сектора малого и среднего предпринимательства (без учета индивидуальных предпринимателей) до 20%. Кроме этого, увеличение доли занятого населения в секторе малого и среднего предпринимательства в общей численности занятого населения до 35%.

Малый бизнес к 2030 году должен обеспечить 4,25 млн новых рабочих мест

Прирост высокопроизводительных рабочих мест на малых и средних предприятиях (накопленным итогом) к 2030 году должен составить 4,25 млн единиц, говорится в материалах стратеги.

В 2018 году прирост рабочих мест малых предприятий должен составить 1,25 млн мест, в 2020 году – 1,75 млн мест, в 2025 году – 3 млн мест. Прогнозные данные подготовлены Росстатом и Минэкономразвития России.
Как отмечается в стратегии, сейчас малые и средние предприятия в РФ – это 5,6 млн хозяйствующих субъектов, рабочие места для 18 млн граждан. 

Источник: https://tass.ru/ekonomika/3352007

Малому бизнесу придумали стратегию развития до 2030 года

К началу ноября в правительстве должны утвердить проект стратегии, представленной Минэкономразвития. Одна из целей стратегии – к 2030 г. увеличить в 2,5 раза оборот предпринимательского сектора по сравнению с 2014 г., говорится в документе.

Другая задача – повысить в два раза производительность труда малого и среднего бизнеса по отношению к тому же 2014 году. Кроме того, планируется увеличить еще и долю занятых в нем сотрудников до 35% от общего числа работающего населения в России.

Предполагается, что доля малого и среднего бизнеса в ВВП России вырастет как минимум в 1,5 раза. В России сейчас более 5,5 млн компаний относится к категории малых и средних предприятий (МСП).

Но их доля в ВВП страны невелика – менее 20%, а число занятых, в том числе индивидуальных предпринимателей, – около 18 млн человек.

Чудовищный груз

В Минэкономики долгосрочный план по поддержке малого бизнеса оценили в 819,5 млрд руб., Минфин пока эту цифру не согласовал, пишет «Коммерсантъ». 570 млрд руб. из этой суммы – это уже действующие программы Минэкономики (по 23 млрд руб. в год), Минсельхоза (по 8 млрд руб.

), Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (по 7 млрд руб.) и Росмолодежи (по 0,3 млрд руб.). Дополнительное финансирование МСП-банка, который выдает льготные кредиты предпринимателям, составит 145 млрд руб. Для Корпорации по развитию МСП с 2016 по 2020 г.

запрошено 100 млрд руб.

Все дотации, субсидии и гранты скорее всего не дойдут до рядовых предпринимателей, считает Ольга Промптова, основательница компании по выпуску одежды DD-Shop.

Ведь чтобы собрать документы для получения господдержки, разобраться в них, нужно нанимать отдельного человека, что для малого бизнеса неподъемно. Налоговая нагрузка на маленькие компании чудовищна и лучше бы государство снизило ее, хотя бы вернуло то, что было в 2011 г.

, до введения торговых сборов и дополнительных налогов, говорит Промптова. «Этот год у нас впервые оказался убыточным, и нам все равно пришлось платить налог с оборота, – замечает она.

Совет

– Когда год хороший, этого не жалко, но когда он плохой – это большие деньги для маленькой компании». Например, в США более щадящий режим для малого бизнеса: если у фирмы нет прибыли, она не должны платить налоги.

Она говорит, что в этом году кредиты вообще стали недоступны для маленьких компаний: «Все банки, с которыми мы работаем, перестали давать кредиты под залог товара и беззалоговые кредиты, а сейчас они требуют в качестве залога ликвидное имущество вроде квартиры или машины».

Противоречивая поддержка

Реализация стратегии-2030 для малого бизнеса разделена на три этапа. Первый этап намечен на 2016–2018 гг., и в этот период государство планирует снимать ограничения и барьеры для развития малого бизнеса.

К примеру, до июля 2018 г. предпринимателям предоставят преимущественное право выкупа арендуемого имущества, которое принадлежит государству.

Планируется ввести трехлетний мораторий на проведение плановых проверок контролирующих органов.

Эксперты говорят, что одной рукой государство вводит льготы, а другой – новые виды обременения. Например, вместе с введением налоговых каникул отменили льготы по налогу на имущество, замечает Сергей Елин, гендиректор аудиторско-консалтинговой компании АИП.

Судебная практика этого года неблагоприятна. Предприниматели теперь обязаны платить недоимки не только из имущества компании, но и из своего личного. Можно с разных точек зрения оценивать эту меру. Но она отпугивает людей от предпринимательства, уточняет Елин.

Хорошая мера, которая снизила бы нагрузку на небольшие фирмы, – расширение списка отраслей, имеющих право на льготы по отчислениям во внебюджетные фонды. Сейчас такие льготы имеют компании, работающие в сфере IT, НИОКР, некоторые производства отчисляют в эти фонды 10–14%, тогда как остальные – 30%.

Если распространить эту льготу на всех, предприятия начнут выходить из тени и собираемость налогов вырастет.

Обратите внимание

Отлично, что государство разрешило регионам снижать налоговую ставку предприятиям, которые работают по упрощенке, и что под это разработана законодательная база, но как это будет реализовано, пока не ясно, говорит эксперт.

Второй этап стратегии – 2019–2025 гг. – предполагает рост показателей МСП. Государство будет стимулировать развитие рыночных ниш для предпринимателей. А цель третьего этапа – 2026–2030 гг. – добиться, чтобы мелкий бизнес стал конкурентоспособным и вышел в лидеры на мировом рынке, прежде всего в высокотехнологичных отраслях. Финансировать эту работу будет Корпорация по развитию МСП.

Структура создана на базе «дочки» Внешэкономбанка – МСП-банка – и Агентства кредитных гарантий (АКГ). За девять месяцев 2015 г. МСП-банк выдал банкам-партнерам, кредитующим малый и средний бизнес, 38,42 млрд руб., сообщили в пресс-службе банка. Сейчас у МСП-банка 124 банка-партнера.

Помочь с деньгами

Совладелице турфирмы ExploRussia Ольге Ситник хотелось бы, чтобы государство помогло предпринимателям отрегулировать отношения с банками. Ее компания держала все свои средства на счетах банка, который недавно разорился.

Ситник и ее партнеры по бизнесу потеряли все заработанные за летний сезон деньги. «В нашей стране не страхуют юридические лица. Нам просто сказали, что банк закрыт и о своих деньгах мы можем забыть», – говорит она.

Недоступность финансовых ресурсов – один из главных барьеров развития для их предприятий, считают предприниматели.

Стратеги из Минэкономразвития полагают, что одним из важных инструментов поддержки станет стимулирование участия МСП в госзакупках. Предполагается, что обязательная квота участия в госзакупках увеличится с 18% до минимум 25% уже через два года.

До сих пор откаты чиновникам, например, со строительной отрасли – ежедневная практика. Предприниматель не может получить заказ без того, чтобы не вернуть 10–50% его суммы чиновникам, знает Елин.

Читайте также:  Налог на имущество ип в 2019 на специальных режимах налогообложения

И только контроль и жесткая борьба с коррупционной составляющей могут изменить ситуацию, убежден он. По его словам, к госзакупках лоты укрупняются, а выставляются требования такие, что в тендере могут принять участие только 2–3 крупных компании, уточняет он.

А если лот разбить на 50 маленьких частей, то за заказ могли бы побороться 50 небольших фирм, говорит Елин.

Важно

Основные трудности – чрезмерное регулирование, рост сборов в пользу государства и изменчивые правила игры, считает Роман Борисов, директор по развитию «Актион группа Главбух».

Если эти проблемы решить, не потребуются квоты на госзакупки, «системы совещательных органов» и «программы партнерства между заказчиками и предприятиями», предлагаемые в стратегии, убежден он.

Банки и так будут давать кредиты под развивающиеся проекты, а клиенты и государство – покупать у предпринимателей, потому что у них выгоднее.

Источник: https://www.vedomosti.ru/management/articles/2015/10/15/612888-malomu-biznesu-pridumali-strategiyu-razvitiya-2030-goda

Утверждена Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в России на период до 2030 года | Народный вопрос.РФ

0 [ ] [ ]

Утверждена Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в России на период до 2030 года

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.06.2016 № 1083-р утверждена Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года.

Стратегия представляет собой межотраслевой документ стратегического планирования в сфере развития малого и среднего предпринимательства и является основой для разработки и реализации государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъектов Российской Федерации, содержащих мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства.

Целью Стратегии является развитие сферы малого и среднего предпринимательства как одного из факторов, с одной стороны, инновационного развития и улучшения отраслевой структуры экономики, а с другой стороны — социального развития и обеспечения стабильно высокого уровня занятости.

Реализация Стратегии основывается на следующих принципах:

— малый бизнес прежде всего. При проектировании и реализации государственных решений в сфере регулирования предпринимательской деятельности в первую очередь учитываются интересы представителей малых и средних предприятий;

— работать легально выгодно. Легализация бизнеса — это не только определенные гарантии со стороны государства, но и возможности для развития бизнеса;

— содействовать ускоренному развитию. Предусматривается оказание приоритетной поддержки малым и средним предприятиям, которые обладают потенциалом для роста и стремятся расти дальше;

— создавать условия для развития малых и средних предприятий выгодно. Предусматривается формирование системы стимулов для вовлечения органов государственной власти и органов местного самоуправления в деятельность по развитию малого и среднего предпринимательства;

— обеспечить гарантированные и стабильные правила игры. Необходимо добиться предсказуемости и прозрачности фискальных и регулирующих условий, позволяющих формулировать инвестиционные планы и планы по развитию бизнеса на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

Приводятся способы и механизмы достижения цели Стратегии, перечень целевых индикаторов, а также план мероприятий (“дорожная карта”) по ее реализации.

Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано учитывать положения Стратегии при принятии в пределах своей компетенции решений о мерах стимулирования развития малого и среднего предпринимательства.

материал предоставлен

прокуратурой Московской области

Источник: http://xn--80aefurcfeajeho7k.xn--p1ai/Home/Article/6375

820 миллиардов рублей потратят до 2030 года на малый и средний бизнес

Работа над стратегией развития малых и средних предприятий завершена, и документ утвержден Правительством РФ. Все ли в нем продумали разработчики из Минэкономразвития России, и будут ли эффективны запланированные мероприятия, аналитики оценивают по-разному.

Правительство РФ утвердило Стратегию развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года. Сообщение об этом опубликовано  на официальном сайте кабмина.

Документ    был разработан Минэкономразвития и представляет собой стратегический план по развитию малых и средних предприятий (МСП), в котором заложены как программы и документы, так и конкретные мероприятия, направленные на развитие этой категории бизнеса.

Совет

Чиновники убеждены, что благодаря им через 15 лет в стране в несколько раз увеличится оборот малых и средних предприятий (МСП) и повысится их производительность труда по сравнению с 2014 годом, а также вырастет доля граждан, занятых в небольших компаниях.

Сегодня в РФ к малым и средним предприятиям относится 5,6 миллиона хозяйствующих субъектов, то есть порядка 95 % всех коммерческих предприятий по стране. На них трудится 18 миллионов граждан, которые обеспечивают от одной пятой до одной трети ВВП в зависимости от региона.

При этом малый бизнес в основном занят торговлей и оказанием услуг населению, а средний – представлен в сферах с более высокой добавленной стоимостью, например, обрабатывающей промышленности, строительстве, сельском хозяйстве.

Первым этапом внедрения стратегии станет специальная «дорожная карта» до 2017 года. Ее Минэкономразвития должно представить в трехмесячный срок после утверждения самой стратегии.

Ожидается, что в ней появятся мероприятия по поддержке как «массовых», так и «высокотехнологичных» предприятий.

Среди них – стимулирование спроса на продукцию МСП, совершенствование политики в области налогообложения и неналоговых платежей, повышение качества госрегулирования в сфере МСП, расширение доступа к финансовым ресурсам.

Всего запланировано три этапа реализации стратегии:

  1. На первом (2016-2018 гг.) – планируется максимально сократить административные барьеры в развитии сферы МСП и усовершенствовать условия ведения бизнеса, в том числе, за счет новых инструментов и мер господдержки. 
  2. С 2019 по 2025 гг. чиновники готовы работать над развитием новых рыночных ниш.
  3. 2025-2030 годы авторы документа хотят посвятить «обеспечению лидерства в отдельных сферах деятельности малых и средних предприятий на мировом уровне».

Этими и другими мероприятиями, по задумке министерства, должна руководить Корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства, а общая стоимость самой стратегии – порядка 820 миллиардов рублей.

Из этой суммы 100 миллиардов может пойти на докапитализацию Корпорации, 145 – на увеличение капитала МСП-банка.

Само Минэкономразвития просит на продолжение своих действующих программ поддержки ежегодно по 23 миллиарда рублей, Минсельхозу требуется по 8 миллиардов рублей в год, а Фонду содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере – по 7 миллиардов.  Как сказано в сообщении Правительства РФ:

Обратите внимание
Важно

Реализация Стратегии к 2030 году позволит увеличить долю малых и средних предприятий в валовом внутреннем продукте в два раза (с 20 до 40%), оборот малых и средних предприятий – в 2,5 раза, производительность труда в этом секторе – в два раза, долю обрабатывающей промышленности в обороте сектора малого и среднего предпринимательства (без учёта индивидуальных предпринимателей) – до 20% и долю количества занятых в этой сфере в общей численности занятого населения – до 35%.

[/su_box]

Однако у некоторых экспертов возникают сомнения, что даже таких больших денег хватит на реализацию целей, поставленных в Стратегии.

По словам независимого аналитика Дмитрия Адамидова, сказанным на завершающем этапе разработки документа в 2015 году, в Министерстве экономики вернулись к идее создания специального «штаба» по координации всех запланированных мероприятий, а он, возможно, потратит средства на содержание своего штата, а не поддержку малых бизнесменов. Кроме того, эксперт напоминает, что главное – это не сколько потратить, а на что.

[C= 1227]

С ним соглашались и в Торгово-промышленной палате, где предлагают не только отдавать заказы МСП, но и ограничить право МУПов создавать предприятия в определенных конкурентных сферах экономической деятельности, например, бытовом обслуживании, общественном питании, вывозе мусора.

Если передать эти сферы малым и средним компаниям, доля их участия в экономике, несомненно, повысится. Кроме того, в ТПП считают, что государство должно работать над созданием благоприятного инвестиционного климата, снижением налоговой нагрузки (в 2015 г.

величина некодифицированных платежей достигла 1% от ВВП), формированием позитивного образа предпринимателя со школьной скамьи.

Очевидно, что инициатив по совершенствованию стратегии развития МСП до 2030 года предостаточно. А насколько эффективным и интересным для предпринимателей будет этот документ, станет ясно в процессе его исполнения.

Источник: http://ppt.ru/news/134438

Последние новости

Правительство Российской Федерации распоряжением от 2 июня 2016 года №1083-р утвердило Стратегию развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года и план мероприятий («дорожную карту») по ее реализации.

Стратегия разработана в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 года №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».

Стратегия – межотраслевой документ стратегического планирования в сфере развития малого и среднего предпринимательства.

Она является основой для разработки и актуализации государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъектов Федерации, муниципальных программ, а также плановых и программно-целевых документов, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства.

Цель Стратегии – развитие сферы малого и среднего предпринимательства как одного из факторов инновационного развития страны и улучшения отраслевой структуры экономики.

Стратегия направлена на создание конкурентоспособной, гибкой и адаптивной экономики, которая обеспечивает высокий уровень индивидуализации товаров и услуг, высокую скорость технологического обновления и стабильную занятость.

Приоритетные направления Стратегии:

– интеграция функций поддержки малого и среднего предпринимательства;- стимулирование спроса на продукцию малых и средних предприятий, в том числе на основе расширения доступа таких предприятий к закупкам товаров, работ, услуг организациями государственного сектора экономики;- создание условий для повышения производительности труда на малых и средних предприятиях;- обеспечение доступности финансовых ресурсов для малых и средних предприятий;- совершенствование политики в области налогообложения и неналоговых платежей;- повышение качества государственного регулирования в сфере малого и среднего предпринимательства;

– стимулирование развития предпринимательской деятельности на отдельных территориях.

Обратите внимание
Важно

Реализация Стратегии к 2030 году позволит увеличить долю малых и средних предприятий в валовом внутреннем продукте в два раза (с 20 до 40%), оборот малых и средних предприятий – в 2,5 раза, производительность труда в этом секторе – в два раза, долю обрабатывающей промышленности в обороте сектора малого и среднего предпринимательства (без учёта индивидуальных предпринимателей) – до 20% и долю количества занятых в этой сфере в общей численности занятого населения – до 35%.

[/su_box]

Принятое решение направлено на обеспечение координации действий органов власти всех уровней, представителей предпринимательского сообщества и организаций, образующих инфраструктуру поддержки, в сфере развития малого и среднего предпринимательства.

Документ. Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 годаразвития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года

Источник: Правительство России

Источник: http://ciss-kbr.ru/index.php/212-ob-utverzhdenii-strategii-razvitiya-malogo-i-srednego-predprinimatelstva-do-2030-goda

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector