Налоговые проверки бизнеса: изменения 2019 года и их основная характеристика

Как будут проверять налоговики бизнес в 2018-2019 годах?

Министр финансов Российской Федерации Антон Силуанов утвердил отчет о выполнении Плана деятельности ФНС России в 2017 году.

Проведена работа по совершенствованию налогового администрирования, в том числе:

  • для побуждения налогоплательщиков к добровольному исполнению налоговых обязательств налоговые органы использовали такие методы, как приглашение на комиссии по легализации налогооблагаемой базы, рабочие встречи, круглые столы, информационные кампании, дни открытых дверей и т.д.;
  • применение риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорной деятельности позволило снизить административное давление на бизнес, сократить количество выездных проверок практически в три раза (с 58 тыс. в 2012 году до 19 тыс. в 2017 году) и существенно повысить эффективность их проведения;
  • усовершенствованы программные средства, применяемые в процедурах налогового контроля, технологические процессы в автоматизированной информационной системе «Налог-3»;
  • АСК «НДС-2» позволила автоматизировать и унифицировать бизнес-процессы налогового контроля. Ежеквартально в АСК «НДС-2» обрабатывается 1,5 млн налоговых деклараций.

И естественно в 2018 в планах налоговой собрать больше налогов, чем в прошлом году. Как это будут делать налоговики?

Выявление дробления

Чтобы понять, что понимают налоговики под дроблением бизнеса, обратимся к  письму ФНС № СА-4-7/15895@ от 11.08.2017.

за последние 4 года арбитражными судами рассмотрено более 400 дел на сумму, превышающую 12,5 миллиардов рублей, в рамках которых оспаривались ненормативные акты налоговых органов, вынесенные по результатам мероприятий налогового контроля и содержащие выводы о получении налогоплательщиками необоснованной налоговой выгоды в результате применения данной схемы.

  1. Общие признаки, свидетельствующие о согласованности действий участников схем дробления бизнеса с целью ухода от исполнения налоговой обязанности.

В качестве доказательств, свидетельствующих о применении схемы дробления бизнеса, могут выступать следующие установленные в ходе налоговой проверки обстоятельства:

— дробление одного бизнеса (производственного процесса) происходит между несколькими лицами, применяющими специальные системы налогообложения (систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее — ЕНВД) или упрощенную систему налогообложения (далее — УСН)) вместо исчисления и уплаты НДС, налога на прибыль организаций и налога на имущество организаций основным участником, осуществляющим реальную деятельность;

— применение схемы дробления бизнеса оказало влияние на условия и экономические результаты деятельности всех участников данной схемы, в том числе на их налоговые обязательства, которые уменьшились или практически не изменились при расширении в целом всей хозяйственной деятельности;

— налогоплательщик, его участники, должностные лица или лица, осуществляющие фактическое управление деятельностью схемы, являются выгодоприобретателями от использования схемы дробления бизнеса;

— участники схемы осуществляют аналогичный вид экономической деятельности;

— создание участников схемы в течение небольшого промежутка времени непосредственно перед расширением производственных мощностей и/или увеличением численности персонала;

несение расходов участниками схемы друг за друга;

— прямая или косвенная взаимозависимость (аффилированность) участников схемы дробления бизнеса (родственные отношения, участие в органах управления, служебная подконтрольность и т.п.);

— формальное перераспределение между участниками схемы персонала без изменения их должностных обязанностей;

— отсутствие у подконтрольных лиц, принадлежащих им основных и оборотных средств, кадровых ресурсов;

— использование участниками схемы одних и тех же вывесок, обозначений, контактов, сайта в сети «Интернет», адресов фактического местонахождения, помещений (офисов, складских и производственных баз и т.п.), банков, в которых открываются и обслуживаются расчетные счета, контрольно-кассовой техники, терминалов и т.п.;

— единственным поставщиком или покупателем для одного участника схемы дробления бизнеса может являться другой ее участник, либо поставщики и покупатели у всех участников схемы являются общими;

— фактическое управление деятельностью участников схемы одними лицами;

— единые для участников схемы службы, осуществляющие: ведение бухгалтерского учета, кадрового делопроизводства, подбор персонала, поиск и работу с поставщиками и покупателями, юридическое сопровождение, логистику и т.д.;

— представление интересов по взаимоотношениям с государственными органами и иными контрагентами (не входящими в схему дробления бизнеса) осуществляется одними и теми же лицами;

— показатели деятельности, такие как численность персонала, занимаемая площадь и размер получаемого дохода, близки к предельным значениям, ограничивающим право на применение специальной системы налогообложения;

— данные бухгалтерского учета налогоплательщика с учетом вновь созданных организаций могут указывать на снижение рентабельности производства и прибыли;

— распределение между участниками схемы поставщиков и покупателей, исходя из применяемой ими системы налогообложения.

Как показал анализ судебно-арбитражной практики, все или часть приведенных выше признаков могут в своей совокупности и взаимной связи свидетельствовать о формальном разделении (дроблении) бизнеса с целью получения необоснованной налоговой выгоды.

  1. Формальный характер деятельности участников схемы.

Одним из основных способов занижения своих налоговых обязательств при применении схемы дробления бизнеса является включение в цепочку взаимоотношений организаций и предпринимателей, чья деятельность носит формальный (технический, подконтрольный) характер и направлена на получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.

  • Примеры арбитражных споров, по которым судами поддержана позиция налоговых органов.

В рамках дела N А12-24270/2014 по заявлению ООО «МАН» налоговым органом доказывалось получение Обществом необоснованной налоговой выгоды вследствие включения в производственный процесс подконтрольного аффилированного лица индивидуального предпринимателя Бочарова П.С., деятельность которого носила формальный характер в отсутствие деловой цели.

ВС РФ пришел к выводу о том, что целью таких действий является уклонение от уплаты налога на прибыль организаций и НДС путем формального заключения с указанным лицом взаимных договоров поручения, по условиям которых Общество и предприниматель

от имени друг друга могли совершать действия по оформлению сделок купли-продажи с покупателями товаров, что позволяло им распределять между собой полученную выручку в целях минимизации своих налоговых обязательств и получения необоснованной налоговой выгоды.

2.2. Примеры арбитражных споров, по которым судами была поддержана позиция налогоплательщиков.

Обратите внимание

Результаты проведенного мониторинга судебной практики свидетельствуют о многочисленных судебных актах, принятых в пользу налогоплательщиков. При этом, основной причиной отмены решений налоговых органов по результатам проверок является именно недоказанность подконтрольности и несамостоятельности ведения предпринимательской деятельности участниками взаимосвязанных хозяйственных операций.

Так, в рамках дела N А70-4269/2014 по заявлению ООО «Дорсервис» Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в постановлении от 02.03.

2015 сделал вывод о том, что налогоплательщик и предприниматели производили финансово-хозяйственные операции от своего имени, самостоятельно выполняли свои налоговые обязательства перед бюджетом, вели учет своих доходов в соответствии с порядком ведения бухгалтерского учета при применении специального налогового режима, самостоятельно определяли объект налогообложения, налоговую базу, исчисляли налог и представляли в налоговый орган по месту учета налоговую отчетность; факты передачи в аренду имущества и получение оплаты оформлены соответствующими документами, операции отражены в налоговом учете у Общества и индивидуальных предпринимателей. По мнению суда, налоговым органом не доказаны обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии самостоятельной предпринимательской и производственной деятельности, осуществляемой иными участниками схемы, направленности деятельности налогоплательщика исключительно на получение необоснованной налоговой выгоды, а также о формальном характере первичного и бухгалтерского учета Общества.

  1. Действительный размер налоговых обязательств.

3.1. Примеры судебных актов, принятых в пользу налоговых органов.

Так, судебные инстанции, соглашаясь в рамках дела N А03-17184/2014 с доводами налогового органа о том, что ООО «Ника-экспорт» создана схема, предусматривающая включение в цепочку по реализации горюче-смазочных материалов (далее — ГСМ) взаимозависимых (подконтрольных) преднамеренно созданных организаций, применяющих специальные налоговые режимы, исследовали вопрос обоснованности использования метода разделения выручки от реализации на две условные части (розница и опт), к которым применяются разные способы начисления налога.

3.2. Примеры судебных актов, принятых в пользу налогоплательщиков.

Вместе с тем, анализ судебной практики свидетельствует о том, что установленный в рамках судебного разбирательства факт неправильного определения налоговым органом действительного размера налоговых обязательств является основанием для признания недействительным ненормативного акта налогового органа.

Так, в рамках дела N А19-18472/2012 по заявлению ООО «Управляющая компания Востокпромхолдинг» ФАС Восточно-Сибирского округа в постановлении от 27.06.2013 указал, что судами в полной мере проверен приведенный в оспариваемом решении инспекции расчет налога на прибыль, который должен быть уплачен Обществом при отсутствии дробления бизнеса.

Такой расчет обоснованно признан судами не соответствующим положениям главы 25 НК РФ.

Требования к расчету:

— в расчете налоговой базы должны учитываться не только доходы участников схемы, но и их расходы;

— надлежащее обоснование применения той или иной налоговой ставки с учетом установленных фактических обстоятельств и имеющихся документов;

— в обязательном порядке обеспечивать наличие в акте и решении подробного расчета, объясняющего методику производимых доначислений налогов проверяемому налогоплательщику;

— предпринимать исчерпывающие меры, направленные на подтверждение правомерности расчета налогового органа действительных налоговых обязательств проверяемого налогоплательщика: получение документального подтверждения доходов и расходов налогоплательщика путем истребования документов у налогоплательщика и его контрагентов, получения банковских выписок и сведений об иных аналогичных налогоплательщиках;

— учитывать возражения налогоплательщика относительно правильности расчетов с учетом подтверждающих документов.

Налоговый орган давно ведет борьбу с обналичиванием денежных средств. В том числе данная борьба ведется через банковские структуры.

Схемы с «однодневками» используют 60% российских компаний, причем треть из них — регулярные пользователи, выводящие из-под налогообложения более 30% выручки.

Поскольку налоговые органы, в соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса, наделены правами приостановления операций по счетам налогоплательщиков, указанные полномочия способствуют повышению эффективности противодействия обналичиванию.

Кроме того, выявляются такие схемы с помощью комплекса АСК-2.

Важно

Также выявляются такие операции через банки.

Транзитные операции могут характеризоваться совокупностью (одновременным наличием) следующих признаков:

  • зачисление денежных средств на счет клиента от большого количества других резидентов со счетов, открытых в банках Российской Федерации, с последующим их списанием;
  • списание денежных средств со счета производится в срок, не превышающий двух дней со дня их зачисления;
  • проводятся регулярно (как правило, ежедневно);
  • проводятся в течение длительного периода времени (как правило, не менее трех месяцев);
  • деятельность клиента, в рамках которой производятся зачисления денежных средств на счет и списания денежных средств со счета, не создает у его владельца обязательств по уплате налогов либо налоговая нагрузка является минимальной;
  • с используемого для указанных операций счета уплата налогов или других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации не осуществляется или осуществляется в незначительных размерах, не сопоставимых с масштабом деятельности владельца счета ( Банка России от 31.12.2014 N 236-Т «О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов»).

Источник: http://lawedication.com/blog/2018/05/07/kak-budut-proveryat-nalogoviki-biznes-v-2018-2019-godax/

Налоги с 1 января 2019 года

С 1 января 2019 года ожидается повышение налоговой нагрузки на граждан России. Федеральной Налоговой службой анонсировано поднятие ставок на определенные виды налогов.

Какие же будут налоги в 2019 году? К чему готовиться предпринимателям и обычным гражданам страны? Какими окажутся льготы по налогообложению в 2019 году или правительство вовсе их снимет? Об этом мы расскажем в данной статье.

Какие новые налоги в 2019 году придумают для россиян?

Уже в начале года правительство протестирует налог на самозанятость. Под понятие «самозанятый» попадают все индивидуальные предприниматели, которые работают сами на себя, не имея наемных работников в подчинении. Уплата налогов самозанятых лиц на виды деятельности осуществляется по упрощенной схеме.

Читайте также:  Куда пропадают деньги: 7 врагов твоего богатства

Сейчас в России насчитывается порядка 15 млн. человек, которые получают доход и при этом не зарегистрированы, как индивидуальные предприниматели. К ним относятся:

  • лица, реализующие продукцию, произведенную у себя дома;
  • швеи-надомницы;
  • таксисты на своем автомобильном транспорте, а также, взявшие в аренду;
  • копирайтеры, дизайнеры, работающие на дому;
  • фотографы;
  • мастера, оказывающие салонные услуги на дому;
  • мастера, оказывающие услуги по установке и монтажу;
  • лица, сдающие в аренду свою жилплощадь.

В первую очередь налог внедрят в таких регионах, как: Москва, Татарстан и Калуга. Если самозанятый сотрудник работает с частными лицами, ставка налога будет равняться 3%.

Предприниматели, работающие с юридическими лицами, будут возлагаться налогом в 6%.  Годовая сумма доходов самозанятых лиц не должна превышать 10 млн. рублей.

В случае превышения обозначенной годовой суммы, виды деятельности облагаются по стандартной фискальной схеме.

С 2019 года новые налоги коснутся не только самозанятых лиц, не имеющих людей в подчинении. Так с начала 2019 года будет рассмотрен законопроект об отчислении налогов с трудоустроенных лиц в негосударственный Пенсионный Фонд.

Со времени вступления в силу закона, будут сформированы обязательные негосударственные пенсионные фонды, куда в обязательном порядке будут отчисляться налоги с каждого трудоустроенного сотрудника.

Однако проектом предусмотрено, что налоговые обязательства лягут на работодателя, а сотрудник будет выступать 3 лицом в подписании трехстороннего договора между работодателем НПФ и наемным работником.

Работодатели, чьи сотрудники работают на опасных работах, а также во вредных условиях, обязаны отчислять в негосударственный фонд до 4% за каждого работника. Тем самым увеличивается сумма выплат при выходе работника на пенсию.

Сейчас рассматривается две схемы, по которым может осуществляться налогообложение:

  • создать фиксированную ставку (с 2019 года – 1%);
  • ставка будет варьироваться в зависимости от количества наемных работников.

Ставка налога будет постепенно повышаться в ближайшие пять лет. Уже в 2025 году прогнозируется повышение ставки до 3% и охватит индивидуальных предпринимателей, чей штат сотрудников составляет более 100 человек.

Источник: https://euroexbank.ru/ekonomika/nalogi-s-1-yanvarya-2019-goda

Налоговые проверки в 2019 году

Налоговые проверки необходимы для контроля внесения обязательных налоговых сумм предпринимателями, выявления и устранения нарушений. Налоговая служба контролирует корректность расчётов и своевременность оплаты.

Реализация налоговых проверок упрощается. Вводятся нестандартные методы контроля.

Изменения в налоговой политике в 2019 году

В планах налоговой политики на 2019 год увеличить поступление в бюджет налогов, не допуская повышения налоговой нагрузки. Инструментов для получения аргументации необходимости проверок стало больше.

Существенно изменилось администрирование, отчётность по взносам. Правила начисления некоторых налогов так же претерпели изменения.

Администрирование страховых выплат

Налоговые органы контролируют внесение страховых взносов в ФСС, ПФР, ФФОМС.

Расчёт предоставляется ежемесячно, не позднее 30 числа текущего месяца (за предыдущий месяц). Оплата же осуществляется в следующем месяце до 15 числа.

С 1.01.17 получат право пользования данной системой плательщики, чей совокупный доход за 9 месяцев не превысил 90 млн. рублей. Если же за год он не превысит 120, работа в УСН продолжится. Предельная остаточная стоимость средств в условиях перехода на УСН не должна превышать 150 млн. рублей.

По нулевой ставке налогообложения

Применяется для магистральных газопроводов и добычи газа. Сюда же относятся разработка полезных ископаемых, недр, производство гелия, объекты капитального строительства. Полный перечень объектов утверждён правительством РФ.

В поощрительных выплатах

Не облагаются налогами единовременные поощрительные выплаты по спортивным проектам, а именно, за призовые места в играх Олимпийских, Сурдлимпийских, Паралимпийских участникам и их тренерам (специалистам, участвующим в подготовке).

Что эти изменения значат для налогоплательщиков

Плюсы для налогоплательщиков:

  1. Количество документации, подвергающейся проверке, уменьшилось. Не должна запрашиваться документация, предъявленная ранее, и документы, имеющиеся в наличии в базах других официальных структур (153 типа находятся под запретом по распоряжению Правительства РФ). К примеру, выписки из многих видов государственных реестров (ЕГРП и др.), кадастровые паспорта, сведения о численном составе работников, многие виды справок.
  2. Правила оформления жалоб на работу инспекции, выражения несогласия с результатами проверок упрощены. Для этого можно использовать личный кабинет организации на сайте www.nalog.ru. На первом этапе решение спорного вопроса находится в компетенции инспекции. При невозможности разрешения вопроса все спорные данные передаются в управление. Жалоба должна быть рассмотрена в присутствии руководителя организации. Он вправе обосновать доводы, предъявить доказательства.
  3. По результатам обжалования может быть приостановлено решение налогового контроля при предоставлении компанией банковской гарантии. Она выражается в наличии на расчётном счёте организации (компании) суммы финансовых претензий контролирующего органа (или суммы до начислений). Гарантия действительна в течение полугода с момента заявления. Единовременно подаются три документа: заявление о приостановлении действия принятых налоговых решений, жалоба с обоснованиями, гарантия банка. При положительном решении вопроса данная гарантия снимается. Об этом налоговая организация обязана сообщить банку в течение 5 дней.
  4. Отсутствие наказаний за нарушение, выявленное впервые. Вместо них предусматривается предупреждение. Поправка вступила в действие с июля 2016 года. К примеру, впервые не сданы вовремя декларации либо нарушены нормы бухгалтерского учёта.

Минусы:

  1. Уменьшение срока подачи возражений по итогам экспертиз, других мероприятий. Его длина уменьшилась до 10 рабочих дней со времени завершения спорного мероприятия.
  2. Правомочность требования инспекцией дополнительной информации по налоговым льготам. Кроме подтверждающих документов может инициироваться предоставление пояснений по проблемам имущества, операций в сфере льгот. Эта информация должна быть предоставлена в течение 5 дней. Все пояснения по НДС принимаются только в электронном виде. Бумажный вариант деклараций неприемлем. За непредоставление электронного варианта документа назначаются штрафные санкции.
  3. Более частая проверка достоверности информации ЕГРЮЛ. Причём рассматриваются все жалобы и претензии (к примеру, от конкурента). По поступившим сигналам инициируются дополнительные проверки, осуществляемые в течение месяца. Любое подозрение на фиктивность фирмы или её юридического адреса вызывает подозрение. Например, на одном адресе зарегистрированы несколько ЮЛ. На время проверки сомнительной информации налоговый контроль имеет право приостановления регистрации компании. Но по времени это должно длиться не более месяца. При подтверждении наличия недостоверных сведений деловой репутации руководителя и всей компании наносится ущерб.

Что чаще будут проверять в 2019 году

  1. Регистрация, постановка на учёт. Функционирование компании без регистрации квалифицируется как «незаконное предпринимательство» (грозит до 5 лет лишения свободы).
  2. Легальность доходов и полная выплата по ним налогов.

    Учитывается заработная плата, иной доход сотрудников. Выясняется наличие «серых» зарплат, хотя нарушения эти трудно доказуемы. При доначислении взносов учитываются только конкретно изысканные суммы.

  3. Создание «левых» фирм.

     При незаконном создании ЮЛ и использования документов с этой целью есть риск лишиться свободы до 5 лет, а за обналичивание финансовых средств через подставные компании – до 7.

  4. Искусственное завышение себестоимости, закупочных цен.

    В 2019 году действует повышение налоговых санкций за применение нерыночных цен.

Виды проверок

Проверки представлены камеральными и выездными, плановыми и внеплановыми.

Камеральная

Проводится в налоговом органе с использованием данных налоговых деклараций. Правомерна проверка документации, если (ст. 88 НК РФ):

  • в декларации заявлен налог к бюджетному возмещению;
  • подана заявка организацией на уменьшение налога, увеличение суммы убытков через 2 года после первой декларации;
  • обнаружен ряд несоответствий или противоречий;
  • заявлено использование налоговой льготы.

При выявлении правонарушений по итогам камеральной проверки может быть инициирована выездная.

Выездная

Для избежания стрессовых ситуаций необходимо к таким встречам всегда быть готовым. Сведения могут поступить от контрагента, налогового инспектора. База данных закрыта для общего доступа.

Проверки выездного типа предусматривают тщательное изучение финансовой отчётности с возможностью последующего назначения санкций (от штрафа до ареста). О предстоящем визите нельзя узнать заранее. Но на 2019 год выездную проверку налоговики обязаны осуществлять по итогам камеральной проверки при наличии недочётов.

Этапы проведения: 

  1. Анализ документации. Проводится на территории организации (предприятия) с предварительным сообщением и предъявлением служебного удостоверения. Процедуры: запрос документации, получение необходимых пояснений, осмотр территорий, выемка необходимых финансовых документов. Проверка по длительности не должна быть более 2 месяцев. До 4 месяцев продление правомочно в следующих случаях: принадлежность объекта к числу крупнейших налогоплательщиков, форс-мажорные обстоятельства.
  2. Подведение результатов с отчётом. В отчёте составляется налогооблагаемая база, анализируются выявленные нарушения, формируются рекомендации по их исправлению. При необходимости производится доначисление суммы налогов, назначаются санкции.

Что в первую очередь хотят найти налоговики? Если ранее в приоритете поиска были необоснованные расходы для дополнительного начисления прибыли и НДС, то теперь добавился поиск незадекларированной выручки. Рассматриваются даже жалобы уволенных из организации сотрудников. Суды чаще принимают сторону налоговиков.

Приостановка и продление

Проверка налогоплательщиков (выездная или камеральная) может быть приостановлена в следующих случаях:

  • реализация встречной проверки;
  • выемка необходимых документов;
  • осуществление экспертизы.

Продление может быть реализовано по многим причинам:

  • если налогоплательщик – один из крупнейших;
  • по имеющейся информации из разных источников о налоговых правонарушениях;
  • при произошедших ЧС непреодолимой силы (пожар, наводнение, другие);
  • при наличии обособленных подразделений у компании;
  • при непредоставлении вовремя запрошенных документов;
  • по другим обстоятельствам.

Длительность стандартной выездной проверки – два месяца (можно увеличить до 4-6).

Налоговые проверки планового и внепланового типа

Плановые проверки проводятся в основном один раз в трёхгодичный срок. О них компания ставится в известность не позже, чем за три дня. Но существуют и внеплановые. Их может проводить Роспотребнадзор в местах общественного питания и продажи лекарств.

В таблице представлены ситуации, которые могут стать причиной инициирования внепланового налогового контроля в 2019 году.

Что является сигналом к проверке (причины контроля)Какие нарушения предполагаются
Снижение налоговой нагрузки по отношению к среднеотраслевому уровню (на 10% и ниже) Появляется подозрение в экономии на налогах
Отсутствие активного общения в период заключения договора, нарушение правил его оформления, отсутствие достоверных сведений о местонахождении площадей Взаимодействие с контрагентами, вызывающими подозрительность (недоверие)
Превышение темпов увеличения расходов над доходами Предположение о занижении доходов, завышении расходов
Продолжительные убытки Несоответствие убытков повышению выручки от реализации
Низкая зарплата сотрудников (ниже среднего по отрасли на 10%) Подозрение на выплаты «в конвертах»
Сомнительность договоров с существующими посредниками Подозрение, например, на манипуляции с товаром, который в данном объёме, в данное время просто не мог быть произведён. Несоответствие обозначенных материальных ресурсов фактическим данным, другое.
Изменение местонахождения Специальная отсрочка для исправления выявленных нарушений
Несоответствие среднеотраслевому уровню рентабельности Занижение показателей

Распространёнными мерами налоговиков для поиска информации и доказательств являются следующие:

  1. Опрос контрагентов (сотрудников по договору), всех возможных свидетелей.
  2. Штрафование свидетелей за неявку.
  3. Посещение свидетелей, при их неявке по вызову, на дому с составлением протокола и фиксацией на видео.
  4. Использование возможностей участкового инспектора в поиске свидетелей, допрос его с целью приобретения информации.
  5. Поиск неформального подхода, альтернативных источников, использование фото, аудио, видео фиксации фактов, которые с мая 2016 года правомочны как доказательства в суде.
  6. Поиск информации, улик в интернете, в базе 2-НДФЛ, по запросам в банках, ГИБДД, ПРФ.
  7. Изъятие вещественных доказательств (жёстких дисков, компьютеров) в присутствии полицейских.
  8. Использование распечаток звонков сотовой связи и социальных телефонных опросов.

Советы по оптимальным вариантам поведения директора в случае проверки могут быть следующие:

  1. Не расслабляться на протяжении всей проверки. Держать «руку на пульсе». Видимые успехи в отчётности могут, при потере бдительности, привести к досадным промахам.
  2. Важно уметь уравновешивать эмоции на весах с холодным расчетом. Взаимодействие должно быть корректным, уважительным. Главная задача проверки – обнаружить нарушения.
  3. Проработать с сотрудниками (юристом, бухгалтером) адекватные формы ответов заранее. Рекомендовано даже проведение тренингов. Соблюдать эмоциональную устойчивость.
  4. При определении помещения для проверки по возможности не открывать доступа к папкам, документам, программам без дополнительных требований.
  5. Уметь справедливо возражать при наличии необоснованных претензий. Умело аргументировать, не «перегибая палки».

В 2019 году предприятия будут включены в план налоговых проверок в следующих случаях:

  1. Если сумма нарушений выше 10 млн. рублей.
  2. При наличии грубых нарушений или полном игнорировании требований налоговой отчётности.
  3. Если организация внесена в план на 2019 год по итогам камеральной проверки.
  4. При нулевом балансе, инициировании процесса ликвидации.
  5. При вхождении в число крупнейших налогоплательщиков.
  6. По поручению правоохранительных органов.

Ответственность по итогам

Инспекция вправе применить к предпринимателям, юридическим лицам санкции налоговой ответственности. Некоторые документы могут быть переданы в ОВД для возбуждения уголовного дела. Степень наказания зависит от выявленных нарушений и условий, отягчающих их либо смягчающих.

Снятие налоговой ответственности предполагается в следующих случаях: при истечении срока давности, невиновности в правонарушении, связанном с налогами. Исключают вину стихийные бедствия, форс-мажорные обстоятельства, исполнение указаний в письменном виде контролирующих ведомств.

Список смягчающих и отягчающих условий отражён в статье 112 НК РФ. Налоговая ответственность не гарантирует освобождение от уголовной или административной.

Поделитесь с друзьями в соц.сетях

Источник: https://investim.info/nalogovye-proverki-v-2019-godu/

Налоговые изменения: В 2019 году бизнес ожидают проверки по новым правилам

C 2019 года в Украине начнут действовать изменения, внесенные в Налоговый кодекс законом №2628, который был принят специально для балансировки показателей бюджета на следующий год. В свою очередь законом о госбюджете установлены новые социальные нормативы, в частности, минимальная зарплата.

От ее размера, как известно, зависят не только размеры некоторых соцвыплат, но и суммы штрафов, в частности, за нарушение трудового законодательства. Для крупного бизнеса наиболее важными будут изменения правил трансфертного ценообразования, а для мелкого — увеличение суммы единого налога. Об этом пишет UBR.

ua, передает 1Fin.Biz.

Новые ставки и правила уплаты

Налоговые изменения будут вступать в силу поэтапно: часть с нового года, а часть с 1 марта, 1 июня и 1 июля 2019 года и даже с января 2020-го.

 Ставка акциза на табачные изделия, например, будет увеличена в новом году на 20%, как того требуют условия соглашения об ассоциации с ЕС, а затем еще проиндексирована с 1 июля на 9%, чтобы учесть инфляцию за 2018 год.

В результате пачка сигарет стоимостью 30 грн вырастет в цене на 5-6 грн.

  • Лучшие страны для бизнеса: Украина заняла 77 место

Также с 1 января будет резко увеличен размер экологического налога (с 0,41 грн/т до 10 грн/т) за выбросы двуокиси углерода (СО2) стационарными источниками. Ставки рентной платы за пользование недрами для добычи нефти и конденсата вырастут с января всего на 2%, за добычу железной руды — на 0,8%. А вот за специальное использование лесных ресурсов — сразу на 50%.

Как отметил менеджер KPMG в Украине Катерина Гамрецкая, кроме повышения ставок налогов, можно выделить еще несколько блоков ключевых изменений: введение льгот по уплате акциза и НДС, а также изменение механизма администрирования отдельных налогов.

Например, при импорте электромобилей в следующем году продляется отмена уплаты НДС и акциза. Кроме того, с 1 июля 2019 года устанавливается нулевая ставка акциза на спирт этиловый при производстве пищевого уксуса, парфюмерно-косметической продукции и продукции технического назначения.

  • Рейтинг Doing Business: Кабмин хочет “завести” Украину в ТОП-50

Законом также предусмотрено введение лицензирования деятельности всех субъектов, которые занимаются производством, хранением, оптовой и розничной торговлей топливом. С 1 июля в системе электронного администрирования (СЭА) реализации топлива будет отображаться фактическое движение топлива в разрезе мест хранения. Срок для регистрации в СЕА установлен с 1 мая до 1 июня 2019 года.

Еще одна новация — операторы почтовой связи и экспресс-перевозчики становятся налоговыми агентами для целей НДС при импорте почтовых и экспресс-отправлений. До июля 2019 года не облагается налогом посылки стоимостью до 150 евро, а после этой даты — только в 100 евро.

Проверки и санкции

Отчасти меняется порядок общения с налоговыми органами во время проведения проверок. С 1 января 2019 года увеличиваются сроки для подачи возражений на акты документальных проверок с 5 до 10 рабочих дней (абзаца 2 пункта 44.7 НКУ). Также изменится срок для административного оспаривания налоговых уведомлений-решений органов ГФС.

«Если вы считаете, что налоговики неправильно определили сумму денежного обязательства или приняли любое другое решение, противоречащее законодательству или выходящее за пределы их полномочий, вы имеете право обратиться в ГФС с жалобой о пересмотре этого решения. Срок на подачу жалобы изменился с 10 календарных дней на 10 рабочих дней», — сказал руководитель департамента корпоративного права МЮК Kodex Екатерина Пятаченко.

  • Бизнесмены не видят перспектив в Украине

Одновременно налоговикам увеличили до 15 дней срок для вынесения налогового уведомления-решения. Также станет сложнее получить рассрочку и отсрочку налоговых обязательств, поскольку все решения об этом, независимо от заявленных сумм, будет принимать ГФС Украины с уведомлением Минфина.

Плательщикам единого налога, которые торгуют лекарствами и медизделиями, с нового года надо обзавестись РРО (изменения в пункт 296.10 НКУ). Такие же требования вносятся и в закон о применении регистраторов расчетных операций.

Торговцам пивом, алкоголем и табачными изделиями надо быть готовыми к увеличению штрафов за продажу товара без соответствующей лицензии или без марок акцизного сбора.

Совет

Статью 156 Кодекса об админнарушениях подправили и в 2019 году штраф будет не 50-200 налогонеоблагаемых минимумов, а 200-600 нмдг, то есть 3400-10200 грн, с конфискацией предметов торговли и выручки.

Нарушение правил торговли влечет наложение штрафа на работника от 100 до 400 необлагаемых налогом минимумов (раньше было от 30 до 100), соответственно это от 1700 до 6800 грн.

Ключевые изменения в ТЦО

Особое внимание законодатели уделили борьбе с отмыванием денег и выводу капиталов. В Налоговом кодексе фактически расширен круг контролируемых операций.

«Компании, даже если они не являются сторонами контролируемой операции, но были задействованы в цепочке поставки товаров, должны быть готовы раскрыть налоговому органу, информацию необходимую для установления соответствия условий контролируемой операции, которая проверяется, принципу «вытянутой руки», — рассказал руководитель группы трансфертного ценообразования KPMG в Украине Николай Мишин.

  • Fitch: Рейтинг Украины – “B-“

Например, это может касаться перевозчика и стивидора (компания по перевалке грузов), которые соответственно перевозили сельхозпродукцию в порт и грузили ее на борт судна.

«Кроме цены услуг налоговики могут поинтересоваться условиями договоров и фактическое выполнение таких услуг, условия оплаты и любые другие данные, необходимые для проведения функционального и экономического анализа контролируемой операции. Если компании не дадут эту информацию, ГФС имеет право провести встречную сверку и самостоятельно получить необходимые сведения», — объяснил Мишин.

По словам юриста, если в ходе мониторинга контролируемых операций налоговики выяснят, что в сделках ВЭД задействованы номинальные посредники, чье участие в поставке товаров (работ, услуг) «прошло» только на бумаге, а на другом конце цепочки — нерезидент из «низконалоговой юрисдикции», то такая операция может быть признана контролируемой.

То же самое касается нерезидентов определенных организационно правовых форм, например, llc, plc и прочих (их перечень можно найти в постановлении КМУ от 04 июля 2017 г. № 480). Список низконалоговых юрисдикций есть в постановлении Кабмина №1045 от 27 декабря 2017 г.

«Ранее, такой риск был, только если нерезидент был связанным лицом. Поэтому компаниям необходимо идентифицировать и понимать функционал всех участников цепочки поставки товаров (работ, услуг), так как налоговый орган может признать такую операцию контролируемой, со всеми вытекающими последствиями», — отметил Мишин.

  • Почему международные компании отказываются заходить в Украину

Но изменениями Налогового кодекса дело не ограничилось. Налоговый консультант K.A.C. Group Катерина Боровик обращает внимание на закон «О валюте и валютных операциях», который вступит в силу с 7 февраля 2019 года.

Им, в частности, отменяется валютный контроль для ВЭД операций на сумму до 150 тыс. грн, а система электронных лимитов заменит индивидуальные валютные рецензии.

Правда, до его вступления в силу КМУ и НБУ должны подготовить законопроекты о правилах налогообложения контролируемых иностранных компаний (КИК), правил отчетности в разрезе стран для международных групп компаний, правил налогообложения постоянного представительства, правил ограничения расходов на финансовые операции со связанными лицами и т.д.

Источник: https://1fin.biz/nalogovyie-izmeneniya-v-2019-godu-biznes-ozhidayut-proverki-po-novyim-pravilam

Новый подход к определению недобросовестности налогоплательщика в 2017 году

С августа 2017 года ранее применяемые критерии оценки добросовестности налогоплательщика, установленные Постановлением Президиума ВАС РФ от 12.10.2006г. № 53-ФЗ, прекратили свое действие. На смену им пришла ст. 54.

1 НК РФ, утверждающая более конкретные условия для признания сделки незаконной, а расходы – необоснованными.

До внесения правок в НК РФ четкого разделения понятий незаконной и законной оптимизации не было.

Оценивая деятельность налогоплательщика с позиции добросовестности и осмотрительности, контролирующий орган руководствовался критериями, выработанными Постановлением Президиума ВАС РФ № 53-ФЗ. В настоящий момент налоговые проверки бизнеса (с изменениями 2017 года) проводятся с учетом положений новой статьи 54.1 НК РФ.

Ранее действовавшие критерии, установленные Высшим арбитражным судом, не применяются к выездным и камеральным проверкам, проводимым после 19 августа 2017 года (даты вступления в силу положений ст. 54.1 НК РФ).

Основные изменения в порядке проведения проверок с 2017 года

  1. Конкретизировано понятие необоснованной налоговой выгоды

    Если ранее понятие необоснованной налоговой выгоды приводилось в Постановлении № 53-ФЗ, а под ней понимались использование незаконных схем для ухода от налогообложения, снижения налоговой нагрузки и иные экономически неоправданные действия, то теперь п. 1 ст. 54.1 НК РФ говорит о недопущении уменьшения налогоплательщиком базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в бухгалтерском учете, или налоговой отчетности налогоплательщика.

  2. Установлены условия, при которых налогоплательщик имеет право на признание расходов по сделке

    Одного правильного заполнения первичных документов для подтверждения расходов недостаточно. Целью заключения сделки не должна быть только неуплата (частичная уплата) или возмещение (зачет) налога. Обязательство по сделке исполняется самим контрагентом или привлеченным им третьим лицом (если это предусмотрено условиями договора).

  3. ИФНС должна быть доказана связь между действиями налогоплательщика и неуплатой налога (занижением базы по нему)

    Подписание документов неустановленным лицом, неуплата налогов контрагентом, невозможность выполнения работы самим налогоплательщиком не могут рассматриваться в качестве единственного основания для признания действий налогоплательщика по уменьшению базы или неуплаты налога в целом.

  4. Участие в сделке подконтрольных лиц не говорит о ее незаконности

    Если ранее участие в договорных отношениях лиц, являющихся аффилированными по отношению друг к другу, налоговый орган рассматривал как одно из доказательств незаконности сделки, то теперь данное обстоятельство само по себе не может судить о незаконности заключенной сделки.

  5. Реальность выполнения договорных обязательств контрагентами первого звена

    Если ранее ИФНС могла отказать в признании расходов по налогу на прибыль и вычетов по НДС из-за недобросовестности контрагентов второго и третьего звена, то теперь значение имеет выполнение своих обязательств лишь контрагентом первого звена, с которым заключена сделка.

  6. Исключение расходов при расчете налога на прибыль

    Если ранее контролирующий орган руководствовался позицией, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ № 53-ФЗ, и доначислял налог на прибыль только на сумму превышения стоимости товара по сравнению с рыночной стоимостью, то теперь затраты могут быть полностью исключены из налоговой базы по налогу на прибыль организаций, если инспекция докажет невозможность исполнения сделки контрагентом первого звена. Это безусловный минус новых поправок для бизнесменов.

Что подразумевается под искажением сведений о фактах хозяйственной деятельности

В своем письме от 31 октября 2017 г. № ЕД-4-9/22123@ ФНС разъяснила новые правила проверок бизнеса. Под искажением сведений о фактах хозяйственной деятельности в бухгалтерской и налоговой отчетности стоит понимать сознательное изменение данных о хоздеятельности, объектах налогообложения, применяемых льготах в соответствующей отчетности.

Приведем примеры данного искажения.

  1. Дробление крупного бизнеса на несколько частей с целью применения специальных налоговых режимов, предусматривающих пониженные налоговые ставки и льготы по отдельным видам деятельности.
  2. Создание условий, позволяющих применять пониженную ставку по налогам.
  3. Создание схем, направленных на неправомерное применение норм международного права в части избежания двойного налогообложения.
  4. Невозможность осуществления сделки своими силами (отсутствие рабочей силы, складских помещений, транспорта и т. д.).
  5. Отражение в отчетности заведомо ложных сведений в части занижения базы, повлекшее неуплату (частичную уплату) налогов.

Примечание: для подтверждения искажения сведений в бухгалтерской и налоговой отчетности контролирующий орган должен не просто перечислить сделки, по результатам которых бизнесмен получил налоговую выгоду, а доказать, в чем выразилось искажение данных, связь между нарушением и действиями налогоплательщика, умышленный характер правонарушения.

Условия для признания расходов по сделке

  1. Основная цель сделки не направлена на уход от налогообложения и получения только налоговой выгоды.

  2. Сделка совершена лицом, являющимся стороной сделки по договору, или третьим лицом, привлеченным к исполнению в рамках заключенного договора.

Проверяющий орган обязан доказать, что сделка совершена только для получения налоговой выгоды, а не для реальной предпринимательской деятельности.

  1. ИФНС придется тщательнее подходить к вопросу подтверждения невозможности осуществления сделки контрагентом и получения незаконной налоговой выгоды самим налогоплательщиком.
  2. ИФНС вправе полностью исключить расходы по налогу на прибыль.
  3. В целом кардинальных изменений новые правила проверки бизнеса не принесли, подход к доказыванию необоснованности налоговой выгоды на бумаге стал более тщательным. Как это будет на деле, покажут время и судебная практика.

Подробнее о практике применения ст. 54.1 НК РФ можно узнать из видео:

Вопросы и ответы по теме

По материалу пока еще не задан ни один вопрос, у вас есть возможность сделать это первым

Источник: https://moneymakerfactory.ru/articles/novyiy-podhod-k-opredeleniyu-nedobrosovestnosti-nalogoplatelschika/

8 шагов прохождения налоговой проверки в 2019 году

Фото: © Depositphotos.com/stevanovicigor

С 1 января 2019 осуществляется категорирование всех налогоплательщиков по степеням риска согласно системе управления рисками (СУР). При этом под риском понимается вероятность неисполнения или неполного исполнения налогового обязательства налогоплательщиком, которые могли или могут нанести ущерб государству.

Степень риска рассчитывается раз в полугодие, а результаты анализа направляются налогоплательщику посредством извещения в web-приложении “Кабинет налогоплательщика”. В начале января 2019 года все юридические лица получили информацию о присвоении им степени риска – низкой, средней или высокой.

Doing Business 2018: обзор изменений в системах налогообложения в Казахстан… →

Налоговые проверки подразделяются на следующие виды:

1) выборочные налоговые проверки;

2) внеплановые налоговые проверки.

Выборочные проверки назначаются в отношении налогоплательщиков, отнесённых к высокой степени риска с наибольшим показателем вероятности.

Следовательно, всем организациям, получившим извещение о высоком уровне риска, необходимо ознакомиться со списком проверок на текущее полугодие на сайте Генеральной прокуратуры РК.  

Шаг 3 – подготовиться к налоговой проверке

Если вы обнаружили наименование собственной фирмы в списке компаний, подлежащих проверке, необходимо сделать глубокий вдох, выдохнуть и незамедлительно начать подготовку.

Необходимо составить общий план подготовки с указанием точных сроков и ответственных лиц.

Чем больше проблемных вопросов затронет проверка, тем лучше, как минимум необходимо провести проверку наличия учётной политики и налоговой учётной политики и их соответствие законодательным нормам; проверку наличия и правильности заполнения всех первичных документов, налоговых регистров и налоговых отчётов; инвентаризацию запасов, основных средств и денежных средств; сверку со всеми контрагентами за период проведения проверки; подготовку помещений, проверку всех компьютеров, носителей информации.

Обратите внимание

В случае обнаружения ошибок необходимо сдать дополнительные налоговые отчёты до получения предписания на проведение налоговой проверки.

Forbes Kazakhstan представляет ренкинг крупнейших негосударственных иностра… →

Проверяющие имеют право вести опрос сотрудников компании в ходе проведения налоговой проверки. Соответственно, каждый сотрудник должен знать, на какие вопросы он может отвечать, а ответы на какие вопросы не входят в их компетенцию.

Например, простой вопрос о размере заработной платы или способе её выдачи может поставить в тупик неподготовленного сотрудника, что вызовет ненужные подозрения.

В то же время ответ на сложные вопросы, запрос на предоставление какой-либо документации, осуществление доступа в помещения организации не должны предоставляться без прямого распоряжения руководителя.

Шаг 5 – встреча проверяющих

 Налоговые органы не менее чем за тридцать календарных дней до начала проведения налоговой проверки направляют или вручают извещение о проведении налоговой проверки налогоплательщику.

Датой начала проведения налоговой проверки считается дата вручения налогоплательщику предписания.

Предписание должно быть зарегистрировано в управлении Комитета по правовой статистике и специальным учётам и содержать номер регистрации.

Законность проверки можно проверить по номеру регистрации в мобильном приложении Qamqor или на сайте Комитета по правовой статистике и специальным учётам Генеральной прокуратуры РК.

Ваше право – отказать должностным лицам налоговых органов в доступе на территорию, если они не указаны в предписании. 

На фоне подъёма авторитаризма и протофашизма во многих уголках мира крайне … → →

Права и обязанности должностного лица налогового органа и налогоплательщика при проведении налоговой проверки установлены статьями 155 и 156 Налогового кодекса РК. Главное, необходимо помнить, что предприниматель в ходе проведения налоговой проверки вправе:

1) требовать от должностных лиц налоговых органов предъявления предписания о проведении налоговой проверки и служебных удостоверений;

Важно

2) не представлять сведения, если они не относятся к предмету проводимой проверки, а также к периоду, указанному в акте;

3) не исполнять не основанные на законе запреты органов контроля и надзора или должностных лиц, ограничивающие деятельность организации;

4) фиксировать процесс осуществления проверки с помощью средств аудио- и видеотехники, не создавая препятствий деятельности должностного лица;

5) привлекать третьих лиц к участию в проверке в целях представления своих интересов и прав;

Предприниматель в ходе проведения налоговой проверки обязан:

1) обеспечить беспрепятственный доступ должностным лицам налогового органа и предоставить им рабочее место;

2) представлять по требованию должностных лиц налогового органа в установленные сроки документы и сведения на бумажном носителе, а при необходимости также на электронном носителе;

3) представлять учётную документацию, составленную налогоплательщиком;

4) не допускать внесения изменений и дополнений в проверяемые документы в период проведения проверки;

5) обеспечить безопасность лиц, прибывших для проведения проверки, от вредных и опасных производственных факторов;

Совет

6) в случае получения уведомления находиться на месте проведения проверки в назначенные сроки;

7) обеспечить проведение инвентаризации в ходе налоговых проверок;

8) давать по требованию должностных лиц налогового органа письменные и устные пояснения по вопросам деятельности организации;

9) предоставлять доступ к просмотру данных программного обеспечения и (или) информационной системы.

Карбоновый налог является простейшим и экономически самым эффективным спосо… →

Завершением срока налоговой проверки считается день вручения налогоплательщику акта налоговой проверки. При выявлении налоговой проверкой нарушений, приводящих к начислению сумм налогов и платежей в бюджет, дополнительно выносится уведомление о результатах проверки.

Налогоплательщик, получивший уведомление о результатах проверки, обязан исполнить его в сроки, установленные в уведомлении, если не обжаловал результаты проверки.

В случае несогласия с уведомлением о результатах проверки налогоплательщик вправе:

1) подать жалобу в уполномоченный орган (Министерство финансов РК) в течение 30 рабочих дней;

2) обжаловать уведомление в суде в течение 3 месяцев.

Подача жалобы (заявления) налогоплательщиком в уполномоченный орган или суд приостанавливает исполнение уведомления о результатах проверки в обжалуемой части.

Уполномоченный орган и суд выносит одно из следующих решений:

1) оставить обжалуемое уведомление о результатах проверки без изменения;

2) отменить обжалуемое уведомление о результатах проверки полностью или в части.

 При этом, если по результатам налоговой проверки имеется постановление о привлечении к административной ответственности, такое постановление подлежит обжалованию отдельно в порядке, установленном административным законодательством. 

Стагнирующую американскую экономику не раз подстёгивали с помощью специальн… →

Обратите внимание

В случае оставления уполномоченным органом и/или судом уведомления о результатах проверки без изменения налогоплательщик обязан исполнить его в сроки, установленные в уведомлении, с учётом сроков приостановления.

Если сумма доначислений после рассмотрения в уполномоченном органе и/или суде составляет более 50 000 МРП (в 2019 это 126 250 000 тенге), то возникает риск привлечения к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налога и (или) других обязательных платежей в бюджет согласно статье 245 Уголовного кодекса Республики Казахстан.

Следует отметить, что порог «крупного ущерба», превышение которого грозит уголовной ответственностью, с января 2019 года был повышен с 20 000 МРП до 50 000 МРП, сразу в 2,5 раза, что должно положительно отразиться на бизнес-климате страны. 

В завершение этого небольшого экскурса по теме налоговой проверки хотелось бы напомнить слова Бенджамина Франклина: «В этом мире неизбежны только смерть и налоги».

Рабиям Серикбаева, аудитор, юрист, генеральный директор, ТОО «ФИНЭКС»

Источник: https://forbes.kz/process/expertise/8_shagov_prohojdeniya_nalogovoy_proverki_v_2019_godu/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector