Экспорт титана из россии в 2019 году

Запрет на экспорт низвергнет титан из России в тартарары

Основатель ВСМПО-АВИСМА сравнил предложенные Госдумой контрсанкции с харакири. Акции титанового гиганта уже падают.

В качестве ответа на новые американские санкции Россия может приостановить сотрудничество с США в атомной, авиастроительной и ракетно-двигательных сферах, а также запретить импорт американского алкоголя, табака и продукции сельского хозяйства.

Антисанкционный законопроект 13 апреля внесли в Госдуму руководители фракций и председатель нижней палаты Вячеслав Володин. Одной из возможных мер против политики США может стать запрет на экспорт титана, необходимого для производства самолетов Boeing, уточнил РИА Новостям член Совфеда Сергей Рябухин.

Обратите внимание

Крупнейшим в мире производителем титана является российская металлургическая компания ВСМПО-АВИСМА. Основные потребители ее продукции – ведущие мировые производители самолетов и авиадвигателей – Boeing, Airbus, Rolls-Royce, Embraer, Pratt & Whitney и другие.

В производстве современных самолетов без титана не обойтись. Это легкий, прочный и нержавеющий металл. Для примера: фюзеляж Boeing 787 состоит из титановых деталей на 15%. Столько же в 2012 году составляла доля продукции ВСМПО-АВИСМА на мировом рынке. В 2015 году компания заработала на контрактах 277 миллионов долларов США.

ВСМПО-АВИСМА – это высокотехнологичное и градообразующее предприятие, которое поставляет готовую продукцию из титана. Производственные площадки находятся в городе Верхняя Салда Свердловской области и в городе Березняки Пермского края, которые связаны между собой технологической цепочкой. В 2016 году в штате компании числились 19 353 сотрудников.

Основатель ВСМПО-АВИСМА Владислав Тетюхин, которые в 90-е объехал почти все авиационные компании США в поисках контрактов и вытащил предприятие из кризиса, считает идею депутатов, мягко говоря, неудачной. 

Оценка эмоциональная, но незаинтересованная. Еще в 2012 году Тетюхин продал все свои акции ВСМПО-АВИСМА и вложил вырученные средства в строительство новейшего центра восстановительной медицины в Нижнем Тагиле. 

Впрочем, депутатскую инициативу еще будут обсуждать на Совете Госдумы с участием представителей всех фракций, экспертами и правительством. Кремль с оценкой не торопится. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков 13 апреля сообщил журналистам, что Кремль проанализирует предложение о запрете на экспорт титана.

На фоне идеи народных избранников 13 апреля курс акций российской титановой компании упал на Московской бирже на 5,39%. Акции Boeing за час торгов на Нью-Йоркской фондовой бирже опустились всего на 1,19%.

Источник: https://polit.info/397917-zapret-na-eksport-nizvergnet-titan-iz-rossii-v-tartarary

Титановый удар по Америке: семь раз отмерили, один раз не отрежут?

В Совете Федерации «в целом» поддерживают законопроект, устанавливающий ограничение на сотрудничество России и США в экспорте титана. По некоторым оценкам, авиастроение США зависит от российского титана самое меньшее на сорок процентов.

Однако ограничения в поставках титана за рубеж отрицательно повлияли бы на развитие госкопорации «ВСМПО-АВИСМА», в которой занято более 20 тысяч человек и продукция которой широко представлена на мировом рынке.


Законопроект о новых санкциях против США, который готовится в Госдуме, предусматривает ограничение экспорта из России титана, а ещё «возможное» ограничение сотрудничества России и США в космосе. По разным оценкам, которые приводит газета «Известия», Россия поставляет «Boeing» и «Airbus» от 40 до 60% титана.

Заместитель председателя комитета Совета Федерации по международным делам Андрей Климов подтвердил изданию: да, такой документ готовится, но важно не забывать — семь раз отмерь, один раз отрежь!

«В целом мы, конечно, поддерживаем законопроект Госдумы, но считаем, что нужно всё очень серьёзно просчитать, — рассказал он «Известиям».

— Наши ответы на недружественные действия США должны быть системными. Законопроект, который готовится в нижней палате российского парламента, как раз и подразумевает эту системность. Он имеет строгую адресную привязку, зеркален и максимально конкретен».

Вместе с тем Климов, по-видимому, считает нужным подстраховаться. По его мнению, «совершенно понятно, почему этот закон готовится и какие меры будет предусматривать», инструментарий российских ответов на действия США «очень богат». И всё же «нужно всё тщательно взвесить и проанализировать, чтобы это, не дай бог, не ударило и по нам».

Важно

Вопрос в том, что в сфере торговли титаном, который закупают у РФ США, работают «наши сограждане», указал Климов, а потому «мы не можем оборвать нужные контакты».«Есть немало сфер, где контакты с США взаимовыгодны, а есть и такие, где могут быть реализованы российские ответные меры», — резюмировал сенатор.

Издание приводит также информацию от некоего «высокопоставленного источника» в Министерстве промышленности и торговли РФ. По его словам, законопроект пока не учитывает в полной мере интересы российских компаний, а они не хотели бы лишиться контрактов с партнёрами. «Российские заводы сегодня нацелены на создание партнёрства с мировыми лидерами.

Это вопрос не только экономики, но и имиджа страны, нашей промышленности в целом, которая, несмотря на санкции, доказывает миру свою состоятельность на высокотехнологичных рынках, — отметил источник. — Например, «ВСМПО-АВИСМА» сегодня экспортирует титановую продукцию в 48 стран, имеет 350 заказчиков по всему миру.

В числе её клиентов крупнейшие в мире двигателе- и авиастроительные компании, не только американские. В том числе Boeing, EADS, Embraer, UTAS, Messier-Bugatti-Dowty, Rolls-Royce, Safran, Airbus, Pratt & Whitney».

Говоря о конкретных фактах, собеседник газеты указал, что большая часть титановых изделий для новейшего Boeing 787 Dreamliner «спроектирована и изготавливается именно в России». Семь раз отмерь, заметим, было сказано не зря. О контрсанкциях можно говорить долго, а вот оставить без работы и без клиентов предприятие можно одним росчерком пера.

Упомянутая госкорпорация «ВСМПО-АВИСМА», работающая в сфере цветной металлургии, является крупнейшим в мире (!) производителем титана и всех видов полуфабрикатов из титановых сплавов. В штате госкорпорации на сегодня — свыше 20.000 сотрудников.

Контрольный пакет акций «АВИСМА» принадлежит менеджменту этого крупнейшего производителя титана, а блокирующий пакет (25% плюс одна акция) — «Ростеху». Именно благодаря «Ростеху», как сообщается на его сайте, «ВСМПО-АВИСМА» «глубоко интегрировалась в мировую авиакосмическую индустрию и стала для многих компаний основным поставщиком изделий из титана». Корпорация имеет международную аккредитацию Nadcap для производителей в аэрокосмической и военной промышленности.

Некоторые открытые цифры.Объём инвестиций в производство упомянутого титана «ВСМПО-АВИСМА» планируется на уровне 55 млрд. рублей (по 2017 год). Столь внушительные суммы идут на наращивание объёмов производства: на продукцию компании растёт спрос, в т. ч. со стороны крупных иностранных самолётостроителей.

Два года назад, в 2015-м, был введён в строй сверхсовременный плавильный цех, который позволяет удвоить (!) мощности по выплавке суперчистого титана.Компания производит ежегодно около 30 тысяч тонн титановой продукции, и большая часть её отправляется на экспорт.

Разработки «ВСМПО-АВИСМА» позволяют компании быть поставщиком для трёхсот (!) компаний, охватывающих полсотни стран. В число покупателей входят и названные выше лидеры мирового авиастроения: Boeing, Airbus и др. «ВСМПО-АВИСМА» обеспечивает сегодня до 40% потребностей в авиационном титане Boeing, 60% потребностей EADS (Airbus) и 100% — Embraer.

От сорока до ста процентов! Кроме того, каждый год (!) фиксируется рост объёмов поставок и номенклатуры заготовок для российских и международных предприятий.«ВСМПО-АВИСМА» является ключевым партнёром и поставщиком титана для подразделения «Боинг — Гражданские самолёты».

Совет

Первое соглашение было подписано в 1997 году; развитие сотрудничества привело к открытию в 2009 году совместного предприятия Ural Boeing Manufacturing в Верхней Салде. В июле 2014 г. стороны продлили контракт на поставку титанового проката до 2022 года.

«ВСМПО-АВИСМА» обязалась сервисно поддерживать контракт: в поддержку входят логистика, резка и доставка продукции через сеть дистрибьюторских центров в США, Великобритании и др. странах.И это примеры по одному только «Боингу».

На сайте «ВСМПО-АВИСМА» опубликована миссия компании. И неспроста там в нескольких ключевых словах выведена интеграция в мировую экономику:

«Обеспечение жизнедеятельности объединения, сохранение и развитие титановой отрасли России, интеграция в мировую экономику».Отсюда проистекают и основные цели предприятия:— выпуск продукции, удовлетворяющей требования и ожидания потребителей, соответствующей международным и национальным стандартам, законодательным и обязательным требованиям;— повышение конкурентоспособности производимой продукции на внутренних и внешних рынках.Задачами корпорации являются обеспечение базовых отраслей экономики и выход в престижные секторы мировых рынков: авиацию, космос, химию, энергетику и др.

«ВСМПО-АВИСМА», согласно открытым данным, производит более 90% российского титана! Финансовые результаты деятельности корпорации неуклонно растут, в том числе в годы санкций: выручка в 2009 году составляла 26 млрд. руб., а в 2015 — почти 79 млрд. руб. За 2015-й год по сравнению с 2014-м экспорт вырос на 5,9%. А ведь и 2014, и 2015 годы — годы санкций!

Тема «титановой мести» является едва ли не тупиковой. Можно загубить собственную корпорацию, поставить крест на её развитии и её присутствии в мировой экономике.

Если у России есть с чем выходить на открытые мировые рынки — надо выходить! Депутаты и сенаторы могут создавать много шума по поводу титановой мести Западу, однако, идя с законопроектом к финалу, Думе лучше как следует подумать.Кстати, о титановой мести говорили ещё летом 2017 года.

И эксперты сочли это выстрелом России в собственную ногу.

В августе 2017 г. директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ Павел Салин предположил, что ответные меры, скорее, будут носить вербальный характер.

И это при том, что у Москвы «есть возможность ответить так, что американская сторона понесёт серьёзный ущерб, который будет намного превышать ущерб России от последних персональных санкций». Эксперт сказал «Свободной прессе»:

«Речь идёт об ограничении поставок обогащенного урана и титана в США. Американская промышленность и атомная энергетика довольно сильно зависят от этих поставок. Но проблема в том, что это настоящий самострел».По словам эксперта, ущерб российской стороны будет гораздо больше потерь стороны американской. К тому же, когда «ущерб могут понести серьёзные лоббисты, например, занятые в атомной отрасли или торговле цветными металлами, власть неохотно идет на такие меры».Вот почему П. Салин полагал, что реакция на санкционные действия Вашингтона у России останется только «на вербальном уровне».Итак, ограничения в поставках титана за рубеж могут отрицательно повлиять на развитие госкопорации «ВСМПО-АВИСМА», продукция которой широко представлена на мировом рынке, особенно на рынке Соединённых Штатов.По-видимому, в Госдуме ставят телегу политики впереди лошади экономики. Впрочем, законопроект пока остаётся законопроектом, к тому же недоработанным. Вся его «жёсткость», надо полагать, останется словесной шелухой, предназначенной для СМИ, обожающих громкие заголовки. В Совфеде неcпроста деликатно дали понять депутатам, что «нужно всё тщательно взвесить и проанализировать, чтобы это, не дай бог, не ударило и по нам».Семь раз отмерь — ни одного раза не отрезай!Или в России так много отраслей, которые идут в ногу со временем и поставляют всё больше и больше продукции на мировой рынок?Обозревал и комментировал Олег Чувакин
— специально для topwar.ru

Читайте также:  Бизнес на кузнечном производстве: история виктора бурдука, владельца компании «гефест».

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://topwar.ru/128253-titanovyy-udar-po-amerike-sem-raz-otmerili-odin-raz-ne-otrezhut.html

Уран, титан, космос: как США зависят от импорта из России?

Прогнозирование политических решений – задача явно не для нашего проекта. Мы лишь попробуем представить, насколько значимы сегодня для США поставки из России трех названных групп товаров.

Урановый концентрат

Речь, скорее всего, идет о топливе для атомных электростанций (АЭС). В США сегодня на 61 АЭС работает 99 атомных реакторов, или 22% от всех ныне действующих в мире (их в целом 454, работающих на 188 АЭС, по текущим оценкам Международного агентства по атомной энергии – МАГАТЭ). На долю атомных электростанций приходится 20% всей производимой в США электроэнергии.

В 2017 году, по данным Министерства энергетики США, лишь 7% всего топлива, закупленного для американских АЭС, было произведено внутри страны. Соответственно, 93% пришлось на импорт:

Общий объем закупок уранового концентрата для американских АЭС за последние четыре года существенно сократился, хотя доля России в них в отдельные периоды могла, наоборот, возрастать:

​Собственное же производство этого топлива в США достигло пика в 1980 году: тогда его объемы оказались даже большими, чем общее нынешнее потребление всеми АЭС страны, вместе взятыми. Однако к 1997 году это производство сократилось более чем в 10 раз, а к 2018 году – уже в 15 раз.

При этом крупнейшие зарубежные поставщики могут меняться год от года. Скажем, в 2010 году первой среди них оказалась Россия – 23% от всех закупок уранового концентрата для американских АЭС, опережая и Канаду (22%), и Австралию (15%). В 2014 году первым стал Казахстан (19%), а в 2015–2016 он оказывался вторым после Канады, опережая и Австралию, и Россию.

Контейнеры с российским низкообогащенным ураном (НОУ), подготовленные для отправки в США, в порту Санкт-Петербурга, ноябрь 2013 года. Последняя партия в рамках действия 20-летнего двустороннего соглашения ВОУ-НОУ, предусматривавшего переработку российского высокообогащенного оружейного урана (ВОУ) в топливо для атомных электростанций в США.

Авиационный титан

Американская авиакосмическая корпорация Boeing, по ее собственным данным, закупает в России примерно 35% необходимого ей для производства титана. А в целом Россия, данным Геологической службы США, обеспечивает почти 89% всего американского импорта титановых слитков.

Обратите внимание

Однако уточним: сам этот импорт покрывает в целом менее 3% общего спроса на титановые слитки в США, остальные 97% для нужд американской промышленности производится внутри страны.

И при необходимости США будет нетрудно заместить все эти 3% – например, просто ограничив собственный их экспорт.

Дело в том, что объем американского экспорта титановых слитков в другие страны более чем в пять раз превышает объем их импорта в США из России.

Статистика по импорту в США других титановых изделий из России не приводится, но общий их импорт в США в четыре с лишним раза меньше собственного производства.

В случае если США не захотели бы ограничивать свой экспорт титана, необходимо нарастить его внутреннее производство. Для этого, вероятно, потребуется дополнительно импортировать сырье – титановую губку. Россия, по данным, которые приводит Геологическая служба США, производит 24% титановой губки в мире, занимая по этому показателю третье место – после Китая (35%) и Японии (28%).

Однако в общем американском импорте титановой губки доля России – всего 0,6%, тогда как доля Японии – 80%.

И, например, Украина, которая производит в целом в пять раз меньше этого титанового сырья, чем Россия, экспортирует его в США гораздо больше – ее доля в американском импорте составляет около 8%.

Выходит, если бы и прекратились поставки в США титановой губки из России, в американской промышленности это вряд ли бы заметили.

Важно

Производство титановых слитков в цехе предприятия “Корпорация ВСМПО-АВИСМА”, город Верхняя Салда Свердловской области

Ракетные двигатели

Этой истории уже более 20 лет. В июле 1997 года американская корпорация Lockheed Martin подписала соглашение с российским “НПО Энергомаш” о покупке 101 российского двигателя РД-180 на общую сумму около 1 млрд долларов. Их предполагалось использовать в американских ракетах-носителях для вывода на орбиту спутников.

Российские двигатели как минимум на 10% эффективнее, чем аналогичные американские, утверждал годом ранее один из руководителей корпорации Pratt&Whitney, которая также участвовала в этом соглашении.

Первый запуск американской ракеты-носителя Atlas III с российским двигателем РД-180 (из шести – до снятия этой ракеты с производства) состоялся в мае 2000 года, а дебют эксплуатируемой и ныне Atlas V – в августе 2002-го. С тех пор произведено 77 запусков Atlas V, и все они были успешными. В целом в США было поставлено “свыше 80 серийных двигателей РД-180 (на 15.05.2016)”, сообщает “НПО Энергомаш”.

В последние 11 лет их покупателем в США является компания United Launch Alliance (ULA) – совместное предприятие корпораций Lockheed Martin и Boeing, объединивших в нем в 2006 году свои аэрокосмические подразделения.

Двигатель РД-180 на площадке российского “НПО Энергомаш”, июль 2003 года

Изначально планировалось, что к 2008 году компания Pratt&Whitney создаст производство этих двигателей в самих США.

Однако в какой-то момент дедлайн перенесли на 2012 год, а среди аргументов доминировали два: такая “локализация”, во-первых, потребует около $1 млрд дополнительно, а во-вторых, организация местного производства займет не менее пяти лет.

В итоге было решено продолжить импорт РД-180 из России.

О конкурирующих разработках в США собственных двигателей для ракет-носителей мы уже рассказывали подробно, но одним из главных вопросов остаются сроки начала их реальной эксплуатации.

В частности, испытания компанией ULA собственного нового двигателя, как ожидается, могут завершиться не ранее 2019 года, а новой ракеты-носителя Vulkan – к 2022–2023 году.

Совет

Поэтому закупки РД-180 у России, вполне вероятно, могут продолжаться и до середины следующего десятилетия, отмечала газета Wall Street Journal в сентябре прошлого года.

И буквально месяц назад “НПО Энергомаш” и ULA подписали очередной контракт – на поставку еще шести российских двигателей до конца 2020 года.

Ракета-носитель Atlas V с российским двигателем первой ступени РД-180, база на мысе Канаверал, сентябрь 2011 года.

Через три месяца она выведет на орбиту “Марсианскую научную лабораторию”, включавшую марсоход Curiosity, который был доставлен на Марс в августе 2012 года

Но РД-180 – не единственная продукция этого российского предприятия, которую закупают США.

В декабре 2014 года американская аэрокосмическая компания Orbital ATK подписала соглашение, предусматривающее не только поставку ей 20 двигателей РД-181, но и еще два опциона – на 20 двигателей каждый. В целом проект оценивается в сумму около $1 млрд.

Эти двигатели Orbital ATK устанавливает на свои ракеты-носители Antares, используемые для доставки грузов на Международную космическую станцию (МКС). Поставки РД-181 в США начались в июне 2015 года, подтверждает “НПО Энергомаш”.

Стоимость двигателя – коммерческая тайна, однако экспертные оценки на этот счет не сильно разнятся. По некоторым из них, каждый двигатель РД-180 стоит $11–15 млн, по другим – около $10 млн.

Если в 2014–2015 годах “НПО Энергомаш” продавало в США по 9 двигателей РД-180 в год, то общая сумма этих продаж могла составить около $100 млн ежегодно.

Обратите внимание

Что совпадает с оценками некоторых американских экспертов, предполагающих, что покупка двигателей РД-180 обходится США примерно в $100 млн в год.

Запуск ракеты-носителя Atlas V компании ULA с российским двигателем первой ступени РД-180 и с многоразовым беспилотным орбитальным самолетом Х-37В на борту, мыс Канаверал, Флорида, 20 мая 2015 года.

Через два года X-37B вернется на землю

Для российского производителя лишиться таких денег, в случае введения запрета на этот экспорт в США, будет непросто.

Только продажи РД-180 принесли ему в 2015 году половину всех доходов, отмечали эксперты.

Если прекратить поставки этих двигателей в США, то “Энергомаш” серьезно потеряет в прибыли – он и так не сильно загружен, а окажется совсем незагруженным, предупреждал осенью прошлого года Иван Моисеев, научный руководитель Института космической политики.

А ранее он же подчеркивал, что в случае отмены поставок российских двигателей “американцы сильно не пострадают, уж точно не прекратят запускать в космос военные спутники. А нам придется прекратить выпуск РД-180, потому что эти двигатели больше никому не нужны”.

Источник: https://www.factograph.info/a/29457752.html

Нет титана в своем отечестве

Контрсанкции РФ против США и «других стран» могут сыграть злую шутку с российскими корпорациями «ВСМПО-Ависма» и «Росатом».

Первая экспортирует около 60% титана в США и ЕС, закрывая треть потребностей Boeing, а входящий в «Росатом» «Техснабэкспорт» занимает четверть рынка поставок обогащенного уранового продукта в США.

В ВСМПО-Ависма» «надеются на мудрость и дальновидность законодателей РФ», отмечая, что запреты могут навсегда вырвать компанию из рынка.

Важно

Ответные меры РФ в части приостановки сотрудничества с США в авиастроительной и ракетно-двигательной отраслях могут вылиться в ограничение поставок титана из РФ в США, что будет болезненным ударом как для российской «ВСМПО-Ависма», крупнейшего производителя титановой продукции в мире, так и для американской Boeing.

«ВСМПО-Ависма» традиционно экспортирует около 70% продукции, в 2016 году на США пришлось 32% ее поставок (всего было выпущено 25 тыс. тонн на 89,4 млрд руб.), за первое полугодие 2017 года — около 30% (общая выручка корпорации 44 млрд руб.).

Boeing закупает у «ВСПМО-Ависма» около 35% необходимого титана, отмечалось в июле 2017 года в сообщении ОЭЗ «Титановая долина» (Свердловская область), где расположено СП компаний «Урал Боинг Мануфэктуринг».

Если контрсанкции распространятся на ЕС (что не исключает формулировка о противодействии неждружественным действиям «иных иностранных государств»), то это затронет еще треть сбыта «ВСМПО-Ависма».

Гендиректор и совладелец «ВСМПО-Ависма» Михаил Воеводин в сентябре 2017 году в интервью “Ъ” говорил, что после первых западных санкций против РФ в 2014 году корпорация совместно с клиентами, включая Boeing и Airbus, согласовала уменьшение ее долей по ряду продукции со 100% до 70–80% потребностей авиапроизводителей, «но взамен получила заказ на ту продукцию, которую раньше не производили — были такие же американские, японские поставщики, которые поставляли эту продукцию на 100%». Говоря о большом объеме поставок в США, господин Воеводин заявлял: «Мы не считаем это зависимостью, это двухсторонние отношения. Boeing нужен наш титан, так же как и Boeing нужен нам как покупатель. Если представить, что ВСМПО больше не продает на экспорт, ничего хорошего не будет: цена на титан в мире значительно вырастет и от этого пострадают все наши зарубежные покупатели». По данным USGS, США в 2016 году импортировали около 14,4 тыс. тонн, или 40% от своих потребностей в титане, а раньше доля импорта достигала 71%.

Читайте также:  Основы продвижение коммерческих сайтов

13 апреля в «ВСМПО-Ависма» заявили, что «нарушение кооперационных связей, не выполненные бизнес-обязательства могут надолго, если не навсегда, вырвать компанию из динамично развивающегося титанового рынка».

Там отметили, что надеются «на мудрость и дальновидность российских законодателей, которые не могут принять решение, способное негативно отразиться на российской титановой отрасли и экономике страны в целом». Капитализация корпорации на Московской бирже упала на 6,25%, до 188,5 млрд руб.

В Boeing заявили, что «знают о законопроекте и следят за ситуацией». Аналитики Citi написали, что Boeing готовился к подобному развитию событий еще с 2014 года и наверняка подготовил план по снижению рисков.

К тому же «не стоит думать, что у Boeing нет влияния в России», пишут они: компания присутствует на рынке с 1990-х годов, сейчас РФ ждет от Boeing 111 воздушных судов (2% портфеля заказов компании) и, как и в случае с Китаем (установил пошлины в 25% на импорт Boeing 737), вряд ли конкуренты Boeing смогут заполнить эти слоты.

Совет

Можно отметить, что дальнейшая санкционная борьба теоретически может затронуть и СП «ВСМПО-Ависма» с самарским алюминиевым заводом «Арконик СМЗ» («дочка» американской Arconic) «АлТи Фордж».

Это СП, располагающее крупным штамповочным прессом, важно для российской корпорации с точки зрения страховки производственных рисков в случае поломок ее пресса в Верхней Салде.

В «Арконик СМЗ» не ответили “Ъ”.

Госдума де-факто предлагает «Росатому» приостановить сотрудничество с компаниями, в которых доля участия американской стороны превышает 25% в капитале.

Контрсанкции в первую очередь могут затронуть экспортные контракты «Техснабэкспорта» (Tenex, дивизион «Росатома»), занимающегося продажей за рубеж обогащенного урана для АЭС и услуг по обогащению урана.

При этом зависимость сторон по этим контрактам обоюдная: в США нет технологий по обогащению урана, но в то же время эта страна является крупнейшим рынком сбыта услуг по обогащению для российской компании (портфель контрактов до $6 млрд c горизонтом поставок до конца 2020-х). По оценке главы независимого издания AtomInfo.

ru Александра Уварова, Tenex занимает до 25% на рынке поставок обогащенного уранового продукта в США. «При прекращении сотрудничества американцам придется договариваться о поставках с ЕС, либо снова запускать закрытый и низкорентабельный газодиффузионный завод в Падуке»,— считает эксперт.

По его оценке, закрытие этого рынка может привести к росту цен на услуги по обогащению на спотовом рынке. «Любой разрыв отношений приводит к росту цен. С другой стороны, на рынке сейчас существует переизбыток, но многие контракты долгосрочные, что произойдет с ними, оценить сложно»,— отмечает он.

Также остается неочевидной судьба иностранных проектов уранового холдинга «Росатома» Uranium One, владеющего казахскими активами с низкой себестоимостью добычи урана (70% в проектах Акдала и Южный Инкай, 50% в Каратау и Акбастау, 49,98% в Заречном и Южном Заречном, 30% в Харасане). Uranium One владеет низкорентабельными рудниками Willow Creek и непосредственно в США (добыча замораживалась).

Что касается ЕС, то здесь у «Росатома» только два действующих проекта: строительство АЭС «Пакш» в Венгрии и «Ханхикиви» в Финляндии. Как отмечает источник “Ъ” в отрасли, в последнее время «Росатом» активно закупает турбины Alstom (подконтрольна американской General Electric) для своих иностранных проектов.

«Возможно, компании придется переориентироваться на закупку оборудования у других поставщиков, например, у японской Toshiba есть большое желание выйти на эти рынки»,— говорит он. Кроме того, топливная компания «Росатома» ТВЭЛ поставляет ядерное топливо в большинство европейских стран (экспортная выручка ТВЭЛ в 2016 году составила $1,4 млрд).

В «Росатоме» от комментариев отказались.

Обратите внимание

Последствия принятия нового федерального закона могут сказаться и на зарубежных авиакомпаниях, перевозящих грузы над территорией РФ.

В документе предлагается повысить сборы за аэронавигационное обслуживание в пространстве РФ воздушных судов США и других стран.

Сейчас большинство авиакомпаний перевозит грузы как специализированными бортами, так и в багажных отсеках пассажирских самолетов.

Исходя из данных отчета ФГУП «Госкорпорация по организации воздушного движения» (ГК ОрВД), доля доходов от аэронавигационного обслуживания равна 98,6% всех ее доходов.

Согласно отчету ФГУП ОрВД, в 2016 году доходы от аэронавигационного обслуживания иностранных авиакомпаний выросли на 11,2% по сравнению с 2015 годом, до 72,5 млрд руб., в районах аэродромов — снизились на 0,1%, до 3,2 млрд руб.

(итогов 2017 года пока нет, грузовой сегмент в структуре доходов не выделяется). Общий объем предоставленных им услуг увеличился на 4,7%.

Максимальная ставка сбора за аэронавигационное обслуживание иностранных пользователей составляет $128,4 за 100 км для воздушных судов массой 400 и более тонн, говорится на сайте Росавиации.

Анатолий Джумайло, Татьяна Дятел, Елизавета Кузнецова, Полина Хрестюхина

Читать далее<\p>

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/3604500

Титановые меры: чем Россия может ответить на введение американских пошлин

В ближайшее время Россия разработает ответные меры на новые внешнеторговые ограничения США. Такое заявление сделал Минпромторг во вторник. В министерстве не исключили, что государство может обратиться в суд ВТО.

Эксперты позитивно оценили перспективы законодательно оспорить введённую американскими властями 25%-ую пошлину на импорт стали и 10%-ую — на ввоз алюминия. Кроме того, страна может в ответ сократить поставки титана в Штаты.

Какие ещё ограничительные варианты могут рассмотреть российские представители власти и бизнеса в мировом торговом противостоянии — в материале RT.

Важно

Россия начала разрабатывать ответные меры в адрес Соединённых Штатов в связи с введением пошлин на сталь и алюминий. Решение «будет принято в короткие сроки», после чего стартует переговорный процесс Москвы и Вашингтона. В случае, если он не увенчается успехом, Россия обратится в суд ВТО. Об этом рассказал ТАСС замглавы Минпромторга Виктор Евтухов 3 апреля.  

Ранее в ведомстве подсчитали, что ущерб российской экономике от пошлин США составит около $3 млрд — не менее $2 млрд по стали и $1 млрд по алюминию.

«Поэтому ответные меры должны быть значительными, а не как из пушки по воробьям», — подчеркнул Виктор Евтухов в интервью телеканалу «Россия 24».

Напомним, 23 марта США заявили о вводе 25%-ой пошлины на импорт стали и 10%-ой — на ввоз алюминия. Ограничения коснулись большинства государств, однако для Канады, Мексики, стран Евросоюза, Австралии, Аргентины, Бразилии и Южной Кореи была предоставлена отсрочка до 1 мая.

Решение возмутило торговых партнёров США — помимо России о готовности обратиться в суд ВТО сообщили Китай и Япония.

В разговоре с RT аналитик «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин отметил, что потенциально пошлины США почти обнуляют среднюю маржу экспортных продаж для российских компаний.

«На мой взгляд, оценки ущерба Минпромторгом завышены. Скорее всего, сопутствующий торговым войнам рост цен на продукцию и изменение географии поставок обусловят потери не более $0,5—1 млрд. Тем не менее и эти цифры значительны в масштабах отрасли», — считает Нигматуллин.

Скромная доля

По данным Федеральной таможенной службы (ФТС), в 2017 году доля металлов и изделий из них в российском экспорте занимала около 10% в стоимостном выражении. Большую часть этого сегмента составляли чёрные металлы (железо и сплавы), поставки которых за рубеж по итогам прошлого года сократились на 2,2% — до 42,4 млн тонн.

Экспорт чёрных металлов в СНГ в 2017 году вырос на 12,8% — до 6,13 млн тонн (или до $3,24 млрд). Однако поставки в дальнее зарубежье сократились на 4,4% — до 36,27 млн тонн ($15,52 млрд). Россия поставляет больше всего железа и сплавов на его основе в Турцию — 22%. Соединённые Штаты находятся на втором месте с 10% отгрузок.

Также по теме

Стальной барьер: приведут ли импортные пошлины США на металлы к торговой войне

Решение Дональда Трампа о введении импортных пошлин на ввоз стали и алюминия привело к падению мировых фондовых рынков. Инвесторы…

Совет

Примечательно, что активнее всего США покупают в России чугун — 61% от общего экспорта чёрных металлов. Тогда как доля непосредственно стали и стальной продукции, экспортируемой в США, находится на уровне 3,6% и 3,7% соответственно.

При этом доля отгрузок российского алюминия в США гораздо выше и составляет 29% (1,08 млн тонн) от всего экспортного объёма этого металла. Россия активнее всего поставляет в Соединённые Штаты необработанный алюминий — 3,2 млн тонн, то есть 87% от всего произведённого объёма металла. Однако для США ключевым поставщиком является Канада (52%), а доля импорта из России составляет лишь 16%.

Пошлина на алюминий станет ощутимой для РУСАЛа — крупнейшего мирового и российского производителя этого металла. Компания ранее оценивала мировой рынок алюминия как дефицитный — недостаток сырья в 2018 году может достигнуть 1,8 млн тонн.

Однако доля США в структуре экспорта РУСАЛа составляет чуть более 10%. Поэтому компания намерена добиваться исключения всего объёма производимой ею продукции из пошлинного списка.

Об этом ранее сообщила RT генеральный директор РУСАЛа Александра Бурико.

Неопределённые перспективы

В качестве одной из ответных мер Россия может ограничить поставки титана в США. Об этом рассказал RT заведующий кафедрой промышленного менеджмента МИСиС Юрий Костюхин.

Аналитик Alpari Анна Бодрова считает, что ввод Россией ответных пошлин в отношении США не несёт в себе экономических выгод, так как удельный вес Штатов в качестве торгового партнёра невысок.

По данным ФТС, товарооборот России и США за 9 месяцев 2017 года составил около $17 млрд — это около 4% от общего внешнеторгового оборота страны.

«На мой взгляд, процесс оспаривания Россией пошлин в ВТО ни к чему не приведёт. Доля российских поставок алюминия и стали в США очень небольшая. Россия уже заявляла, что перенаправит поставки в страны, где нет таможенных барьеров, например в Азию. Это путь наименьшего сопротивления — проще не терять в выручке и одновременно не омрачать свою репутацию в ВТО», — считает аналитик Анна Бодрова.

При этом Тимур Нигматуллин утверждает, что Россия может успешно оспорить введение американских пошлин с последующей компенсацией убытков.

Источник: https://russian.rt.com/business/article/499571-rossiya-metally-ssha-poshliny

О роли российского титана в мировой экономике, в частности для сша

calm73

Одновременно с усилением Соединёнными Штатами анти-российских санкций (в ответ на нападение на Украину нежелающего раскаиваться Владимира Путина), появляются сообщения, что американские производственные компании Boeing и United Technologies наращивают резервы титана высокого качества (применяемого в авиакосмической промышленности) , который они получают от своего ключевого поставщика в России. Учитывая, что, как сообщает Wall Street Journal, российская компания ВСМПО-АВИСМА , является филиалом корпорации «Ростех», государственного оборонного конгломерата, а генеральный директор «Ростех», Сергей Чемезов (в 1980-х, он и бывший офицер КГБ Владимир Путин жили в одном жилом доме в Восточной Германии) находится в американском санкционном списке, то накопление резервов титана – является неплохой идеей.

Читайте также:  Сергей сергеевич иванов: биография нынешнего главы ак «алроса»

Ведь титан крайне необходим для обшивки фюзеляжей таких авиалайнеров как Boeing 787 Dreamliner.

В новостях об этом не говорят, но титан – также незаменимый металл для современных военных самолетов  таких например  как боинговский F/A-18 Super Hornet. В исследовании РЭНД Корп.

Обратите внимание

отмечается, что в металлических конструкциях F/A-18 Super Hornet (которые только что выполняли бомбовые удары по объектам террористической группы ИГИЛ в северном Ираке), содержится “21 процент титана”.

И это – только часть того титана, который необходим американской оборонной промышленности, поскольку для того чтобы построить  современный боевой самолет требуется намного больше титана, чем его содержится в конечном продукте.

Военные подрядчики называют это “buy-to-fly ratio”(коэффициент использования материала): соотношение – сколько титана должно быть куплено против того, сколько, в конечном счете, использовано в самолете.

Вес титана который необходимо закупить для одного единственного F-35 Joint Strike Fighter составляет 30,000 фунтов, или 15 тонн.

Но больше всего о запасах российского титана у Boeing и United Technology говорит следующая статистическая величина: 79 % титана, которые США потребляют каждый год – это импорт.

Есть ли [у США] другие источники титана, если Путин вдруг решит ввести «контр-санкции» и обрезать экспорт?

Китай – главный глобальный источник титана, но он имеет тенденцию самому потреблять то, что производит. Есть ещё Украина, которая производит титан в Запорожье, городе расположенном между контролируемым русскими Донецком и захваченным русскими Крымом.

США и потребители титана в ЕС могут вычеркнуть Украину из списка стратегических поставщиков. Американские поставщики титана, такие как RTI, Allegheny Technologies Inc.

и TIMET возможно смогли бы нарастить свои производственные мощности, но как быстро – и насколько – остается неясным.

Позвольте, но разве американское Министерство обороны не имеет резерва металлов? Имеет.

Важно

Но, между 1998-м и 2005-м годами, Государственный стратегический военный резерв распродал весь свой запас титана (34 800 метрических тонн) до нуля.

(Куда пошли доходы? По приказу американского Конгресса Пентагон осуществил “продажу титана из Резерва Национальной обороны и передал фонды на создание Мемориала Второй мировой войны”.)

Пустые склады Пентагона не оставляют Boeing и United Technologies другого выбора, как только покупать большую часть титана – пока их российский поставщик готов им его продавать.

Но что произойдет, если Владимир Путин решит, что, если уж он отказывается разряжать обстановку на Украине, то не пора ли вывести войну санкций на новый, более высокий уровень?

Результатом может стать ресурсная война, которую мы, вероятно, проиграем. Аналитик Ричард Абулафия из Teal Group предупреждает, что титан – это «товарный продукт. И если США или Запад начнут брать на прицел товарные продукты, то ситуация станет опасной, потому что Западная Европа  сильно зависит от нефти и газа из России”.

“Мы можем делать мишенью [санкций] оборонную продукцию, долговые рынки для финансовых инструментов, людей, но если вы говорите о товарах, то это абсолютно не на пользу Западу”.

Нет, не на пользу, и вот почему: Согласно Отчету о потребностях Государственного стратегического Резерва для обеспечения национальной обороны 2013 года, представленному Пентагоном Комитетам Конгресса и Сената по делам вооруженных сил, из 19 металлов и видов минерального сырья находящихся в списке «дефицитных», Россия поставляет 10. По 5 из этих 10 позиций – сурьма, карборунд (карбид кремния), висмут, галлий и скандий – у США под рукой нет вообще ничего – ноль. Из тех тех же самых пяти позиций: США на 100% зависят от импорта скандия, на 99 % – галлия, на 91 % – висмута, на 85 % – сурьмы и на 72 % – карборунда.

По металлам, Соединенные Штаты зависят не только от России. Из 19 металлов и видов минерального сырья, которые в Отчете о потребностях Государственного стратегического Резерва для обеспечения национальной обороны 2013 года, рекомендованы к созданию резерва, Китай входит в ТОП-3 главных поставщиков для 17.

Станет ли в 21-м веке зависимость Америки от металлов, эквивалентом нефтяной зависимости Америки 20-го века? Этого не должно быть.

Как соавторы Отчета Сетевой организации по Американской ресурсной политикие «О рисках для национальной безопасности», мы нашли что – из тех 46 металлов и видов минерального сырья, для которых мы провели оценку, известные американские ресурсы существуют для 40: “Другими словами, для 87 процентов металлов и видов минерального сырья, представленных на нашей американской Пирамиде Ресурсных Рисков, существуют внутренние ресурсы – их развитие могло бы уменьшить зависимость США от импорта”.

Совет

И всё же, учитывая что период создания шахты – от получения разрешения до начала производства, занимает в среднем от 7 до 10 лет (рост на 40 % за последние пять лет), а расходы на разведку и подготовку горных выработок уменьшились в США наполовину (за последние 20 лет), американская зависимость от импорта металлов и минерального сырья, кажется обречена на рост.

А пока это так, такие компании как Boeing и United Technologies делают всё что могут, чтобы избежать быть поставленными в тяжелое положение неожиданным недостатком российского титана. Справедливо будет спросить влиятельных вашингтонских политиков: Когда следующий кризис выдвинет на первый план дефицит какого-нибудь другого металла, сможем ли мы рассчитывать на поставки из России и Китая?

Дэниэл Макгроарти, глава Carmot Strategic Group, фирмы занимающейся управлением проблемами. Занимал высокие посты в Белом доме и Министерстве обороны

Источник

Источник: https://calm73.livejournal.com/243730.html

Россия не станет запрещать поставки титана для Boeing и Airbus

Вова Жабриков / URA.RU / TASS

«Зачем принимать решения, которые отрицательно скажутся на наших предприятиях, на наших производителях?» – риторически спросил министр промышленности и торговли Денис Мантуров в интервью телеканалу «Россия 24» (цитата по «Интерфаксу»).

13 апреля на рассмотрение Государственной думы было вынесено предложение о контрсанкциях в ответ на «недружественные действия США и (или) иных иностранных государств». Инициаторами законопроекта выступили лидеры парламентских фракций и спикер Госдумы Вячеслав Володин.

Они предложили ввести ограничения на импорт американских товаров (сельскохозяйственной продукции, сырья, продовольствия, лекарств, алкоголя, табака).

Кроме того, было предложено наделить правительство правом останавливать международное сотрудничество России и российских компаний в атомной отрасли, авиастроении и ракетно-двигательной отрасли с США и компаниями с долей американского капитала более 25%.

«ВСМПО-Ависма» – один из крупнейших производителей титана в мире и единственный в России. Ежегодно корпорация производит около 40 000 т металла, 70% отгрузки приходится на экспорт, в том числе на американский рынок. В США среди контрагентов корпорации Boeing (35% используемого титана – российского происхождения) и производитель авиадвигателей Pratt & Whitney.

В Европе российский титан обеспечивает 65% потребностей французской Airbus, поставляется в том числе британской Rolls-Royce и французской Snecma (производители авиадвигателей). Кроме того, совместное российско-американское предприятие Ural Boeing Manufacturing (расположено в Свердловской области) производит для Boeing и Airbus заготовки и детали из титана.

«Мы надеемся на мудрость и дальновидность российских законодателей, которые, по нашему убеждению, не могут принять решение, способное негативно отразиться на российской титановой отрасли и экономике страны в целом», – отреагировала «ВСМПО-Ависма» на законопроект. Нарушение уже имеющихся контрактов и устоявшихся за 30 лет партнерских отношений может лишить компанию места на мировом рынке, говорилось в сообщении. Кроме того, от производства титана в Уральском регионе зависит более 20 000 человек, напомнила компания.

Правительство рассчитывает, что на поставки российского титана новый законопроект распространен не будет, следует из слов Мантурова.

«Можно, конечно, уподобляться, например, коллегам с Украины, когда они запретили поставку своих газовых турбин для судостроения, таким образом отказавшись от постоянного, стабильного покупателя со стороны России.

У них теперь отсутствует такой заказчик, зато у нас появилось собственное производство, собственные компетенции», – сказал Мантуров.

Директор группы корпоративных рейтингов АКРА Максим Худалов считает это разумным решением: «ВСМПО в массе своей продает не просто титан, а титановые поковки, штамповки и прокат. Эта продукция крайне сложна в производстве.

Обратите внимание

Отказ от поставок Boeing и Airbus приведет к простою этих производств, их будет просто нечем загрузить». В авиакосмическом секторе мирового титанового рынка ВСМПО занимает долю около 30%, говорит аналитик «Атона» Андрей Лобазов. Основные конкуренты тут американские Timet и Arconic, а также ряд кузнечных предприятий.

На индустриальном рынке ВСМПО занимает долю около 25%, конкурируя с японскими Toho Titanium и Osaka Titanium.

Во что инвестирует крупнейший совладелец «ВСМПО-Ависмы» Михаил Шелков

Sunrise Yachts

Дочерняя структура принадлежащего Михаилу Шелкову офшора кипрского Valedell – Golden marine international (Британские Виргинские острова) владеет 45-метровой яхтой DYNASTY (ранее носила названия Africa и Sunrise). Яхта была построена в 2009 г. турецкой SUNRISE YACHTING YATCILIK. Сейчас стоит в Пальма-де-Майорке

1/5

Е. Разумный / Ведомости

Проект по строительству жилого дома в Кривоарбатском переулке, 4, структура Шелкова приобрела в 2011 г. у «Интеко» Елены Батуриной. Построенный там роскошный особняк в стиле классицизма выставлен на продажу за 4,19 млрд руб. как жилая резиденция для одной семьи. Это самая дорогая квартира в Москве

2/5

Константин Веремейчик / ТАСС

В 2012 г. структура Шелкова получила контроль над 16% акций компании «Пурпетрубопроводстрой» (ПТПС), одном из крупнейших строителей Ямало-Ненецкого округа. Среди других совладельцев компании был «Проминвест» «Ростеха». Она выполняла заказы для «Транснефти» – например, участвовала в строительстве самой северной нефтяной магистрали России Заполярье – Пурпе – Самотлор

3/5

Pavel Adzhigildaev

На дочку Valedel – компанию Orex aviation AVV, зарегистрированную на Арубе, в 2013 г. были зарегистрированы три бизнес-джета – Boeing 737-700 и два Embraer ERJ-135. Сейчас у компании остались только два Embraer. Шелков вместе с бенефициарами аэропорта «Внуково» хотел развивать проект в области бизнес-авиации, но помешал кризис

4/5

Д. Абрамов / Ведомости

Структуры Шелкова когда-то владели 24%-ной долей в одном из крупнейших российских фармдистрибуторов «Ирвин 2», а сейчас контролируют работающую в Калужском фармкластере компанию «Бион». Она крупнейший производитель лекарственных субстанций из отечественного сырья с долей в 25% от общего объема их производства

5/5

Источник: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2018/04/18/767100-zapreschat-postavki-titana-boeing-airbus

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector