Как устроен бизнес на госзакупках в россии

Бизнес на госзакупках и коммерческих тендерах: 5-ть реальных моделей

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! Тема госзакупок и тендеров в настоящее время настолько популярна, что притягивает к себе внимание огромного количества людей.

Кто-то видит в закупках источник быстрого обогащения, кто-то видит в них лишь дополнительный инструмент для расширения рынка сбыта своих товаров (работ, услуг), а кто-то платформу для реализации своих знаний и опыта.

И все эти люди, словно мотыльки летящие на свет, начинают крутиться в этой сфере.

Каждый из них пытается получить то, зачем, собственно говоря, он сюда и пришел. И ни для кого не секрет, что все приходят в эту сферу… за деньгами. Ведь они действительно здесь есть.

Весь вопрос заключается лишь в том, как построить бизнес на госзакупках и заработать на них?

Поэтому в этой статье я подробно расскажу вам о том, какие модели бизнеса на госзакупках и тендерах существуют и на чем действительно можно заработать. А вы уже сами для себя решите, какая модель подходит лично вам. Ну что, вы согласны? Тогда начнем… (Примечание: настоящая статья актуализирована 03.02.2019 г.)

1. Почему госзакупки так популярны?

Прежде чем приступить непосредственно к рассмотрению существующих моделей бизнеса в сфере госзакупок, давайте с вами разберемся, почему же они (т.е. госзакупки) пользуются такой популярностью.

А для этого предлагаю вам остановиться на минутку и попробовать представить себе наше с вами государство. Это такой огромный “организм”, для поддержания деятельности которого, постоянно требуются различные товары, работы и услуги. Причем в очень больших объемах.

То есть наше государство было, есть и будет самым крупным, постоянным, и платежеспособным потребителем. Невзирая на кризисы, нестабильную мировую ситуацию, колебания валют оно постоянно нуждается в различных товарах, работах и услугах.

Обратите внимание

Государство нуждается практически во всем, начиная от карандашей и ручек, заканчивая детскими садами, школами и крупными промышленными объектами.

Именно по этой причине участие в госзакупках так популярно среди представителей малого, среднего и крупного бизнеса.

Ежедневно на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС) — www.zakupki.gov.ru размещаются тысячи госзаказов. По состоянию на 03.02.2019 г. на сайте ЕИС зарегистрировано более 290 тысяч заказчиков, работающих в рамках 44-ФЗ, и более 100 тысяч заказчиков, работающих по 223-ФЗ.

Как вы знаете, спрос рождает предложение. Поэтому в настоящее время на “рынке госзакупок” так много посредников и сопутствующих сервисов, которые предлагают представителям бизнеса, да и всем желающим, сделать участие в торгах максимально простым и результативным.

2. Модели бизнеса на госзакупках и тендерах

Ниже в этой статье вы найдете информацию о 5-ти реальных моделях бизнеса, которые существуют в настоящее время, и на которых можно заработать.

2.1 Модель №1 — “Участник”

Это самая популярная и очевидная модель бизнеса на госзакупках. Согласно п.4 ст.

3 44-ФЗ участником закупки может быть любое юридическое лицо или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя (за исключением зарегистрированных в офшорных зонах).

То есть если вы являетесь физическим лицом, либо если у вас уже есть действующий бизнес, то вы можете начать участвовать в госзакупках и поставлять государству свои товары, оказывать услуги, выполнять работы.

Однако имейте в виду, что это не так легко сделать, как многие любят об этом говорить.

Во-первых, вам понадобятся теоретические знания и практические навыки для участия в торгах. И тут у вас есть несколько вариантов. Либо вы будете самостоятельно разбираться в теме госзакупок, либо наймете в штат специалиста с опытом работы, либо отдадите участие в торгах на аутсорсинг (тендерное сопровождение).

Во-вторых, вам необходимо разбираться в товарах, работах или услугах, которые вы планируете поставлять государству. Для чего это нужно? А для того, чтобы правильно подготовить свою заявку и установить ценовое предложение.

Помимо этого вам необходимо располагать информацией о поставщиках и производителях, работающих на этом рынке, знать оптовые и розничные цены и т.д.

 О том, как работать с поставщиками, где и как их искать, а также как их правильно проверять, рассказано здесь.

Например, если вы работали менеджером по продаже строительных материалов, то вам будет гораздо проще участвовать в торгах на поставку строительных материалов и выполнение ремонтных работ, нежели человеку, который работал в сфере общепита. Думаю, смысл вам понятен.

В-третьих, у вас должны быть свободные денежные средства, которые могут потребоваться для обеспечения заявки, обеспечения исполнения контракта, а также для выполнения условий самого контракта, т.к. в большинстве случаев авансирование по контракту не предусмотрено. То есть участник получает деньги только после исполнения условий контракта.

В-четвертых, для участия в электронных торгах на электронных площадках вам потребуется электронная подпись, а также регистрация в ЕИС и аккредитация на этих площадках.

В-пятых, у вас должны быть соответствующие лицензии и  допуски к работам, если ваша деятельность подлежит обязательному лицензированию или требует наличия допуска СРО.

Несколько слов хочется сказать тем потенциальным участникам, кто видит в госзакупках и тендерах источник быстрой наживы. Коллеги, быстрых и легких денег здесь нет и никогда не будет! Могу это вам заявить с полной уверенностью.

Важно

Если в госзакупках и коммерческих тендерах вы ноль и в кармане у вас ноль, то и результат будет соответствующим. Не верьте тем, кто обещает за один вечер научить вас зарабатывать на госзакупках и тендерах миллионы. Это развод чистой воды.

Как правило, этому учат люди, которые имеют весьма поверхностное представление о госзакупках, а таких “гуру” в настоящий момент в интернете хоть отбавляй. Но не будем о грустном… Идем дальше.

2.2 Модель №2 — “Посредник”

Эта модель плавно вытекает из первой модели. Если вы обладаете знаниями и практическими навыками участия в госзакупках и коммерческих тендерах, то вы можете оказывать соответствующие услуги тем поставщикам, которые не могут самостоятельно участвовать в торгах. То есть выступать в роли посредника между участником и заказчиком.

В свою очередь у этой модели есть две разновидности.

Первая разновидность — это когда вы самостоятельно участвуете в торгах, а исполнение контракта отдаете третьему лицу за определенный процент от суммы контракта. Либо отдаете часть контракта на субподряд.

Вторая разновидность — когда вы помогаете участвовать в торгах поставщику и берете за это фиксированную плату, либо процент от выигранного контракта (оплата за результат).

2.3 Модель №3 — “Инструменты и сервисы для поставщиков”

В настоящее время на рынке существует достаточно большое количество инструментов и сервисов для участников закупок (поставщиков).

Ниже перечислены самые популярные из них:

Создание сервиса, инструмента или ПО для поставщиков (либо заказчиков) достаточно ресурсоемкое занятие. Поэтому если вы не программист, вебмастер или у вас нет начального капитала, то данная модель вам вряд ли подойдет.

Однако если у вас имеется богатый опыт участия в торгах, и вы чувствуете в себе силы, то самым подходящим для вас вариантом будет оказание консалтинговых услуг, то есть тендерное сопровождение. Это может быть как комплексная услуга от “А” до “Я”, либо только несколько услуг из перечисленного в этой статье перечня.

2.4 Модель №4 — “Обучение госзакупкам”

Для того, чтобы обучать участию в госзакупках и коммерческих тендерах вы, как минимум, должны хорошо разбираться в теоретических и практических вопросах участия в торгах.

А как максимум ещё и любить эту сферу, иначе это занятие вам очень быстро надоест.

Наверняка, вы уже заметили сколько в сети “мертвых” сайтов по госзакупкам, и с какой периодичностью появляются и пропадают новоиспеченные эксперты по тендерам.

Источник: https://zakupkihelp.ru/uchastniku-zakupok/biznes-na-goszakupkah.html

Госзаказы для малого бизнеса: особенности проведения закупок

В условиях финансового кризиса государственные закупки являются одной из немногих спасительных возможностей для частного бизнеса. Эта возможность не только удержаться на плаву, но и получить подспорье для активного развития. Некоторые эксперты высказывают мнение, что с введением в действие ФЗ-44 госзаказы для малого бизнеса стали практически недоступными.

Декларируя поддержку малого бизнеса, Правительство РФ не могло не закрепить правовые основы такой поддержки в законодательных актах государства.

В сфере госзакупок такая поддержка нашла отражение в тех нормах Закона о контрактной системе, которые обязывают государственных заказчиков отдавать 15% денежного объема всех заказов субъектам малого предпринимательства. Выполнение этих показателей контролируется через механизм размещения соответствующих отчетов в сайте госзакупок.

Как таковой ответственности за невыполнение указанной нормы госструктуры не несут, но, если верить официальным контролирующим органам, низкие показатели эффективности привлечения субъектов малого предпринимательства к государственному заказу отрицательно влияют на оценку результативности деятельности менеджеров казенных структур.

Таким образом, планируя свою закупочную деятельность на будущий год, государственный заказчик все-таки выделяет необходимый процент госзаказов на малый бизнес, а основная задача малого бизнеса – получить этот заказ.

С чего начинать

У представителя малого бизнеса, который хочет расширить рынок сбыта своей продукции за счет получения заказа от государственных или муниципальных структур, есть два варианта начать работать в сфере государственных закупок:

  1. Нанять сертифицированного специалиста, который будет в интересах бизнесмена участвовать в тендерах.
  2. Обучиться самостоятельно или обучить одного из сотрудников правилам работы с электронными тендерами.

Основной плюс первого пути – возможность сразу же стартовать со своими предложениями на бирже. Основных минусов два:

  • высокая стоимость услуг сертифицированного специалиста;
  • отсутствие перспектив для самостоятельного участия в тендерах (рассчитывать на то, что специалист обучит кого-то из сотрудников, нельзя).

Если говорить о втором пути, то у него есть только один минус: начинающему бизнесмену понадобится какой-то период (возможно, продолжительный), чтобы овладеть необходимыми премудростями участия в закупочных тендерах.

Временная отсрочка в получении реальных заказов – серьезный отрицательный момент. Но зато, если предприниматель решился на такую отсрочку, знания и умения, которые он приобретет, постигая науку работы с государственным заказом, откроют ему новую длительную перспективу для развития собственного бизнеса.

Где и чему нужно учиться

Сегодня для малого бизнеса существует несколько возможностей получить базовые знания в области участия в закупочных тендерах:

  • казенные курсы при центрах поддержки малого бизнеса (двух- или трехдневные семинары дают общий экскурс по госзакупкам и подготавливают слушателя к получению более специализированных знаний);
  • платные курсы, которые проводят лекторы – профессиональные участники торгов как со стороны поставщиков, так и со стороны заказчиков;
  • платные и бесплатные вебинары.

Каждая из этих форм обучения имеет свои недостатки и свои преимущества. Поэтому в период обучения рекомендуется использовать все источники информации для получения необходимых инструментов, которые дадут возможность как можно оперативнее и эффективнее начать зарабатывать на госзакупках.

Если говорить о том, чему может научиться предприниматель, проходя обучение, то это в первую очередь:

  • порядок оформления документов для получения электронной подписи и освоение правил использования электронной цифровой подписи в своей ежедневной деятельности;
  • порядок аккредитации на электронных закупочных ресурсах;
  • поиск перспективных тендеров;
  • нюансы изучения технической документации заказчика;
  • подготовка предложений для участия в торгах;
  • исполнение договоров;
  • оспаривание решений заказчика в ФАС.

Каждый пункт представленной программы рассматривается с учетом тех особенностей, которые присущи представителям мелкого и среднего предпринимательства.

Специфика участия субъектов малого предпринимательства

Основные особенности проведения закупок малым бизнесом лежат в плоскости финансового и документального обеспечения участия в государственных закупках.

Если крупное предприятие может позволить себе покупку программного обеспечения, вносить залоги за участие в торгах и выполнять работы или продавать продукцию авансом, то для небольших компаний все эти финансовые риски могут обернуться полным крахом.

Кстати, это одна из основных причин, почему представители мелких и средних бизнес-структур не спешат связываться с системой государственных закупок.

Совет

Какие финансовые траты должен будет нести предприниматель, решив получить госзаказ:

  1. От 10 до 15 тыс. рублей необходимо потратить на приобретение ЭЦФ (электронной цифровой подписи) и программного обеспечения к ней.
  2. Оборудовать по современным стандартам рабочее место оператора ПК.
  3. Для участия в электронных аукционах поставщик должен вносить денежное обеспечение, размер которого определяется заказчиком (от 0,5% до 5 % от суммы контракта), участие в конкурсе обеспечивается банковской гарантией. Если поставщик-участник не выиграл аукцион, взнос ему должен быть возвращен в течение 5 рабочих дней с момента объявления победителя аукциона.
  4. Расчет за выполненные работы или поставленный товар заказчик осуществляет только после полного выполнения поставщиком условий контракта. Фактически предприниматели выполняют договор за свои деньги, рассчитывая, что государственный или муниципальный заказчик эти деньги вернет.

В процессе обучения представители малого бизнеса получают информацию о том, как можно оценить уровень выгоды от участия в тендерных закупках, как определять проблемных заказчиков и как отстаивать свои права в том случае, если они были нарушены.

Читайте также:  Экочеловеки – бомба на рынке сувениров - идея бизнеса

В целом государственные закупки для малого бизнеса характеризуются как положительная новация на российском рынке. Имеющаяся начальная сложность – закономерное следствие перехода многих общественных институтов на оцифрованную информационную платформу.

Овладев навыками работы в цифровом информационном пространстве, активный предприниматель быстро научится ориентироваться на рынке государственных закупок с максимальной выгодой для себя.

Госзаказ. Воплощение мечты в реальность: Видео

Как заработать на госзакупках. Как малому бизнесу получить госзаказ. Личный опыт #бизнесвкедах

Тендеры для субъектов малого предпринимательства (Госзакупки, Госзаказ).

PRO Бизнес: Госзаказ для малого бизнеса

Как малый бизнес кидают на госзаказах (Дмитрий Потапенко – По сути дела)

Источник: http://vseproip.com/biznes-ip/maluy/uchastie-v-goszakaze.html

Как заработать на тендерах и госзакупках без вложений

Вопрос о том, как заработать в условиях продолжающегося спада отечественной экономики весьма актуальный.

Довольно большое количество бизнесменов делают большие финансовые вложения, чтобы остаться на плаву, сохранить экономическую стабильность своих предприятий.

Между тем, существуют возможности делать прибыль не только с небольшими материальными затратами, но даже без вложений. Причем относится это не только к чисто рыночным сферам.

Можно успешно пополнять свой счет в банке участием на тендерах и госзакупках. Вокруг этой темы не прекращаются споры, говорят, мол, там все схвачено и поделено. Но на самом деле это не так.

Новшества в законодательстве предусматривают максимальную прозрачность, реальные механизмы борьбы с коррупцией и полноценную демократичность для всех потенциальных участников таких конкурсов. Даже предприниматель, не имеющий достаточного количества средств для выполнения заказа, может, например, внести 5 процентов от суммы сделки в качестве залога.

А затем, под гарантию банка, взять у заказчика аванс, и таким образом подтвердить реальность получения денег с торгов, конкурсов и госзакупок без вложений.

Надо просто собрать как можно больше информации о предмете получения дивидендов и начинать работать. Лучше всего получать консультации из различных источников, так у вас появится больше гарантий, что вы будете иметь нужные сведения.

Как получить тендер на строительство или ремонт

Практика проведения тендеров успешно реализуется на протяжении нескольких лет. В ряде случаев она оправдывает себя тем, что является прекрасным механизмом оптимизации издержек на проведение тех или иных работ. Действующее законодательство поощряет такую практику, поскольку это созвучно теме борьбы с злоупотреблениями.

Подбором подрядчиков на конкурсной основе занимаются, как государственные, так и коммерческие организации и предприятия, а также частные предприниматели. В каждом из этих случаев существует своя специфика. Однако общие правила игры имеют один и тот же принцип: участие всех желающих с целью предложить свои услуги и победить, соблюдая условия проведения торгов.

В выигрыше остаются обе стороны:

  • заказчик имеет возможность полноценного выбора наименее затратного из всех предложенных вариантов;
  • подрядчик получает объем работ, предоставляет услуги или отгружает товары, укрепляя свое экономическое благополучие.

Все виды конкурсных мероприятий включают в себя:

  • частные предложения выполнить заказ, это наиболее частые и недорогие возможности, встречающиеся в современной практике, случается, что проведением торгов предприниматель преследует цель элементарно промониторить рынок предложений;
  • торги коммерческих структур славятся своей непредсказуемостью и сложностью, ведь именно эти предприятия и организации ставят во главу угла получение максимальной прибыли, имеют квалифицированных специалистов, которые выберут самое объективное и экономически обоснованное предложение;
  • лоты государственных предприятий, по мнению некоторых бизнесменов, выиграть проще всего, ведь этот принцип отбора существует для них сравнительно недавно, здесь существует жесткий регламент, кроме того, чиновник, по закону, не должен иметь интереса в получаемом результате.

В результате четких рамок сценария государственных конкурсов бывает, что побеждает не самый выгодный для этого дела участник. Вместе с тем, именно такой принцип позволяет субъекту малого бизнеса выиграть конкурс, даже если он только что начал работать с нуля. Вот, собственно, и ответ на часто задаваемый вопрос: можно ли без затрат получить выгодный контракт – безусловно, можно!

Несколько рекомендаций перед тем, как вы подадите заявку

Есть ряд советов, которыми следует воспользоваться, прежде чем вы начнете собирать документы для участия:

  • внимательно знакомьтесь с работами, услугами или товарами, которые требуются заказчику, это необходимо для того, чтобы верно сформулировать свое предложение, в противном случае вы получите отказ;
  • сложившаяся практика организации разыгрывания заказов такова, что предпочтение отдается участнику, чья работа, услуги или товары оказываются, в итоге, наиболее доступными в ценовом отношении, однако следует помнить, что если вы намеренно занизили стоимость, сделав возможность заказа фактически невыполнимой, вас просто-напросто могут занести в «черный список»;
  • не делайте свои расценки слишком дорогими или слишком дешевыми, помните, что в конкурсах большое значение играет авторитет участника, и если о вас будут хорошие отзывы – это уже является одной из составляющих получения заказа в будущем.

В любом случае, внимательность и тщательность в подходе к делу на оценочном этапе вам только помогут стать потенциальным победителем.

Как подать заявку на тендер

Существуют два равноценных варианта подачи заявки на участие в розыгрыше лотов:

  • электронный, с помощью Интернета, он экономит время и дает возможность участия в любом регионе страны, не выходя из собственного офиса, но такая практика чревата возможными сбоями, особенно в России, где стабильный Интернет кое-где до сих пор является несбыточной мечтой;
  • бумажный – довольно консервативный, но зато наиболее надежный, поскольку именно такой носитель до сих пор имеет преимущество перед виртуальным документом.

Оба этих формата стоит обсудить с бухгалтером или экономистом, поскольку от положительного исхода розыгрыша лотов зависит, насколько улучшится финансовое положение вашей компании. В любом случае, заявка должна содержать в себе информацию, свидетельствующую о вашей компании, как о субъекте бизнеса, олицетворяющем:

  • надежность;
  • предприятие, выпускающее добротные изделия или оказывающее услуги высокого качества;
  • выгодность сотрудничества.

Очень важно правильное оформление подаваемого пакета, который:

  • должен содержать учредительную документацию, соответствующие бухгалтерские отчеты, не следует забывать о залоге, обеспечивающем проведение сделки;
  • учитывать требования, предъявляемые заказчиком и оценочные критерии конкурсной комиссии.

Мелочей здесь может быть немало, начиная от документов, подтверждающих соответствие вашего предприятия всем требованиям и до наличия сертификатов, подтверждающих легитимность вашей деятельности, а также валюты сделки, способы и сроки представления пакета и время, в течение которого он будет рассмотрен.

Наиболее частая практика – это проведение электронных торгов в виде открытого конкурса, электронного аукциона или запроса котировок. Аукционы наиболее востребованы для розыгрыша лотов, но только для тех субъектов бизнеса, которые зарегистрировались на сайте, проводящем тендер, и имеют достаточную по срокам аккредитацию, три месяца и более. Алгоритм действий следующий:

  • заполняем предлагаемую на сайте форму зарегистрированного участника;
  • если вы зарегистрировались, соблюдая все предъявленные требования, то вам остается предоставить лишь сканы бумаг, необходимых для списка заказчика, их надо загрузить в соответствующие формы;
  • вносим данные в заявку, в двух частях;
  • подтверждаем свое предложение с помощью электронной подписи.

Подать документы на участие следует в течение одной недели, если сумма лота составляет не более 3 миллионов рублей или от 3-4 недель, если она больше указанной суммы. Финансовое обеспечение сделки устанавливается, как правило, в размере 5 процентов от стоимости лота. Если на вашем счету нет указанной суммы, то участник выбывает из дальнейшего розыгрыша.

Банковская гарантия для участия в тендере

Фактически это поручительство, которое дается заказчику, в особенности, если предприниматель впервые решил испытать удачу в розыгрыше заманчивых возможностей заработка.

Организация, которая предоставляет их, обязана обеспечить себе максимальную безопасность в финансовом отношении.

Такой документ гарантирует уплату банком оговариваемую сумму в том случае, если условия контракта подрядчиком не будут выполнены или он выполнит их ненадлежащим образом. Различаются три различных вида таких гарантий:

  • тендерная – главное обеспечение, что свои обязательства подрядчик после проведения торгов, закупок и конкурсов, выполнит, по размеру она равняется 5 процентам от суммы лота, она необходима в момент, когда подписывается контракт;
  • гарантия по условиям договора между заказчиком и подрядчиком предоставляется последним, здесь сумма составляет до 10 процентов от размера выигранного лота, она необходима для покрытия неустойки, пени или штрафа, если таковые потребуются;
  • банковская – составляет до 30 процентов от размера выигранных торгов, ведь она должна покрыть, в том числе, и аванс, который выдается подрядчику в случае возникновения такой необходимости, эту сумму также обязуется выплатить банк, работающий со счетом подрядчика.

Существует множество различных условий при выдаче тех или иных гарантий, которые являются наиболее надежными поручительствами не только для крупных компаний, но и для небольших фирм. Разумеется, для выдачи такого документа банку потребуется залог, например, депозит. Оформление поручительства чем-то похоже на получение кредита, только пакет предоставляемых бумаг поменьше, он состоит из:

  • уставных документов;
  • заявки на предстоящий розыгрыш и других бумаг, подтверждающих это намерение.

Как правило, такие действия необходимы в случае, если речь идет о розыгрышах заказов, проводимых предприятиями государственного сектора.

Какие документы нужны для участия в тендере

Пакет необходимых бумаг достаточно велик, он включает:

  • заявку;
  • анкету лица, участвующего в тендере;
  • СМП-декларацию;
  • полное описание производимого товара или оказываемой услуги;
  • информацию об уже имеющемся опыте работе на подобных площадках.

Если речь идет об описании товара или оказываемой услуге, то оно должно подкрепляться соответствующими сертификатами или лицензиями. В анкете указываются все учредительные данные, со списком доверенных лиц.

Для подачи заявки на некоторые торги существуют свои пакеты бумаг, которые необходимо предоставить, согласно регламенту. Наиболее важными считаются также сведения о том, что предприятие работает стабильно и является платежеспособным.

Поэтому в пакет-заявку включаются:

  • выписка из налоговой об отсутствии задолженности по бюджетным сборам (срок действия такой справки ограничен, это надо иметь в виду);
  • балансовая форма № 1;
  • отчетность формы № 2 о наличии прибыли и убытков;
  • информация о наличии расчетного счета в банке.

Первые два документа (предоставляются копии) из этого списка должны быть заверены налоговой.

Как зарегистрировать организацию на госзакупках

Для регистрации целесообразно пройти консультацию специалиста, который занимается организацией торгов (это не так сложно, как кажется, ведь организаторам необходимы участники на каждый разыгрываемый лот).

Приветствуется помощь опытного программиста, таковой имеется на большинстве предприятий. Руководителю с уровнем знаний обычного пользователя лучше заручиться поддержкой профессионала.

Вот основные действия для создания аккаунта:

  • необходимо зарегистрироваться на http://zakupki.gov.ru, получив соответствующий сертификат участника;
  • на компьютере следует установить соответствующие программы, если их нет в наличии.

Для первого действия следует обратиться в адрес Федерального Казначейства. Для установки программного обеспечения лучше прибегнуть к помощи опытного сис-админа. Он инсталлирует на ваш ПК Windows XP SP3/7, Internet Explorer 7 и более поздние версии, Net Framework 2.0, CryptoPro CSP 3.0 и версии выше. Необходима также программа для электронной подписи.

Выполнив эти условия, можно рассчитывать на эффективное участие в розыгрыше заказов для госзакупок.

Источник: https://investobox.ru/kak-zarabotat-na-tenderax-i-goszakupkax-bez-vlozhenij/

Как получить государственные заказы и выиграть тендер

Добавлено в закладки: 1

Хорошей поддержкой для бизнеса, особенно его малого звена, часто становятся государственные заказы. Одним из наиболее распространенных современных методов проведения закупок в последнее время стал тендер, представляющий собой размещение государственного заказа на покупку товаров и оказание услуг и определение в результате наиболее достойного исполнителя или продавца.

Государственный заказ представляет собой приобретение определенных товаров или услуг с целью удовлетворения нужд какой-либо государственной сферы, средства на это идут с отчислений налогоплательщиков, поступающих в различные бюджетные и небюджетные фонды.

Все существующие государственные закупки осуществляются строго по нормам, определяемым законодательством и специальными нормативными актами.

На видео: Вводный курс по тендерам

Тендеры по сути являют собой соревнование среди представителей малого и среднего бизнеса в том, кто сможет оказать требуемую услугу лучшим образом и в результате получит долгосрочный заказ.

Обратите внимание

Распространенная сегодня разновидность таких конкурсов — электронный тендер, предусматривающий подачу кандидатур на электронных площадках.

Такой вид тендера дает гарантию честности и прозрачности конкурсного отбора, а также не отнимает времени потенциального исполнителя, так как заполнить необходимую форму можно в онлайн-режиме.

Для начала важно знать, что закупки по государственным заказам могут представлять собой как открытый, так и закрытый конкурс. В первом случае заказчик просто оглашает условия проведения тендера, а принять в конкурсе участие могут абсолютно все желающие. Если конкурс закрытый, приглашение к участию получают только кандидаты, изначально определенные заказчиком.

Представители малого бизнеса должны помнить, что для них государство предоставляет льготы.

В том числе среди льгот – сниженная ставка обеспечения заявки, обязательно вносимого при ее подаче: если для остальных участников торгов эта сумма составляет 5 процентов, то для субъектов малого бизнеса она не превышает 2%.

Еще одно существенное преимущество, позволяющее представителям малого бизнеса получить преимущество при распределении госзаказов, – обязательная, установленная законом квота в размере 10-20 процентов: именно столько закупок в течение года должны делать заказчики в среде малого бизнеса.

Читайте также:  Командировочные расходы и суточные в 2019 году

На видео: Как выиграть тендер

Чтобы получить возможность выполнять государственные заказы, индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу нужно принять участие в тендере.

Это делают по определенной схеме:

  1. ознакомиться с правилами и требованиями к участию в тендере, убедиться в их соответствии по отношению к своим услугам или товарам. На этом этапе важно оценить собственные возможности и существующие предпринимательские риски;
  2. подать заявку — лично или онлайн на специальном сайте;
  3. собрать и подать документы, которые в своем требовании установил заказчик;
  4. ожидать результаты рассмотрения заказчиком результатов тендера. В это время инициатор конкурса внимательно изучает все поданные предложения, на основании всех плюсов и минусов оглашает свое решение. Если есть такая потребность, заказчик может продлить срок подачи заявок на участие в тендере. Компания-заказчик имеет также возможность отказаться от проведения тендера. Она может сообщить об этом в первые 3 месяца после сообщения о его проведении.

Этапы участия в электронном тендере следующие:

  1. регистрация собственной электронной подписи, являющейся обязательным условием для участия в таком виде конкурса. По сути, электронная подпись являет собой полноценную замену настоящей подписи любого гражданина. Эту услугу оказывают специализированный аккредитованный центр;
  2. выбрать конкурс, соответствующий специфике деятельности компании;
  3. подать заявку, скрепив ее электронной подписью;
  4. ждать результатов, параллельно можно отслеживать ход рассмотрения заявки в онлайн-режиме.

Как получить госзаказ: оформление и подача документов

Кандидат на выполнение государственного заказа подает свою заявку с тендерным предложением на указанный адрес в оговоренные в самом заказе сроки.

Предложение должно вмещать в себя такую информацию:

  • первая часть текста содержит согласие потенциального исполнителя с правилами проведения тендера и готовность выполнять требуемые условия. Здесь же дается характеристика товара или услуги, которые предоставляет кандидат;
  • вторая часть содержит характеристику продавца, знакомит адресата с лицензиями, реквизитами и сертификатами, которыми обладает потенциальный продавец.

В том случае если заявка на участие в тендере не электронная, то есть кандидат отправляет ее посредством почты, все документы в конверте с указанием названия и номера лота, а также основной информации об организации или физическом лице, подающем свою кандидатуру, отправляют на заданный адрес.

Заполнить заявку важно правильно, так как при допущенных ошибках в оформлении ее ждет отклонение. В связи с этим важно проверить правильность заполнения и состав прилагаемого пакета документов.

Перечень документов обычно следующий:

  • оригинал и копия свидетельства о госрегистрации предприятия (копию заверяют печатью);
  • свидетельство, подтверждающее присвоение компании налогового номера (подается оригинал и копия);
  •  справка из банка, обслуживающего предприятие, как гарантия платежеспособности организации;
  • справка об отсутствии долга перед налоговой службой;
  • сертификаты качества товара, прочие сертификаты, подтверждающие этот показатель;
  • декларации, гарантирующие соответствие товара существующим стандартам;
  • при поставке товаров, которые производятся не лично заявителем, справка от производителя либо дилера;
  • список прилагаемых претендентов на заказ документов, который должен быть заверен подписью руководителя компании и печатью самого предприятия.

Если заявку подает индивидуальный предприниматель, для него список документов немного меньше и включает только копию выписки из ЕГРИП и копии документов, которые подтверждают личность.

Зачастую для участия в конкурсе на выполнение госзаказа потенциальному поставщику нужно оплатить залог, или обеспечение заявки, чтобы подтвердить свою финансовую состоятельность, которую, как правило, вносят перед подачей заявки. Сумма такого залога зависит от объемов госзаказа и определяется установленной процентной ставкой, которая обычно составляет от 0,5 до 5 процентов.

Такое обеспечение возвращается заявителю в определенных случаях:

  • при отозвании участником своей кандидатуры до завершения официально установленного срока подачи заявок;
  • при отклонении поданной заявки или если вторая ее часть не соответствует заявленным требованиям;
  • когда конкурс завершается заключением контракта с автором заявки.

На видео: Участие в тендерах для новичков

Участвуя в тендере, важно уложиться не только в сроки, указанные по отношению к самому конкурсу, но и учитывать при этом время, необходимое для сбора и подачи документов.

Как утверждают опытные предприниматели, всего на подготовку документов обычно требуется около 20 дней, в то время как сроки, предназначенные для подачи заявок с прилагающимся пакетом документов, не всегда терпят такое время.

Многие предприниматели, для того чтобы увеличить собственные шансы получить госзаказ, принимают в штат специалиста, отвечающего за выполнение этой функции.

Важно

Все субъекты предпринимательства и юридические лица, занимающиеся вопросами госзакупок, должны знать, что полезную для них официальную информацию о проводящихся государственных закупках можно почерпнуть на одном сайте, являющимся официальным порталом, на котором размещают все сведения на эту тему.

Выполнение всех требований госзаказа, при условии соответствия кандидата нормам, необходимым для получения заказа — главное, что нужно для успеха в тендере.

Если же победа в тендере все же состоялась, для субъекта предпринимательства важно качественно выполнить требуемое взятые на себя обязательства, поскольку в ином случае его ожидают определенные санкции, в том числе уплата неустойки и попадание в реестр недобросовестных исполнителей.

Исполнитель же, который справился со своей задачей успешно, будет иметь хорошую репутацию в сфере госзакупок и в дальнейшем сможет рассчитывать на победу в тендерах.

Источник: https://biznes-prost.ru/poshagovoe-rukovodstvo-kak-uchastvovat-v-gosudarstvennyx-zakazax.html

Госзакупки – начинаем и выигрываем

Вам знакомо выражение «Поставщик двора Его Императорского Величества»? Этот титул получали купцы, которые постоянно поставляли товары для императорских нужд. Быть поставщиком двора было очень почетно, такой статус говорил сам за себя и служил лучшей гарантией и рекламой товаров и услуг.

Получить звание поставщика двора было очень непросто.

Только чтобы подать прошение на него, купец должен был в течение 10 лет поставлять ко двору «по сравнительно малым ценам» товары или работы собственного производства, не иметь жалоб от потребителей, участвовать в промышленных выставках. В конце 19-го века поставщиков двора было всего лишь около 40, и среди них были не только российские купцы, но и иностранцы.

Сегодняшним претендентам на поставки для государственных нужд не в пример легче, хотя, конечно, и им придется постараться для получения такого заказа. Но все же, получить госзаказ имеет шанс любой бизнесмен.

Собираетесь участвовать в госзакупках? Откройте расчётный счёт в надёжном банке. Многие банки предлагают выгодные условия по открытию и ведению расчётного счёта. Ознакомиться с предложениями вы можете у нас на сайте.

Что такое госзакупки?

Государственные закупки – это система размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг для муниципальных или государственных нужд. Госзакупки были введены законом от 21 июля 2005 № 94-ФЗ, который утратил силу с 1 января 2014 года.

Сейчас порядок госзакупок регулируется законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», но на некоторых электронных торговых площадках все еще встречаются ссылки на закон № 94-ФЗ.

Такая контрактная система предполагает конкурсный отбор поставщиков товаров и услуг, что позволяет получить государству самые выгодные условия для поставок и снизить коррупцию в сфере госзакупок через систему «откатов», хотя, конечно, о полном ее искоренении в этой сфере говорить еще рано.

Спектр государственных или муниципальных заказов очень широк, среди них есть множество мелких, не превышающих 1 млн. рублей. Это дает возможность участвовать в госзакупках не только крупным поставщикам, но и малому бизнесу, в том числе индивидуальным предпринимателям.

Совет

Для поставщиков, являющихся субъектами малого бизнеса и социально ориентированными некоммерческими организациями, существует особая квота – не менее 15% совокупного годового объема госзакупок заказчики обязаны делать у них (статья 30 закона № 44-ФЗ).

Количество государственных и муниципальных заказчиков на официальных сайтах превышает 250 тысяч, каждый день объявляются сотни новых заказов на сотни 

Где проводятся госзакупки?

Госзакупки, как и все другие тендеры, проходят на специальных сайтах – электронных торговых площадках. Эти площадки были отобраны приказом Минэкономразвития, и сейчас их пять:

Кроме того, вся информация о проводимых торгах для госзакупок публикуется на официальном сайте размещения заказов на поставки товаров (работ, услуг) – . Заказчиками в рамках контрактной системы в сфере закупок являются государственные или муниципальные органы, а также казенные и бюджетные учреждения.

Все государственные и муниципальные заказы (кроме небольшого числа госзакупок, которые проводятся в закрытом режиме) размещаются в свободном доступе для неограниченного числа поставщиков.

Кроме государственных площадок и официального сайта госзакупок существует еще около 500 различных сайтов, на которых собрана информация о разных тендерах: бюджетных и коммерческих.

Некоторые из них бесплатны, а часть предоставляет доступ к информации по тарифам, дополнительно предлагая обучение, услуги и помощь в сопровождении тендеров.

Для того чтобы получить представление о порядке проведения госзакупок и поучаствовать в первых торгах, достаточно информации и на официальных сайтах. Попробуйте для начала самостоятельно разобраться в теме, но, по желанию, можно обратиться и к услугам специалистов-закупщиков.

Все официальные площадки предлагают подробные инструкции и дополнительное обучение для понимания процедуры госзакупок. Чтобы найти интересующий вас заказ, достаточно воспользоваться формой поиска по ключевому слову или искать торги по отраслям. Вот, например, как выглядит система поиска на электронной площадке Сбербанка:

Обратите внимание

Предположим, вы осуществляете строительные работы, по состоянию на 04.01.2019 было открыто 1581 торгов по этой позиции.

Кликнув по одному из объявлений, можно перейти на страницу самого аукциона, которая содержит полную информацию о его проведении. 

Способы закупок по 44-ФЗ

Статья 24 этого закона дает понятие «способов определения поставщика», то есть, каким именно образом могут проходить госзакупки. Способы эти разделены на конкурентные и неконкурентные. К неконкурентным способам относят закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а конкурентные имеют такую классификацию:

Открытые Закрытые
Открытый конкурс Закрытый конкурс
Двухэтапный конкурс Закрытий двухэтапный конкурс
Конкурс с ограниченным участием Закрытый конкурс с ограниченным участием
Аукцион в электронной форме Закрытый аукцион
Запрос котировок
Запрос предложений

При открытых способах госзакупок информация о них сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц, а к участникам закупки предъявляются единые требования. Закрытые способы определения поставщика – это направление приглашений для участия в конкурсе или аукционе ограниченному кругу лиц, которые соответствуют требованиям заказчика.

Закрытые способы применяются в следующих случаях:

  • информация о госзакупках является государственной тайной;
  • заключается контракт на услуги по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда, музейных предметов и музейных коллекций и других предметов, имеющих важное историческое, художественное или культурное значение;
  • заключается контракт на услуги по уборке помещений и услуги водителей для обеспечения деятельности судей и судебных приставов.

На сегодня самыми популярными способами проведения госзакупок в рамках 44-ФЗ являются электронный аукцион, открытый конкурс и закупка у единственного поставщика. Для примера рассмотрим, как проходит электронный аукцион.

Этапы электронного аукциона

 1.Получить электронную подпись

Обязательным условием участия в торгах является наличие электронной подписи. Получать ее надо в аккредитованном удостоверяющем центре, подробнее об этом читайте в статье о тендерах.

2.Пройти аккредитацию участников

Для участия в электронных торгах участник должен пройти аккредитацию на площадке. К заявлению на аккредитацию необходимо прикрепить отсканированные документы.

Для юридических лиц это:

  • выписка из ЕГРЮЛ и копии учредительных документов;
  • копии документов, подтверждающих полномочия руководителя;
  • доверенность на осуществления действий на площадке от имени участника;
  • решение об одобрении или о совершении сделок по результатам проведения электронного аукциона с указанием максимальной суммы такой сделки.

Индивидуальные предприниматели подают копию выписки из ЕГРИП и копию документов, удостоверяющих личность.

3.Обеспечить заявку на участие

Обеспечение заявки – это обязательное условие при участии в аукционе. Это, по сути, залог, в размере от 0,5% до 5% суммы контракта, который блокируется на лицевом счете участника. Обеспечение заявки возможно и в виде банковской гарантии, а некоторые площадки предлагают кредит для этих целей.

Блокировка снимается, то есть сумма залога возвращается, если:

  • заявка была отозвана участником до окончания срока подачи заявок;
  • по результатам рассмотрения заявка была отклонена;
  • вторая часть заявки признана несоответствующей;
  • с участником был заключен контракт по его заявке.

Залоговая сумма не возвращается, если участник, признанный победителем, уклонился от заключения контракта или если вторая часть заявки была признана несоответствующей третий раз на протяжении одного квартала.

4.Подать заявку на участие

Подача заявки происходит на площадке через специальный интерфейс. Заявка состоит из двух частей. Первая часть заявки включает в себя только согласие участника и информацию о товарах, работах, услугах, предлагаемых для поставки. Для обеспечения анонимности первая часть не содержит сведений о наименовании участника.

Читайте также:  Упрощенная система налогообложения (усн) на основе 6% налога на доход

Вторая часть заявки включает в себя:

  • ИНН и наименование организации или ФИО индивидуального предпринимателя с указанием паспортных данных;
  • документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям статьи 31 закона № 44-ФЗ (у участника не должно быть задолженности по налогам и сборам, судимости за преступления в сфере экономики, конфликта интересов между участником закупки и заказчиком и др.);
  • копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ;
  • решение об одобрении или о совершении крупной сделки;
  • документы, подтверждающие право участника аукциона на получение преимущества (для учреждений уголовно-исполнительной системы и организаций инвалидов);
  • декларация о принадлежности участника к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.

Оператор электронной торговой площадки передает заказчику первые части заявок, которые он должен рассмотреть и допустить к торгам, или, наоборот – отклонить. Отказать в допуске могут по причине недостоверности сведений о товаре, работе или услуге, требуемых аукционной документацией или вообще их отсутствии.

5.Участие в электронных торгах

В назначенное время участник входит в личный кабинет на площадке и подает свои ценовые предложения. Аукцион проходит в два этапа:

  1. Этап торгов (основное время). Предложения участников подаются в пределах шага аукциона (0,5% – 5% от начальной максимальной цены контракта), а также независимо от «шага аукциона» при условии соблюдения определенных требований. Время приема предложений составляет 10 минут от начала проведения аукциона, а также 10 минут после поступления последнего предложения о цене контракта.
  2. Этап закрытия торгов. На этом этапе ценовые предложения могут подавать все участники аукциона, кроме предложившего лучшую цену или такую же на этапе торгов.

6. Подписание контракта с победителем аукциона

Победитель получает от заказчика проект контракта, который необходимо рассмотреть и подписать своей электронной подписью или направить протокол разногласий (при обнаружении в проекте контракта ошибок или несоответствий требованиям аукционной документации и законодательству).

Если в регламентированный срок (не более 13 дней) контракт не был подписан или не был направлен протокол разногласий, то заказчику автоматически направляется уведомление об уклонении участника от заключения контракта.

В этом случае участнику аукциона не возвращается сумма обеспечительной заявки.

Где пройти обучение процедуре госзакупок?

Закон № 44-ФЗ не просто объемный (около 180 страниц в формате Word), но и сложный для понимания, поэтому самостоятельно освоить процедуру госзакупок проблематично. Выше мы уже говорили, что на государственных площадках публикуется информация в виде пошаговых инструкций. Пройти полноценное обучение, но уже за некоторую сумму, можно и в специальном учебном центре «Сбербанк-АСТ».

Кроме того, в Москве создан Единый центр госзаказа, в рамках которого представители малого и среднего предпринимательства могут получить бесплатное информационное сопровождение, которое включает:

  • семинары, круглые столы, форумы, очные, заочные и он-лайн консультации;
  • набор методических материалов, памяток, инструкций.

Если наша статья помогла вам разобраться в процедуре проведения госзакупок, пожалуйста, поделитесь ею с друзьями – пусть она поможет и им. Нам будет очень приятно!

Источник: https://www.regberry.ru/malyy-biznes/goszakupki

Госзакупки: махинации, особенности и подводные камни

Мы много участвуем в госзакупках (котировки, аукционы) на поставку программного обеспечения для ЭВМ. Выигрывать получается с первого раза, но если много участников, величина прибыли по поставке значительно уменьшается.

Хочу заметить, что необходимо учитывать тот факт, что электронные торговые площадки берут около 3 000 руб. с победителя аукциона. Практикуются и жульнические схемы. Наиболее распространенная на котировках — когда участвуют два якобы «разных» участника, один с ценой чуть ниже, чем у второго.

В электронных аукционах неугодных участников отстраняют на втором этапе из-за незначительной ошибки в документации.

В нашей сфере практически все конкурсы инициируются и готовятся (предпродажная подготовка, подготовка ТЗ) конкретными участниками. Естественно, если компания работала над поставкой не один месяц, то очень хочет получить контракт.

Организация отдела, который будет составлять предложения для формирования тендера, а также дальнейшее обучение таких специалистов обязательно влетит в копеечку.

Если же вы менеджер-энтузиаст или владелец бизнеса и решили вникнуть в суть и самостоятельно разобраться, как проводится тендер на закупку продуктов или услуг, принимайтесь за штудирование федеральных законов, регулирующих проведение закупки, так как это основа, знание которой существенно облегчит вам жизнь. 

Мы работаем на IT-рынке более 20 лет, и все эти годы контракты для госзаказчиков были одним из приоритетов развития бизнеса компании. Мы работаем с такими ведомствами, как ФМС России, Пенсионный фонд, Казначейство, Росреестр.

В 2014 году доля проектов для госсектора составила 25% от нашего общего оборота.

Важно

С учетом того, что электронные аукционы были введены в 2011 году Федеральным законом 94-ФЗ, на основании которого все тендеры проводили госзаказчики, в электронных аукционах нам приходилось участвовать с самого начала их появления.

«Подводных камней» при участии в них всегда хватало: что-то было связано с электронными площадками, что-то с действиями заказчиков, а что-то зависело от человеческого фактора с нашей стороны. В последнее время все трудности, которые связаны с технической стороной вопроса, постепенно уходят.

С введением закона 44-ФЗ доступ к аукционам не изменился, потому что каждый закон можно трактовать двояко. Например, в данном законе есть статья 33.

Если кратко ее описать, то выглядит она так: заказчик должен в документации описать все требования к продукту закупки и не указывать конкретное наименование продукта, но если ему нужна совместимость с имеющимся оборудованием, то пожалуйста.

Этим заказчики часто  пренебрегают и подтягивают под эту двойственную трактовку закона все подряд: программное обеспечение, аппаратные средства. Так что изменения в законе несколько меняют принципы работы, сроки и толкование отдельных действий заказчиков и исполнителей. 

Когда компания участвует в небольшом количестве аукционов, эти сроки легко учитывать и предугадывать, но когда их десятки, то все приходится держать в графиках и календаре важных дел, так как даже единственный пропущенный день может стать критичным.

Практики побед много, в том числе и с первого раза. Бывало, что на тендер не приходили другие участники или наше ценовое предложение становилось лучшим. Но недавно мы проиграли из-за того, что в конкурсную документацию вложили не ту лицензию, просто потому, что сотрудник, собиравший документы, перепутал одну лицензию с другой.

Перед участием в тендерах мы оцениваем риски, в том числе учитываем практику заключения контрактов заказчика прежних лет, анализируем возможность победы и принимаем решение, идти на тендер или нет.

Конечно, случаются и форс-мажорные ситуации, и в таких ситуациях часто виноваты рейдерские фирмы, которые не имеют ни опыта, ни возможностей исполнения условий тендера и выходят на торги с надеждой «договориться». 

Вячеслав Тертус, руководитель компании DELUS LLC

Наша компания «Деловые услуги» из Севастополя только осваивается на рынке госзакупок. Первое, с чем мы столкнулись, — неимоверные сложности по настройке ПО для работы с торговыми площадками. Настроить компьютер может или специалист, или жутко упрямый и целеустремленный человек.

Первый опыт был неудачным. Во-первых, закупка услуг, которые мы оказываем, была у единственного поставщика, хотя имеется активный рынок по закупавшимся услугам. Сама закупка сопровождалась многочисленными нарушениями российского и местного законодательства.

Ввиду многочисленных нарушений мы направили нашу жалобу в Крымское УФАС, но ее не стали рассматривать по существу и переписали отзыв на нашу жалобу, который предоставил заказчик.

Совет

Изучение вопроса обжалования бездействия Крымского УФАС в вышестоящий орган видится бесперспективным, так как законодательного механизма досудебного обжалования бездействия УФАС просто нет.

Мои друзья пробовали работать с госзакупками и столкнулись с тем, что в проекте контракта на закупку предполагается поставка товара в течение трех дней с даты заключения контракта.

Нужно понимать, что логистика поставок Крыма полностью зависит от работы Керченской переправы и погоды, а в случае неудачи можно попасть в число ненадежных поставщиков.

Пока попасть в число поставщиков по госзакупкам никому из моих знакомых не удалось.

Валентина Болкунова, специалист отдела банковских гарантий управления кредитования Банка расчетов и сбережений

Банковскую гарантию на 500 000 руб. получить сложнее, чем кредит на 3 млн руб. При рассмотрении вопроса о выдаче банковской гарантии имеется ряд стоп-факторов, таких как отсутствие у потенциального клиента опыта исполнения госконтрактов, наличие потенциального клиента в реестре недобросовестных поставщиков. Все это делает получение банковской гарантии невозможным.

Введение порядка реструктуризации задолженностей перед коммерческими банками позитивно повлияет на снижение рисков потери банками ликвидности в связи с исполнением требований по банковским гарантиям в крупном размере.

Предоставляя банковскую гарантию заявителю, банк-гарант за принятые на себя риски получает соответствующее вознаграждение. В сложившейся экономической ситуации в стране риски неисполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) госконтракта увеличились. Конечно, любое повышение цен все воспринимают болезненно.

В свою очередь, для предпринимателей размещение депозита в качестве гарантирования исполнения госконтрактов бывает не всегда удобным, например, если у них нет возможности вывести необходимую сумму из оборотного капитала. В связи с этим предприниматели не одобряют повышение тарифов на банковские гарантии. 

Тем не менее анализ рынка банковских гарантий показывает, что для добросовестных компаний с адекватным опытом работы тарифы на банковские гарантии не изменились.

Безусловно, отсутствие обеспечения повышает тарифы на гарантию для покрытия возможных рисков. Поэтому с новым потенциальным клиентом согласовывается повышенная комиссия за выдачу гарантии или внесение обеспечения.

К сожалению, введение Единого реестра банковских гарантий в соответствии с 44-ФЗ с 01.04.2014 г. сократило, но не обеспечило полное отсутствие поддельных гарантий. Мошенникам удается получать ключи к личным кабинетам банков и размещать поддельные банковские гарантии в самом реестре банковских гарантий.

Обратите внимание

При выдаче гарантии банки проверяют финансовое положение компании, ее опыт исполнения госконтрактов, в том числе опыт, аналогичный тому, что требуется в данном тендере. Проверяется и кредитная история, участие в судебных разбирательствах.

То есть здесь работают сразу три службы банка: безопасности, кредитная и рисковики. Результатом этого стало отмечаемое всеми экспертами сокращение числа участников гостендеров и рост случаев демпинга на этом рынке.

Компании, не готовые пройти банковскую проверку, больше не рискуют участвовать в тендерах.

Антон Толмачев, управляющий партнер компании «ЮрПартнерЪ»

Рынок госзакупок в последнее время сильно изменился. Сейчас значительно возросла доступность участия в конкурсах. Информационное обеспечение позволяет легко находить необходимые конкурсы, к тому же усилился общественный контроль — теперь организации и граждане уже на этапе размещения документации влияют на ситуацию, когда условия допуска и участия явно необоснованные. 

Разрабатываются условия, наиболее подходящие под конкретного участника. Все проведено по правилам, но фактически победителем является участник, который предполагался изначально. Также встречаются схемы, при которых участники идут в конкурсы группой, создавая видимость борьбы, но на самом деле сговариваются, то есть победитель известен заранее.

Отдельной проблемой является включение в требования к участникам конкурса субъективных критериев. По таким критериям заказчик оценивает квалификацию участника исходя из своих убеждений, в этом случае проверить и как-либо оспорить результаты практически невозможно.

На нашем опыте мы столкнулись со всеми этими проблемами. Например, ряд однотипных тендеров был, очевидно, подготовлен для определенного участника, а некоторые критерии оценивались заказчиком субъективно.

В результате именно этот участник и выиграл все эти тендеры.

Мы вместе с другими участниками обратились в антимонопольную службу, в результате подавляющее большинство из них было признано соответствующими законодательству, так как оценка субъективных критериев не входит в полномочия антимонопольной службы.

Андрей Медведев, соучредитель и генеральный директор компании «Промышленные силовые машины»

Мы начали участвовать в государственных тендерах в 2006 году. За девять лет очень многое изменилось — и в законодательстве, и в закупочных процедурах. Конечно, наличие электронных площадок упрощает доступ компаний к конкурсам. Раньше везде нужно было личное присутствие.

В 2007 году нашему специалисту пришлось ехать на тендер в какое-то село в Мурманской области. Он уже сел в поезд, когда оказалось, что организаторы неправильно оформили документы, и тендер отменен. С электронными торгами таких ситуаций быть не может.

К тому же появились агрегаторы, которые делают подборку тендеров по заданной теме, так что вы видите все торги, которые ведутся по вашей продукции.

Важно

С точки зрения документации все абсолютно прозрачно: перечень необходимых документов регламентирован законом.

В заявке всегда две части: в первой должно содержаться согласие участника на поставку товара и техническая информация о продукции в соответствии с техзаданием, во второй — сведения о компании и документы, подтверждающие соответствие требованиям российского законодательства.

Запрашивать дополнительные сведения закупщики не имеют права, так что при подготовке заявки просто нужно быть очень внимательными и проверять ваши документы на соответствие указанным в тендере критериям.

Существует несколько финансовых аспектов. Во-первых, обеспечение заявки: по закону поставщик должен внести обеспечительный платеж в размере от 0,5 до 5% от максимальной цены контракта для подтверждения участия в аукционе. Эту сумму можно положить на счет закупщика либо подтвердить банковской гарантией.

Мы несколько раз сталкивались с попыткой мошенничества на этой почве. Выглядит это так: закупщик пишет, что в обеспечение заявки принимается только денежный платеж. Участники переводят средства на счет закупщика, а он пропадает. У нас такие конкурсы сразу вызывают сомнение, поэтому мы в них не участвуем.

Второй финансовый момент — обеспечение исполнения контракта. Здесь уже более серьезная сумма — 5-30% от суммы договора. И срок предоставления обеспечительного платежа — всего пять дней. Так что если вы выиграли аукцион, нужно быть готовым оперативно оформить банковскую гарантию.

Казалось бы, такие условия подходят только для крупных игроков, а малый и средний бизнес остается за бортом. Однако на нашем рынке мы наблюдаем другую картину — выигрывает тот, у кого самый дешевый продукт. В нашем оборудовании это означает засилье поставщиков плохой китайской техники.

Они, как правило, совершенно не заботятся ни о клиентах, ни о сохранении собственного доброго имени. Поэтому периодически не выполняют условия контракта, попадают в черный список, а затем меняют юрлицо и снова идут на торги.

Совет

При этом качество продукции и услуг, которые они поставляют по гостендерам, крайне низкое. Ведь качество — сложно измеряемая величина,  описать его параметры в техзадании практически невозможно.

Вот и получается, что все оборудование рассматривается как аналог, независимо от того, как и из каких комплектующих оно сделано и отвечает ли кто-то за его работоспособность.

Бывают и откровенные подлоги: недобросовестные поставщики просто переписывают характеристики оборудования, указанные в ТЗ, хотя на деле их машины этим характеристикам не соответствуют. Закупщики, в свою очередь, не всегда обладают достаточными знаниями о технике и боятся претензий со стороны ФАС, поэтому не отклоняют таких поставщиков.

В итоге выигрывает сомнительный продукт, предложенный по минимальной цене. Реальная техническая приемка оборудования проводится на месте, и это открывает возможности для мошенничества. Именно поэтому последние два года мы практически не играем в гостендерах. В корпоративных закупках по 223-ФЗ участвуем много, а вот все, что касается 44-ФЗ, проходит мимо.

Времени они отнимают много, а результата не дают.

Источник: https://kontur.ru/articles/2450

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector